«ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА». А.Шевелев.

Когда даже осенью +28

Это не шутка и не поэтическое преувеличение — 21-го сентября, в день концерта «Мумий Тролля», температура воздуха в Красноярске действительно поднималась днем до +28. Резко континентальный сибирский климат — это, конечно, вещь плохо предсказуемая и полная неожиданностей, но такое в конце сентября в нашем городе бывает крайне редко. «И давно у вас так тепло?» — спросил меня Сдвиг. «Еще на прошлой неделе ходили в куртках, а это — к вашему приезду!“ — ответил я.
“Мумий Тролль» уже в четвертый раз в Красноярске, во второй раз концерт пройдет во Дворце Спорта. Особенный концерт, так и хочется сказать — необыкновенный. Во-первых, у «Троллей» нынче «все с собой» — декорации, светоустановки, видеоэкраны. И это значит, что мы увидим и услышим новую программу с точно таким же светом и звуком, как москвичи и гости столицы 1-го сентября. Во-вторых — это ПЕРВЫЙ концерт «Мумий Тролль — Моторола — Шоу — Меамуры — Туры». До Красноярска была только российско-японский «День Знаний» в Лужниках и три песни в Киеве на «Просто Роке». «Если мы возьмем пару трейлеров с хорошим звуком и хорошим светом и проедем пятнадцать городов, это уже будет большое дело» — так говорил Илья Лагутенко в интервью журналу «ОМ» летом 98 г. Прошло четыре года, и вот большое дело начинается в Красноярске. Публика предвкушает звук и свет на высшем уровне, а музыканты, хоть и не подают вида, все-таки волнуются — как будет работать на концерте все то, что они везут с собой в трейлерах?
И еще этот концерт — по крайней мере, лично для меня — должен был дать ответ на многие важные вопросы, связанные с новой программой «МТ», с новым альбомом, с «Меамурами».

