«Политика – это большой шоу-бизнес» — Новые Известия

«Политика – это большой шоу-бизнес»

Лидер группы «Мумий Тролль» неожиданно представил общественности свой новый проект – «Горностай». В интервью «Новым Известиям» Илья ЛАГУТЕНКО рассказал, зачем ему еще одна группа и как он относится к росту протестных настроений и гипотетическому дуэту с Юрием Шевчуком.

– Зачем вам был нужен новый проект, если «Мумий Тролль» чувствует себя вполне неплохо?


– Хотелось сделать что-то с нуля и совершенно в другом составе. Не ради коммерции, а чтобы освежить ощущения и поработать с новыми людьми. «Горностай» – это анархический проект. Никаких репетиций, установок, планов, ничего из того, что обычно подразумевается под словами «музыкальная группа». Разговаривать об этой музыке, продвигать ее вообще не предполагалось. Мы никого в проект не набирали, это не было продуманной концепцией. Мы все пустили на абсолютный самотек и ждали, когда какой-нибудь корабль разобьется у наших скал. Или, наоборот, пройдет мимо и возьмет нас на борт.

– Премьерный альбом «Горностая» – «Воздух свободы» выложен в Сеть, где пользователи могут вас отблагодарить, а могут и бесплатно скачать. Вы надеетесь заработать на этой пластинке?

– Мы уже заработали. Портал перечислил нам первые гонорары. Надеемся, что это лишь начало!

– Насколько вообще жизнеспособна схема «послушай и заплати, если захочешь»? Аудитория ведь может окончательно убедиться в том, что в Интернете вся музыка бесплатная.

– Мне кажется, что среднестатистический российский музыкальный потребитель гораздо радостнее берет все бесплатно. Мечта о коммунизме как об идее, где все бесплатно, была заложена крепко в головушки наши. О второй составляющей – труде – обычно забывают слушатели, но не музыканты.

– В песне «КапКапКап» довольно жесткий текст – об убийствах на национальной почве и так далее. Вместе с тем ваша манера исполнения намекает на то, что все это не более чем стеб. Так что это на самом деле?

– Это очень серьезная песня про то, что всем надо жить в мире. Что мы не должны становиться заложниками предубеждений и чужих интриг, попадать в капканы, которые сами расставили. Когда кровь невинных пролита – это очень, очень плохо… Ну, я думаю, политика сейчас на жизнь нашей страны оказывает куда большее влияние, чем музыка или архитектура. Это факт, от него никуда не деться. Политика – это еще больший шоу-бизнес, чем наш музыкальный шоу-бизнес. Меня лично больше интересуют музыкально-поэтические решения, чем лозунги политические. Но вот, скажем, такому автору, как Михаил Борзыкин, удаются просто бриллианты социальной направленности вот уже на протяжении 20 лет. Он на настоящей музыкальной баррикаде – и я ему верю.

– На сайтах «Горностай» лукаво рекламируется как «супергруппа Лагутенко и Шевчука». Посвященные, конечно, знают, что вашего Шевчука зовут Павлом, но есть и те, кто решил, что вы объединились с Юрием Шевчуком. Нет ли в этом элемента некорректной рекламы?

– Разве корректная реклама бывает? Даже знаменитая «Летайте самолетами Аэрофлота» в Союзе ею не была по большому счету, так как других авиалиний не было.

– А если представить гипотетический дуэт Ильи Лагутенко и Юрия Шевчука, как бы это могло выглядеть в музыкальном смысле?

– Я требовательный, но очень чуткий продюсер. Мне кажется, что в таком дуэте для чистоты эксперимента мне нужно было бы сочинять текст, а не музыку (смеется).

– Вы лично знакомы с Юрием Юлиановичем? Он, помнится, в свое время весьма бескомпромиссно причислял ваш «рокапопс» к попсе…

– Да, знаком. Я до сих пор считаю, что некоторые его песни настолько сильные, что по значению намного опережают общественную деятельность. Наверное, все-таки все мы любим песни больше, чем правителей. На одном из недавних фестивалей Юрий Юлианович сделал группе свой искренний комплимент. Это лишний раз говорит об исполнительской силе «Мумий Тролля».

– Как вы думаете, стоит ли ожидать в музыке рост протестных песен? И смогут ли они повлиять на настроения общества?

– Я помню так называемые «перестроечные времена» конца 80-х: рок-клубы давали на-гора достаточное количество музыкального протеста, но мне кажется, что именно настроения в обществе влияли на их сочинения, а не наоборот.

– С вами власть пыталась как-то взаимодействовать? Приглашения на предвыборные концерты, Селигер – было что-нибудь в этом роде?

– В предвыборных концертах нам не довелось поучаствовать. «МТ» начал свою гастрольную историю в 1997 году. То есть на «Голосуй, а то проиграешь!» мы не успели. А с тех пор мода на рок на выборах прошла. Многих политиков мне удавалось увидеть в зале во время наших концертов. И я думаю, это хороший знак – не все же тосковать под отголоски советской эстрады.

– Где вы себя чувствуете лучше всего в не политическом, а географическом смысле? Есть ли такое место, где хочется остаться жить навсегда?

– Со временем все сложнее совершать все эти передвижения. Потому что все-таки семья, дети, большая ответственность, которая с каждым годом будет становиться все больше: детские сады, школы, дальнейшее образование. Пока у меня еще есть энтузиазм по поводу того, что можно объять необъятное, он не исчерпался. Но, вероятно, скоро придется принимать какие-то принципиальные решения на этот счет. Мне, честно признаюсь, до сих пор нравится Дальний Восток – особенно российский. Природа, воздух, море. Когда я стою на берегу Японского моря, мне кажется, что я дышу и растворяюсь. Там совершенно особенная атмосфера, в которую хочется возвращаться. Даже и сейчас, объездив всю планету, я себя ощущаю дальневосточником. Мне очень нравятся большие мультикультурные города у океана: Кейптаун, Лос-Анджелес, Гонконг… в любом из них я чувствую себя как дома.

Алексей Мажаев

Еще