«Две гитары за стеной звука» — Газета

Две гитары за стеной звука
Громкие имена на фестивале Maxidrom-2005

Две популярнейшие российские группы, «Земфира» и «Мумий Тролль», и самая горячая британская команда Franz Ferdinand — эти названия как магнит притягивали зрителей в с/к «Олимпийский» на десятый по счету фестиваль «Максидром“.

Фестиваль открыла 15-минутная „тема `Максидрома“, написанная Даниилом Калашником (лидером проекта NetSlov), который в этом году из клубных и закадровых героев решительно трансформируется в поп-фигуру. Тема не производила впечатления чего-го оригинального, а сопровождавшая ее компьютерная графика — жутковатые „кибернетические“ головы — некстати напоминали о золотых годах музыки техно. От этого наваждения спасло выступление Земфиры. Все исполненные ею песни были из нового альбома (плюс „Любовь как случайная смерть“), и поскольку это очень сильные вещи, никаких проверенных хитов для вытягивания сета не понадобилось. Странное впечатление возникло в тот момент, когда Земфира вдруг начала по-рэперски махать руками, как бы раскачивая зал: право же, это было неожиданное и устрашающее зрелище.

Выступление Земфиры — кстати, первый концерт на большой площадке с момента выхода „Вендетты“ — привело публику в эйфорическое состояние, и воспоследовавший британский коллектив Thirteen Senses приняли очень тепло, несмотря на всю его занудность. Очередные эпигоны Coldplay с таким же ссутулившимся, скособочившимся солистом за фортепиано подкупили своей скромностью и прямотой. Солист признался, что никогда еще не выступал в таких больших залах, да еще в России.

Следующий номер — группа „Братья Грим“ напоминала ВИА периода упадка жанра, при этом с запросами не по рангу: для вступления к одной из песен солист потребовал абсолютной тишины в зале („а то не начну“), на что в ответ ему зал взревел громко и выразительно. Надо быть Земфирой, чтобы выдвигать такие требования, „братец Грим“! Выступление „БГ“ разбавили Олег Чубыкин, спевший свое извечное про дождь, и Даниил Калашник, химичивший над песней про Норвегию. Этим летом, похоже, самарские „Братья Грим“ вступят в борьбу с нижегородскими братьями Кристовскими.

Самым неудачным выступлением оказался сет английской группы The Servant. У них уже давно есть радиохит и впридачу к нему очень большое самомнение, а вот фортуна им в этот вечер не благоволила: техники никак не могли управится с басовым комбиком, безуспешно вокруг него копошась. Когда The Servant вышли-таки на сцену, звучало это ужасно. Похожий на укушенного вампиром студента колледжа солист пребывал не в лучшем настроении — хотя, может, он всегда такой. Тот самый свой главный хит — `Orchesta` он спел, умудрившись испортить самую интересную часть. На этом фоне музыканты „Океана Ельзи“ были настоящими триумфаторами. Потратив на настройку меньше всего времени, украинская группа добилась самого качественного звука. В то время как на родине „Океана“ бушевали страсти вокруг бессмысленного „Евровидения“, Святослав Вакарчук устроил в Москве образцовый концерт стадионного рока.

Чтобы добиться от зрителей такого же накала, „Мумий Троллю“ пришлось постараться. Новый материал не вызвал должного понимания — ни „Прости, киска“, ни „Приватизация“. Кроме того, всех огорошила находка Лагутенко: он выступал в белом чулке — если не сказать больше — скрывавшем всю верхнюю половину его тела. Что это означало? То ли Лагутенко так радикально видоизменился за время китайских гастролей, то ли изображал мумию, то ли инопланетного гостя. Но, безусловно, самый главный момент этой эскапады заключался не в том, чтобы натянуть на себя этот чулок, а в том, чтобы ТАК И НЕ СНЯТЬ ЕГО до конца. И это Лагутенко удалось. Несмотря на отталкивающий вид солиста, группа раскачала зал до предела: апогеем всеобщего восторга стала „Медведица“. После этого осталось только посмотреть, как заполненный „Олимпийский“ отреагирует на главную „фишку“ фестиваля — Franz Ferdinand.

Franz Ferdinand отправились в котороткий российский тур, немного отложив запись своего второго альбома — самой ожидаемой пластинки этого года. Они дали концерт в Питере и два — в Москве. Сольное выступление в клубе Б2 было гораздо удачнее максидромовского сета — и по звуку, и по исполнению. Кроме того, понятно, что в клуб пришли в основном те, кто хорошо знает эту группу, а не только их главный хит `Take Me Out`. Фестивальное же выступление было довольно судорожным. Надо заметить, что несмотря на весь успех, свалившийся на головы „фердинандам“, в них нет ни капли звездной вальяжности. Похоже, что „фердинанды“ волновались, — и поэтому начали выступление весьма торопливо.

Заодно выяснилось, что за время технической паузы звук группе так и не смогли как следует отстроить: голоса Капраноса почти не было слышно, зато его ритм-гитара неслась впереди товарищей и напрочь закрывала мелодические рисунки Ника Маккарти. Драйва им было не занимать, но четкости не хватало — по сравнению с тем, как умело плющили припевами аудиторию «Океан Ельзи» или «Мумий Тролль», такие казалось бы созданные для массового безумия вещи, как «The Dark Of The Matinee“ были сыграны не самым удачным образом. Впрочем, реакция зала на хедлайнеров все равно была крайне бурной. Группа старалась изо всех сил, а на лице Капраноса был искренний восторг — и даже некоторое изумление — от всего происходящего.

Помимо известных вещей — `Michael`, `Jacqueline` или `40» — Franz Ferdinand исполнили несколько новых песен, дающих некоторе представление о будущем альбоме: он скорее всего будет менее мелодичным и более жестким по звучанию. Среди новых вещей Алекс Капранос особенно обатил внимание публики на песню, написанную по мотивам булгаковского романа «Мастер и Маргарита», хотя, опять же, разобрать его слова можно было с большим трудом.

«This Fire» была отложена на бис, который, однако, не состоялся: после финальных звуков `Darts Of Pleasure` толпа так же активно повалила к входу, как минуту тому назад бурно аплодировала. Вряд ли хотя бы треть людей, прыгавших под Ferdinand, питала какие-то определенные чувства на их счет, а многие и вообще слышали эту группу впервые и явно ожидали чего-то другого. Этой части аудитории Ferdinand, да еще с таким грязным звуком, явно не угодили — слишком это было «не по-рассейски»: гитарно, нервно. Однако, факт налицо: в Москве выступила — и с большим энтузиазмом — самая актуальная и динамичная из сегодняшних рок-команд.

Александр Зайцев

Прислано: Tat

Еще