Бархатный сезон

Уважаемый читатель, Вам не кажется, что за время, прошедшее с выхода альбома «Морская» (чуть больше пяти лет), «Мумий Тролль» успел ВСЕ? Все, что может сделать на просторах России и ближнего-дальнего зарубежья группа, играющая «modern guitar music» (брит-поп, рокапопс, «indie-pop» — выберите ярлычок на свой вкус). Они привлекли всеобщее внимание легким, ироничным «морским» брит-попом, затем вдруг угостили всех жесткой, агрессивной постпанк-неоглэмовой «Икрой». В конце 90-ых переписывали свои старые песни со звуком, напоминающим, скорее, о 80-ых, о наивно-романтической эпохе «Japan», «Duran Duran», «Depeche Mode», ранних «The Cure» и романтизированных «Roxy Music». Встретили новое тысячелетие монументальным, исполненным поистине императорских претензий «Точно Ртуть Алоэ». Играли секретные концерты в столичных клубах, камерную акустику с конферансье, танцорами и симфоническим оркестром в Гостином Дворе, стадионное электричество в гулком амбаре Олимпийского спорткомплекса. Роскошно пролетели на «Евровидении», а вслед за этим пролетом отыграли свой первый европейский тур и презентовали свой первый англоязычный сингл. С успехом выступали в отвязно-рОковом «100 Club» и элитно-джазовом «Ronnie Scott“s Club» в Лондоне. Привезли свою музыку в Японию, а японскую музыку — в Россию, были причастны к записи и выпуску альбомов «DeadУшек», «2manного 100на», Zемфиры и «Сегодня Ночью», играли концерты в Израиле, США и ЮАР, выпускали синглы, снимали клипы, защищали дикую природу, боролись со СПИДом…
- «Неужели это уже предел мечтаний?»
- «Ну, большего-то, наверное, нельзя было достичь».
Вот я и вспомнил еще раз то интервью Ильи Лагутенко Андрею Бухарину («ОМ», июнь 98 г.) Прошло четыре года, даже чуть больше — накапливаются события, впечатления, синглы, альбомы, клипы и… инерция слушательского восприятия. Уже можно с умным видом разглагольствовать: «Да, не тот стал „Мумий Тролль“, не тот… вот, помню, в 97-ом, в ДК МАИ!!!» «Морская» и «Икра», в рецензиях на которые тогда, в 97 — 98 гг., проскальзывали и критические замечания, сегодня делаются недосягаемым эталоном, планкой, которую группе уже не перепрыгнуть никогда. И, кажется, запиши «МТ» новый альбом с точно таким же звуком, с теми же музыкантами, саундпродюсером и в той же студии, что и «Морскую» (или «Икру»), многие радостно воскликнут: «Ну, наконец-то! Слава Богу, надоело дурью маяться, занялись своим настоящим делом, вот это как раз то, чего мы от вас хотели!» Как говорил Фрэнк Заппа, «смерть от ностальгии».
Но вот незадача — ну никак не хочет «Мумий Тролль» загибаться от ностальгии по самому себе и не желает подобной участи своим слушателям. «Мумий Тролль» хочет меняться, хочет двигаться дальше, звучать по-новому; но поскольку за эти пять лет они действительно успели если не все, то очень многое, пространство для маневра у группы, как ни странно, не так уж велико.
Оставим в стороне радикальные варианты развития событий — электронный альбом или, как юморил Илья в 98 г., «акустический альбом с преобладанием народных инструментов». Это, кстати, могло бы быть интересным, но это пока (надеюсь, что только пока!) не для «МТ». На самом деле, если группа хотела записать новые песни, не повторяя того звука и настроения, что уже были найдены на предыдущих альбомах, у нее было два направления движения.
Или — путь в сторону музыкального усложнения, неожиданные смены ритма и темпа, непростые гармонии, многослойные аранжировки, смычки, дудки, хоры и оперный вокал. Условно говоря, то направление, в котором сейчас двигаются «Mercury Rev» и «Flaming Lips»; музыка, которую очень приблизительно можно определить как «неопсиходелия», «dream pop», авант-рок, современный арт-рок. Кстати, нечто подобное можно услышать у «Троллей» в песнях «Сны», «Ему Не Взять Тебя», «Тише», «Масло». Но если это направление группе не интересно или пока не по зубам, тогда остается второй вариант — поп-альбом.
Оговорюсь сразу — поп-альбом не в российско-попсовом понимании этого слова, а поп-альбом на уровне Стиви Уандера, «Bee Gees», Брайана Ферри, «Japan», «Duran Duran», поздних «Pet Shop Boys», Марка Элмонда, Гэвина Фрайдей, поп-альбомов Дэвида Боуи. Умный, тонкий, изящный, ироничный, парадоксальный, аристократический, и в то же время мягкий, бархатно-лиричный — потому как ПОП. В российской музыке таких песен и таких альбомов до обидного мало (может быть, только Гребенщикову в американском «Radiosilence», да еще «Мегаполису» и «Кварталу» в своих лучших записях удавалось взять эту высоту), и если бы у «Мумий Тролля» все получилось идеально, то…
Идеально не получилось. Идеал — он вообще-то недостижим. Но сначала о хорошем.
Звук «Меамуров» многим показался слишком мягким и расслабленным, прилизано-попсовым — но тем не менее это по-прежнему звук «Мумий Тролля». Никуда не исчезли ни голос Лагутенко, ни гитара Цалера, ни ритм-секция Сдвига и Пунгина. Что касается тоненько попискивающих клавишных и программированных ударных в некоторых песнях — ну, извините, но с таким звуком «Мумий Тролль» впервые записался еще на «Новой Луне Апреля». Возвращение к корням, так сказать.
Ярких музыкальных моментов в новых песнях «Троллей» по-прежнему множество. И улетающий куда-то вдаль вместе с осенью финал «Рейса». И партия баса, и финальное гитарное соло в «На удачу-чу-чу». И хитрая гармония, тонко продуманная последовательность аккордов в куплетах «Знакомым Столичным». И «Обещания», все, полностью, от начала до конца — возможно, одна из лучших песен «Мумий Тролля» вообще, причем именно в русскоязычном варианте. И «Стекла» тоже очень хороши, с первой до последней ноты.
