«Драконoff Карнавал». Дракон Елена Мараренко, Денис Birkoff Мартынов.

Ассоциации и ощущения в стихах и прозе

…Время в конце века, тем более тысячелетия имеет обыкновение разжиматься…
…Для меня в рок-н-ролле были «Beattles», «Led Zeppelin» и «Uriah Heep»…
…Когда-то, в далеком уже июле 1997 года, смотря НТВ+Музыка, я остановила свой взгляд на милом и очень оригинальном исполнителе, который пел про «кота ниже живота». «Этот мальчик далеко пойдет», — подумала я, тогда еще не зная, что мальчику-то не 18–20 лет, а 28, и в активе у него не один год, а 10 лет работы в музыке. Несколько месяцев спустя в журнале «Медведь» я прочла чудесную статью «МОРСКАЯ ШЕЛЬМА» и год 97–98 прошел у меня под «новой луной воспитанника упавшей звезды».
…Не менее далекой весной 1997 года, переключая каналы, я натолкнулся на видеоклип «Кот Кота» в исполнении очень странной и мало мне интересной группы с абсолютно абсурдным (казалось мне) названием «Мумий Тролль». «Ничего у них не получится», — подумал я, тогда еще не подозревая, что получается вот уже 10 лет. Об этой группе я сразу же забыл. Но судьба занесла меня на фестиваль «Таврийские Игры-98», где мне посчастливилось увидеть живое выступление этой команды…
Так начиналась любовь — «Мумий Тролль»…

Пастельная плоскостность юного
солнца -
Ночные осколки соединились
Из тысячи криков холодных
сольется
Алая песня
Бездонным колодцем
Из неба и пыли
летящим в пространстве
дорога взорвется
Метеоритом и
обернется
Тихой улыбкой
Ночной колыбели
Раздвинув границы
Только увиденной стаей рассвета -
Земные цветы неземного букета -
Взлетая без крыльев
Голуборозовожелтые птицы
Выплеснут тихо алого бога
В волны земли из колыбели
Упоклонясь ему
Сумерки утра
Светает Дорога

Рассвет Дорога Киев-Херсон, 31 марта 1998 (Михаил Башлаев. Из личной переписки)

…Дорога та же. 11–12 марта 2000 года…

Накануне… Раздается звонок из Англии.. Алексей Семенченко (Семен). Университетский друг. Филолог. Журналист радио «Свобода». Последний раз мы слышались и виделись в июне 97-го.
- Как твоя аспирантура?
- ЗакЁнчую (на красивом, как всегда, украинском с западным «привкусом»).
- А я хочу поступать. С английским, правда, плохо. Что-нибудь связанное с Серебряным веком на новом витке. Кое-что из русского рока, например (что именно — пока не говорю).
- Так. Це классно! :)
- Надоели кафельные стены.
- А як там «ВВ»? Ще спЁвають!? :)
- Да. Поют и успешно!
Семен поддержал. Мне нужна его поддержка…

12 марта 2000 года. Херсон, киноконцертный зал «Юбилейный». Концерт Ртуть Алоэ-Тура группы «Мумий Тролль“. Дракон правит бал…
Немного потолпившись в фойе, заходим в зал. На сцене — предвкушение торжества звука, голоса, света… Холодно… Ожидание…
Часы опоздали, мы опоздали… Они опоздали. Может быть, на самом деле, это часы опоздали — это не так важно. Важно то, что они тут.
…“Карнавала.Нет». Разрезая темноту светящимися глазами, перед нами проходят загадочные существа, инопланетные гости, прилетевшие издалека. Нарушая ритм соло гитары, с высоты спускается мощнейший, тягучий, невероятно красивый звук баса. Кто это? Род Блэйк? Нет, один из четверки…
…Не очень.
…Скорее и быстро.
…Моя Певица. Очень красивая песня. Неслучайно, после нее звучит старое и любимое. Она объединяет. Вроде мостика между «тогда» и «сейчас». Стихи и музыкальность «Икры» только на другом уровне. Нарыв, который лечит АЛОЭ.
Помнится, в «Формуле Любви» граф Калиостро говаривал, что из ртути на десятый день возникает золото. Это же происходит с альбомом «Точно Ртуть Алоэ». «Моя Певица», «Сны», «Не Очень» одержали победу в сознании, подсознании, душе, каждой клеточке нашего существа. Но что же тролли вытворили с нами песней «Ему не взять тебя с собой»!! Какой ВОКАЛ, какие ЗВУКИ!! Нет слов, которыми можно было бы выразить то состояние растворенности, красоты, блаженства. Да, поистине, Любить — Творить дано немногим. Тем более, испытывать оргазм Души. Наши души звенели возможными и невозможными колокольчиками, издавая самые восхитительные, самые искренние, самые тонкие звуки, играя всеми гранями своего полифонического существа.
Концерт — нечто… Тролли любят и знают свое дело, абсолютно не заигрывают с публикой. Я видела много выступлений, но ТАКОГО… Это и шоу, и театр, и невероятно мощный рок-концерт. То, что слышится и видится невживую, не идет ни в какое сравнение.
Нам удается пообщаться с музыкантами. Журналистов не подпускают. На сцену выходить не разрешают. Сила нашего желания настолько велика — бескорыстно помогает организатор концерта в Херсоне — «Русское Радио». Общаемся в гримерке. Разговор построен на символах. Реального времени 5–7 минут, ирреального… Впечатлений масса и они самые добрые. Илья искренен, достаточно высок, крепок, серьезен, стилен (черные атласные расклешенные штаны со светящимися бусинами, накидка цвета антрацит типа мушкетерской), и очень важное — мужествен.