А еще вызывает уважение стремление сделать что-то свое, двинуться против течения. Сегодня, когда у всех грохочущие гитары, компьютерные обработки, скрэтчи и барабанные «лупы», когда буквально все, от «Мультfильмов» до «Машины Времени», вставляют в аранжировки декоративные кусочки трип-хопа и брейк-бита, «Мумий Тролль» вдруг звучит подчеркнуто консервативно, даже немного ностальгически. В результате — неожиданно свежо.
Радует и другое — отсутствие в «Меамурах» гигантомании, монументальных, поистине императорских амбиций «Точно Ртуть Алоэ». В новом альбоме намного меньше претензий и позы, меньше ерничества, бравады и напускного цинизма. Больше простоты и ясности, в самом лучшем смысле этих слов. Лирика Ильи Лагутенко, не теряя своей ироничности, становится все более открытой, искренней и мудрой. «В рейс», «Это По Любви», «Стекла», «Недопонимающая», «Знакомым Столичным», «Обещания» — неожиданно взрослые, зрелые, но, к счастью, не растерявшие иронию и мягкий юмор тексты. Уже не «пластмассовый мальчик», не мягкий-пушистый тролльчик, совсем не Илюшка-игрушка; новая лирика — умная и тонкая работа 34-летнего мужчины, Мастера. Того самого Мастера, что подарил нам «Время Тепла», «Воспитанника Упавшей Звезды», «Сиамские Сердца», «Сигналы», «Мою Певицу», «Сны», «Случайности».
Кем-то уже было верно подмечено, что «Меамуры» — первый альбом «Троллей», слушая который, не нужно хвататься за голову и думать: «Так, а что он хотел сказать вот этой фразой, вот этими словами? И вообще, хотел ли что-нибудь сказать, или, может быть, соорудил некую словесную конструкцию „так, от фонаря?“ И еще одна любопытная деталь; я слушал „Меамуры“ первый раз, и мне очень не хватало женского бэк-вокала. Думал: „Ну, в таком-то поп-альбоме, и без милых женских голосов?! Нет, господа, это вы зря, это уж совсем неправильно“. При втором и третьем прослушивании вдруг отчетливо понял, что женский бэк-вокал здесь действительно не нужен. В новых песнях должен звучать голос Автора, и более ничей. Историческая параллель: Боб Дилан глуповато выглядел, когда хор девчонок радостно горланил вместе с ним на концертах принадлежавшие только ему слова „Come In“, she said, „I“ll give you shelter from the storm».
А сейчас, увы, ложка дегтя. Если звук и аранжировки «Точно Ртуть Алоэ» оставляли впечатление, что можно было сделать совсем по-другому, и это было бы не хуже, ощущение от «Меамуров» — можно было сделать чуть-чуть по-другому, и это было бы ЛУЧШЕ. Иногда мне вообще кажется, что избыток студийного времени, слишком долгая работа над альбомом не идет «Мумий Троллю» на пользу. Когда они были ограничены во времени и средствах, результат получался более концентрированный. А при записи «Меамуров» группа, похоже, слишком увлеклась, буквально упивалась меамурной мягкостью и «бархатностью», не замечая, что порой это уже идет во вред музыкальному материалу.
Слишком мягкий, приглушенный, «задвинутый» куда-то на задний план (особенно в «Доброе утро, Планета!») звук гитары Цалера; слишком уж тоненькое попискивание неоромантических клавишных, которое в большинстве песен так и хочется заменить струнными. А еще так и хочется добавить некоторым песням темпа — особенно «Рейсу», «Планете», «Знакомым Столичным» , «Обещаниям»- а то они уж больно напоминают роскошный лимузин (с бархатными сиденьями!:-), движущийся по отличному шоссе на скорости… 50 км/час. Не говоря уж о том, что располагая таким барабанщиком, как Олег Пунгин, и имея все технические возможности записать барабаны, так увлекаться программированием — несколько нелепо. И не дергайте меня за рукав, please! Знаю я, знаю, что эта старомодная драм-машина с сухим, щелкающим звуком — последний писк моды, горячо любимое Ильей «псевдоретро». Но вот насколько этот звук подходит этим песням — вопрос остается открытым.
И акустических инструментов тоже не хватает. Не нужно много смычков и дудок, но представьте себе, как украсил бы «Стекла» французский аккордеон, а «В Рейс» — настоящая живая флейта или саксофон. Вспомним, в «Морской» были саксофон и скрипка, совсем чуть-чуть, но настолько к месту!
Помню, в декабре 2000 г. после концерта в Гостином Дворе я очень разозлился на Юлию Александрову, музыкального обозревателя «Вечерней Москвы», за пространные рассуждения о том, что у «Мумий Тролля», дескать, отсутствует некий «музыкальный аристократизм». Спустя без малого два года слушаю «Меамуры» и задумываюсь о том, что… нет, «музыкальный аристократизм» — это, конечно, понятие крайне размытое, каждый волен понимать его по-своему. Но не покидает ощущение, что эффект «бархатного сезона» в «Меамурах» мог быть достигнут другими, более тонкими средствами.
То же самое можно сказать и про видеоклипы, и про новый дизайн «МТ»-сайта, и про обложку альбома. Не то, чтобы «плохо», нет. Но, кажется, можно было сделать чуть по-другому, чуть тоньше, и в результате — значительно лучше.
А еще «Меамуры» поневоле ввели в заблуждение по поводу того, чего же теперь ожидать от концерта «Мумий Тролля». Признаюсь, услышав, что красноярский концерт пройдет по Дворце Спорта, я недоумевающе пожал плечами. Со стадионным рубиловом новый студийный альбом ну никак не ассоциировался, казалось, этим песням больше подходит концертный зал мест этак на тысячу-полторы, не больше, и обязательно с бархатными креслами…
О, как же я ошибался!

Интервью до концерта: восемь женщин и одиннадцать друзей.

- Какой-то бесконечный саундчек… — сообщает Илья, забежав ненадолго в гримерку глотнуть минералки.
Но вот, наконец, кончился и бесконечный саундчек, и тут я в очередной раз поразился концептуальности общего замысла «Троллей». Публику, заполнявшую зал Дворца Спорта, встречали не электронные щелкания и завывания, как в 97–98 гг., и не потусторонний монолог про «48 дорожек» и «не пытайся это понять», как на концертах «Ртуть Алоэ Тура». Публику встречали песни великого шансонье и гениального скандалиста Сержа Генсбура. «Mambo Miam Miam», «Cha cha cha du Loup», «Couluer Cafe» и «Les Cigarillos» как будто заранее предупреждали: «Настраивайтесь на приятный вечер, но будьте готовы к любым неожиданностям!»
В маленьком перерыве между облачением группы в концертные костюмы и выходом на сцену мы начали нашу беседу.

- Ты согласен с определением «Меамуров» как первого ПОП-альбома «Мумий Тролля», или все-таки это определение кажется тебе несколько однобоким?

И.Л.: Я никогда не любил оперировать какими-то конкретными терминами, потому что если для себя я их объясняю по-одному, вы их можете объяснять по-другому. То, что «Меамуры» — поп-альбом, так у нас все альбомы — поп, в том контексте, как я это понимаю. Если же хочется говорить об искренности рок-н-ролла, то это, пожалуй, самый рок-альбом из тех, что у нас есть. Так что все это относительно, наверное.

- Когда приступили к студийной работе над «Меамурами», уже сразу было ясно, что настроение и звук альбома будут именно такими, лиричными, мягкими, «бархатными»?

- Настроение точно было таким, хорошим. А то, что получилось — это, в общем-то, то, к чему пришли. Времени на создание альбома было много, почти полтора года мы записывали эти песни в тех или иных вариациях, в итоге получили вполне закономерный результат процесса.

- Самые яркие впечатления последнего времени в музыке, кино, литературе?

- Признаюсь честно — подготовка и выпуск альбома, а также подготовка тура заняли последние полгода. Не так уж много удалось посмотреть, услышать и прочитать, поэтому все то, что я сейчас назову — это не за какой-то долгий период селекции, а буквально самые свежие впечатления. «Человек и его тень» — китайский роман, очень интересный, такая романтическая история на производственную тему. В кино — «Восемь Женщин», отличный фильм. «Одиннадцать друзей Оушена» видел, тоже понравилось. А что я слушал? В последнее время все больше «старое, но золотое», такое, между «ABBA» и «Bee Gees».