…Длинный темный коридор, в конце которого дверь…

И последний из главных шагов
Самый трудный
И любовью не жил — лишь предчувствовал
Близость полета
И боялся лететь, так как видел не небо
А пропасть из слов
Уходящую за горизонт, потерявший закат
Где-то на полпути…

Михаил Башлаев. Из личной переписки. Август, 1998

Илья: Вы все-таки пришли?
Алена: Я приехала специально из Киева для беседы с Вами. Это мой младший друг — Денис Мартынов. Это его «Мысли…» (ранее переданные Илье зам. директора «Русского Радио»).
Илья (серьезно): Я помню. Birkoff17. И что-то там дальше.
Денис: Yahoo.com.
Илья: Да-да-да. Я тронут.
Смотрю на Биркоффа и вспоминаю:

Выпил все все слова со страха,
Головокружение вставит.
Знаки вопросов и точки
Между нами.
Все влажно -
Мы в тумане.

Мне хочется извиниться, точнее в День Прощения попросить прощения, что забираем драгоценное время за написанием автографов, отвлекаем от множества забот и нерешенных проблем.

Илья: Это Вы филолог?
Алена: Да. Филолух.
Илья: Как Вас зовут?
Алена: Понимаете, я хочу написать…
Илья: Как Вас зовут?
Алена: Алена. Елена Мараренко.
Илья: Алена, я с удовольствием уделил бы хоть три часа, но не сейчас. Нет возможности.

Музыканты действительно устали. Нет. Не то. Про себя и всех просебя..

…В душе давно уснувшая усталость,
Не ведомы ни правда, ни закон,
И все, что у тебя осталось,
Ни вера, ни любовь, ни жалость,
А лишь,
Всегда неуловимый горизонт…

Гриззли. Опубликованное на сайте программы «Антропология».

Алена: Я хочу написать работу о декадансе в русском роке.
Илья (не поднимая головы): Ага.
Алена (насточиво-обиженно): Что ага! В глаза надо смотреть!
Илья: Я жил в 20-е.
Алена: Я тоже.
Сдвиг (иронизируя): Не может быть. Вы слишком молодо выглядите.

Как будто из солидарности с нами напротив стоит очень симпатичный музыкант.

Хочется ответить, но держу паузу, мечтая. Может, я чайка, гуляющая по времени и пространству со скоростью мысли («Чайка Джонатан Ливингстон» лежит у нас в сумке как талисман).
Алена (серьезно): Я еще в Возрождении жила.
Сдвиг: А зачем? (Про русский рок писать).

Алена (просебя): В вопросе суть ответа. Где-то
За чем-то — новый горизонт -
Соединенье тьмы и света -
Оплавлен в звездную корону из сонетов
Изгнанников, скитальцев и поэтов
Вселенной сон.

Михаил Башлаев. Переписка. Апрель, 1998.