- Нет желания во второй части тура, возможно, после выхода второго сингла, сделать программу, чем-то схожую с «Без Обмана Туром», поиграть акустику-полуакустику?

- Посмотрим, сейчас об этом еще рано говорить. Есть четко запланированное «Меамуры-Туры-шоу», которое мы презентовали в Москве, а теперь постараемся провезти полный вариант программы по значительной части нашей страны. Это, скажем так, время- и силообъемлющее предприятие, которое вот в таком виде мы впервые взяли на себя. Поэтому посмотрим, как все у нас пройдет, насколько мы сами будем этим удовлетворены, опять же насколько новая программа будет совместима с акустикой…

И тут в гримерке материализуется директор Дворца Спорта — с солеными флотскими анекдотами, цитатами из советских кинофильмов, а также с сообщением (как бы между прочим), что господам артистам пора на сцену. И господа артисты пошли на сцену.

«Меамуры» live: по полной программе

И еще как live! Впрочем, на сайте уже опубликовано несколько отличных отчетов о красноярском концерте, мне не хотелось бы повторяться. Поэтому поделюсь самыми общими впечатлениями.
Начали с «Недопонимающей», сразу вслед за ней хитовый блок — «Морская Капуста» и «Это По Любви». Какая там акустика, какой концертный зал на тысячу мест, какие бархатные кресла! Forget it, как говорят наши британские друзья. Стадионный контекст был выдержан на все сто — жестче звук, быстрее темп и энергия, энергия, энергия! Если кому-то после прослушивания студийного альбома показалось, что «Мумий Тролль» размяк и расслабился — будьте любезны! Начало концерта вышло даже более эмоциональным и драйвовым, чем первые минуты предыдущего выступления «Троллей» в Красноярске во время «Ртуть Алоэ Тура».
Вслед за новыми песнями — старые знакомые. «Девочка», «Сиамские Сердца», «Ранетка», «Карнавала. Net» Я очень порадовался за «Сиамские Сердца» — эту песню, не издававшуюся на сингле, не сопровождавшуюся видеоклипом, не затертую в радиоротациях, публика принимала как хитейший хит, как одну из самых главных и самых лучших песен «Мумий Тролля». Что, в общем, вполне соответствует действительности. В начале «Карнавала» — фирменное соло на терменвоксе, куда уж теперь без него!
Бортовая аппаратура нашего звездолета тем временем функционировала нормально, содержимое трейлеров работало. Сначала несколько слов об оформлении сцены — четыре светоустановки, более всего напоминающие увеличенные раз в сто электролампочки, обтянутые сеткой. Огромный задник из ткани, на котором красовалась вся честная компания с обложки альбома — и бабочка-МТ, и меамурный кот, и бабочка-поцелуй, и белая лилия, все они были с нами в тот вечер. И, наконец, видеоэкраны. Видели мы в Красноярске это чудо техники и раньше — и у «ДДТ», и у Zемфиры. Но тогда на экраны просто транслировалось происходящее на сцене, а у «МТ» был полноценный видеоряд, специально разработанный для каждой песни. Я не собираюсь сейчас анализировать достоинства и недостатки этого видеоряда; честно признаюсь, одного концерта просто-напросто не хватило для того, чтобы вникнуть во все детали. Для этого, думаю, нужно посетить еще концерта три-четыре, при этом не отвлекаясь на происходящее на сцене. По крайней мере, я не помню ни одного момента, когда по моим ощущениям видеоизображение резко не совпадало, не гармонировало бы с песней. Все было сделано на совесть — там были и кадры из клипов, и компьютерная живопись, и аккуратно вплетаемая во все это трансляция сценического действа. Промелькнуло даже детское фото Ильи, которое я впервые увидел осенью 97 г. в «МК-бульвар», в статье Алены Мучинской «Значит, я сегодня не звезда».
Очень краткое лирическое отступление. Да простят меня Александр Кушнир и Андрей Бухарин, но эту статью я и по сей день считаю лучшим текстом, написанным о группе «Мумий Тролль» на русском языке. Мало кому удается писать о музыке и музыкантах так интересно и так человечно.
Герои интересной и человечной публикации тем временем продолжали играть новый альбом — «+28», «Глубже», «Доброе Утро, Планета!», «На Удачу». На «+28» случился первый (и последний) за весь концерт конфуз. Нет, с бортовой аппаратурой по-прежнему все было в порядке; это на «Обыкновенном концерте» в Олимпийском, помню, был краткий миг, когда вдруг вырубились оба видеоэкрана, как будто не выдержали того потока энергии, который лился со сцены в зал. В Красноярске же сработал человеческий фактор — Илья Лагутенко напрочь забыл слова второго куплета. «Ой, это я, кажется, уже пел…» — смущенно сообщил он залу и пошел к Сдвигу за консультацией. Надо было видеть, с каким невозмутимым выражением лица Евгений пожал плечами: «Ну, шеф, не знаю… ты сочинил — ты и вспоминай». Группа тем временем не прекращала играть и, к счастью, плавно перешла к припеву. Но нет худа без добра! Если в студийном варианте строчка «передай своей маме, что ее полюбил бы я тоже», звучит как девиз амурного гиганта, готового полюбить все, что движется, то на красноярском концерте Илья неожиданно спел эти слова тоненьким, смущенным голосом. Лицо во весь экран — слегка сконфуженное и смеющееся до слез. Никаких сомнений — мама лирической героини в этот момент его бы обязательно пожалела, приласкала… И полюбила бы тоже.
Интересная деталь — Юра Цалер во многих песнях менял знаменитый зеленый «Гибсон» на «Фендер Стратокастер». Звук «Гибсона» гуще, «толще», у него, как говорят гитаристы, «заполняемость больше». Звук «Фендера» более пронзительный и резкий, и эта особенность гитары отлично сработала во время соло в «На Удачу-чу-чу».
И вот, наконец, «Рейс», из которого группа, кажется, выжала все, что могла — и темпом, и гитарными партиями, и неистовым голосом Ильи, многократно повторившим как заклинание «только без нас, но здесь». Затем опять старые знакомые — «Не Звезда», «Невеста», «Делай Ю-Ю». Исполнение песен из «Морской», «Икры» и «Шаморы» по драйву, по накалу страстей скорее напоминало времена тура «Так Надо», чем эпоху «Точно Ртуть Алоэ».
А потом — «Стекла», даже чуть медленнее, чем в альбомной версии, пронзительно и печально. В тот момент мне вдруг показалось, что я абсолютно точно знаю, кому посвящена эта песня, но в данном случае лучше обойтись без имен. «Стекла» плавно перешли в короткое инструментальное вступление, а вслед за ним — прости, Киска! Прости, Слоненок!! Sorry, Angel!!! Без лишних слов и комплиментов — отличная песня. И хорошо, что она не попала в «Меамуры», по всем ощущениям это вещь из какого-то другого, будущего альбома. Гораздо менее «бархатного», более нервного и тяжелого, чем-то напоминающего о временах «Икры».
А потом они уходят, но мы вызываем их на «бис» и они, конечно, возвращаются. «Знакомым Столичным» — сыгранная чуть быстрее, с подчеркнутой гитарной партией (в финале концерта уже безраздельно царил зеленый «Гибсон»), песня неожиданно напомнила о «Dire Straits». И почти без паузы — «Владивосток-2000», «к тебе я больше не вернусь, ТАКОЙ теперь я друг!» Апофеоз. No comments.
И все-таки он вернулся! В зале уже зажгли свет, и вальяжный мужской голос с интонациями времен Эдиты Пьехи поблагодарил всех нас за то, что мы были «такими внимательными и отзывчивыми зрителями». Внимательные и отзывчивые зрители, однако, продолжали проявлять внимание и отзывчивость, упорно не желая расходиться. По сцене уже сновали шустрые техники, готовясь разбирать и укладывать обратно содержимое трейлеров. И вдруг один из них — в белой рубахе и почему-то с полотенцем на шее — аккуратно приземлился на круглый концертный стул, взял в руки акустическую гитару, обернулся к лесу задом, к публике передом… и оказался Ильей Лагутенко. «Малыш». При включенном верхнем свете. С группой, которая тихо вступила только ко второму куплету. Со смешными паузами в припеве и с залом, который пел буквально каждую строчку. Второй выход на «бис», который никак нельзя было продумать заранее, запланировать, предугадать. Тот случай, когда ясно видно — это не только популярность, не просто слава и «звездность». Это — по Любви.
Можно, я подведу один маленький личный итог? Кто-то, послушав «Меамуры», с упоением ругает «Троллей» за то, что, дескать, опопсели и стали слишком вальяжными. Кто-то, наоборот, склонен переживать, что не получилось идеального поп-альбома. Надеюсь, я высказал в этой статье свои персональные претензии к «Меамурам» достаточно ясно и никого не обидев. Но что касается увиденного и услышанного мною 21.09 концерта… я, честно признаюсь, не такой уж большой любитель брит-попа, «новой романтики» и «modern guitar music». Большинство моей фонотеки — это те исполнители, те альбомы, о которых скорее пишут в «Q», «Mojo», «Classic Rock» и «Record Collector», чем в «N.M.E.» Но я, человек, искренне любящий (и, уж поверьте мне, отлично знающий) музыку «Rolling Stones» и «Cream», Джими Хендрикса и «Doors», «Led Zeppelin» и «Jethro Tull», Лу Рида и Нила Янга, Фрэнка Заппы и Джона Кейла, «Talking Heads» и «Clash», «Аквариума» и «Неприкасаемых», «Wallflowers» и «Waterboys», Джэффа Бакли и «Mercury Rev» — я получил от сентябрьского концерта «МТ», как говорили на Руси в старину, «maximum rock“n“roll». По полной программе.