Сдвиг: Разве русский рок есть?
Илья: Да, действительно, разве он есть?
Я смеюсь. Мы все смеемся. Слова здесь не нужны. Почувствуйте все сами. (Биркофф, «Мысли…»)
Вот и наступило раскрепощение в беседе. Илья закурил.
Денис (подойдя к Илье): Я могу рассчитывать на то, что вы напишете мне?
Илья: Да. Я же не просто так запомнил. Birkoff17. Но не сейчас. Мы закончим тур по Украине, и у меня будет время. Тогда я и напишу.
Алена: Почему не было «Сны» и «Случайности»?
Илья (заинтересованно): Это полуакустическая программа.
Алена: А где ее можно посмотреть?
Илья: Играем в некоторых местах. Приходите, посмотрите.
Алена: А почему не продавались альбомы перед концертом?
Илья (возмущенно): Мы не организаторы. Есть организаторы концерта, у них надо спросить.
Алена: А… «два солнца сбоку»?
Илья (улыбаясь): Вы бывали на Дальнем Востоке?
Алена: Нет. У меня на балконе два солнца.

…Как-то мартовским утром 99-го года я с моим другом Мишей наблюдаем удивительную картину, сидя на кухне у меня дома в Киеве.
- Дивный рассвет.
- Да. Солнце! Почему слева? Должно быть справа. Солнце же идет с востока на юг, затем на запад. Смотрю вправо… Солнце! Их два!! (первое — отражение второго в стекле балконной двери)

Илья: Значит Вы оттуда.
Алена: А кто Сдвиг?
Сдвиг (улыбаясь): Тот, кто много говорит.
Илья, пружиня ногами, скачет как мячик, и большими пальцами обеих рук показывает на музыканта, стоящего слева от него. Вспоминается почему-то «великий клоун без пошлости» Енгибаров. У Сдвига не сходит приятная улыбка с лица, обрамленного красноватыми волосами.
Алена: Это был наш вопрос по поводу ассоциаций на понятие Илья Лагутенко 5 февраля (День наступления Года Дракона) на презентации «Точно Ртуть Алоэ» на веб-конференции. Вы написали «Да а у вас с Херсоном?» и поставили четыре улыбки из скобок.
Илья, вспоминая, улыбается.
Алена: Вижу, улыбки остались не только из скобок.

Как жаль, что именно сейчас нужно уходить, дабы не злоупотреблять возможностью, предоставленной нам «Русским Радио Херсон». Как жаль… Потому что с первого мгновения подтверждается то ощущение знакомого и близкого, возникшее еще тогда в июне 97-го. Просто… давно не виделись. И вот встретились…
Илья: Мы еще встретимся и Полетим!
Алена: На Луну!! :((
Илья: Мы скоро увидимся!
Алена: Мы никогда не увидимся! :((((

…Опять темный коридор.

…Не удержим соблазн летать
Паденья избежав едва
Приятно и легко
Под тела тяжестью -
Не своего
Забудь, где небо, где земля
Проснись, крыло
Вот чудо из чудес -
Обломки стен, стоявших столько лет
Что может помешать
Увидевшему свет!
С признанием и восхищением
В ответ!

Михаил Башлаев. Переписка. Март, 1998.

…Да, это и есть остановившееся мгновение… (Милорад Павич, «Пейзаж, нарисованный чаем»)

Очень хочется узнать об ощущениях, которые испытывали ребята, записывая свое невероятное ТВОРЕНИЕ в стеклянной студии Питера Гэбриела Real World — одной из лучших по качеству аппаратуры. Ассоциации, которые возникают: Юхан Борген. «Стеклянное Яйцо» с домиком внутри, при встряхивании которого на него (домик) обрушивается снег… Глядишь… и может замести… Главное — вовремя остановиться…
Все растворилось не в безвоздушном пространстве… В стеклянном кафе нелондонской студии, в огромном количестве пузырьков шипящих бокалов.

И пусть не соблюдается классический размер стиха, построение фразы, падежи. Все это не важно, когда перед тобой слово-гипертекст.
Это надо ощущать, чувствовать. Надо жить…
…нужно верить в собственное «я» и не обращать внимание на тех, кто говорит: так не делают, так не работают, так не живут. Живут, делают, работают. Все новое рождается не благодаря, а вопреки..
Мы еще встретимся и полетим! :)
На Луну!! :))
Мы скоро увидимся!!!

«Мумий Тролль», спасибо за величайшее наслаждение!

P.S. В газете «Совершенно Секретно» я прочла довольно своеобразную статью о Годе Дракона. Говорилось о том, что Крыса, Дракон, Обезьяна — друзья (года всегда високосные). Однако, это не означает, что должны происходить какие-то плохие события. Просто на один день больше. Это как зима и ночь, где время отсчитывается назад. Стирается вся ненужная информация. Остается самое важное за три предыдущих года…
…Это время любви, развлечений и … КАРНАВАЛОВ.

Еще