Интервью после концерта: некоторые гастрономические особенности процесса звукозаписи в Британии

«Ну, Андрей, рассказывай, где был, что видел?» — таким вопросом встретили меня в гримерке «Тролли» сразу по окончании концерта. Где я был, что я видел и что слышал — об этом вы только что прочитали. А мой первый вопрос в продолжение беседы с Ильей был таким:

- Каковы впечатления от только что состоявшегося открытия концертного сезона?

И.Л.: Ну что ж, сегодня, 21-го сентября, мы сыграли первый концерт «Меамуров-Туров» в Красноярске. День знаменательный — на самом деле мы впервые отыграли эту программу полностью, от начала до конца, как все и задумывалось, и сделали определенные выводы. Это был пробный шаг, но очень уверенный. Судя по всему, мы не зря затеяли все это меамурно-турное приключение. Интересно теперь будет посмотреть на себя со стороны — сегодня делали видеозапись, вот в автобусе и посмотрим, что же там, на сцене, происходит.

- Студийный звук «Меамуров» мне показался в какой-то мере признанием в любви к 80-ым, к эпохе «новых романтиков»…

- Мне трудно говорить — признание, не признание… Когда песни начали вырисовываться, обозначилась в голове и в звуке принципиальная линия альбома. Многие из этих песен мы играли за последние два года, на концертах, фестивалях, там и сям. Пробовали, что получается, как мы это будем живьем играть, что делать с этими песнями в студии, пробовали различные подходы. И вот так, постепенно, возникло какое-то настроение, связанное с этими песнями, и отказываться от него уже совершенно не хотелось.

- Впечатления от работы с Джоном Хадсоном? Самые лучшие?

- Да, самые что ни-на-есть лучшие. Единственное — мужчина в возрасте, иногда болеет. «I“m sorry» — говорит — «не смогу утром прийти, надо отдохнуть». Мы смеемся: «Ну, опять Гудзонов съел что-то не то!» Вообще у них в Англии все кушают очень много и очень часто. И завтракают по три раза, и чаи потом распивают. С нашей российской закалкой, когда все куда-то бегут и нужно постоянно куда-то успевать, несколько непривычно входить в такой ритм работы, когда никто не суетится да еще и чаи гоняет. Хотя при этом все происходит вовремя и сроки обычно выполняются.

- Сева Новгородцев рассказывал мне, что общался практически со всеми российскими рок-музыкантами, записывавшимися в Англии. Главный вывод, который он вынес из этого общения — британский звукорежиссер будет долго, тщательно и терпеливо искать именно тот звук, который нужен музыканту. Как выразился Новгородцев, нет у англичан этого нашего, типично российского «вот он, Я, ядрена мать!!!»

- Да, там действительно такой подход. Люди не гнут свою линию, а служат музыкантам и музыке, и ты можешь пользоваться их опытом.

- Расскажи о концертах в «100 Club» и «Ronnie Scott“s Club».

- «100 Club» на вид несколько странный — ну, понятно, легендарное место, столько историй с ним связано. Самое главное и замечательное — там происходило развитие лондонской панк-сцены. Вообще все эти так называемые легендарные клубы, видимо, именно потому и выжили, что каждый имеет какую-то свою уникальную ауру. Получается, что ты можешь быть откуда угодно, играть какую угодно музыку, но при этом все в этом клубе чувствуют себя комфортно. Причем ни «100», ни «Ronnie Scott», когда туда впервые попадаешь, не выглядят на вид тем местом, которые ты для себя представлял бы идеальным клубом. А начинается концерт, и все то, что внутри творится, тебя буквально само затягивает. Почему — не знаю, вероятно, есть в этом какая-то магия.

- Есть люди, которые услышали в «Меамурах» влияние французской музыки.

- Ну, не знаю, кто уж у нас что слышит… вероятно, кто что знает, тот то и слышит. (смеется) И ты, и я с французской музыкой знакомы не понаслышке, поэтому я не думаю, что употребление пары слов с окончаниями на «и» можно считать французским влиянием. Но звучит красиво! Я всегда считал, что французский — самый эротичный язык.

Самая лучшая группа?

«Андрей, Вы действительно считаете „Мумий Тролль“ нашей самой лучшей группой? Вы серьезно сравниваете Лагутенко с Дэвидом Боуи и Марком Боланом?» — спросила меня одна милая дама, неплохо, кстати, разбирающаяся в музыке. Спросила с хитрой улыбкой, похоже, уже мысленно запрограммировав для себя ответ.
Насчет сравнений — каждый сравнивает с тем, что ему ближе, родней, дороже. Насчет «самой лучшей группы» — признаюсь, мне это определение всегда казалось довольно бессмысленным. Для кого-то самая лучшая группа в мире — «ABBA», для кого-то — «Velvet Underground», и каждый по-своему прав. И если кто-то скажет мне, что самая лучшая российская группа на все времена — это «СПЛИН», или, скажем, «АукцЫон», я не буду спорить. Только позволю себе кое-что добавить.
В истории популярной музыки были, есть и будут музыканты и коллективы, которым на определенный срок откуда-то свыше дается задание — быть на самом первом плане и своим творчеством заметно менять всю ситуацию в музыке, буквально тащить за собою всех остальных. «Это походило на восхождение на гору, когда тащишь за собой много детей — „Ох, ну пошли же, пожалуйста!“ — и сначала никто не идет с тобой, но потом возникает такой „столб силы“ и похоже, что все изменяется» — слова Дэвида Боуи из книги «David Bowie: In His Own Words». Думаю, нечто похожее имел в виду Андрей Бухарин, когда в феврале 98 г. писал в «Оме“: …“Мумий Тролль“ — это поворотная точка, знак неких тектонических сдвигов, происходящих на нашей сцене».
Потом можно будет немного расслабиться, уютно устроившись на вершине той горы, на которую ты взбирался сам и тащил за собой всех остальных. При этом можно даже ухитриться НЕ СТАТЬ ХУЖЕ, как, на мой взгляд, не стали с годами хуже «Rolling Stones», «R.E.M.», «Depeche Mode», «Аквариум», «Вопли Видоплясова»… Но пока «Мумий Тролль» еще очень далек от той стадии, когда группу начинают сравнивать со старым вином, дескать, «с годами только лучше».
Они продолжают взбираться на гору и тащить за собой нас. Магический «столб силы» вокруг «Мумий Тролля» по-прежнему действует, новый сезон открыт, продолжение следует.

Искренняя благодарность — всем Мумиям и Троллям, Сергею Козину, Асе Мельниковой, Veliko, Alis. Отдельное спасибо А. В. Черкашину за своевременное обеспечение мобильными средствами связи.

Еще