Илья Лагутенко: «Наш припцип – ничего лишнего!» — Topnews24.ru

Илья Лагутенко: «Наш припцип – ничего лишнего!»

Полюбуйтесь-ка на этих джентльменов, которые всё время делают то, чего от них не ждут! Одиннадцать лет назад почти все ведущие звукозаписывающие компании страны заявили им «такой брит-поп нам не нужен!». И всё же они нашли лейбл, который был готов рискнуть – и через полгода о группе «Мумий Тролль» заговорила вся страна. Все ожидали от них второго альбома примерно с тем же звуком и настроением (так и хочется добавить «и примерно с теми же песнями»!), что и на первом – в результате получили громкую, шумную, местами просто истеричную пластинку, которую многие до сих пор считают их высшей точкой, непреодолимой планкой. После многомесячных гастролей и третьего альбома околомузыкальная общественность задумчиво хмыкнула: «Надо же… Они, оказывается, ещё и музыканты! На инструментах играть умеют… а мы-то думали, они могут только в клипах тараканов давить, да девушек брить налысо». В четвёртом альбоме от них ждали чуть ли не прог-рока, а получили… розовую обложку с бабочкой, сердечком и котиком, эротические откровения «уже не больно, и ты довольна», и драм-машину, приобретенную, судя по звуку, на распродаже списанного военного имущества.
И так далее, и так далее… Сегодня, после жесткого и лаконичного «Амбы», Илья Лагутенко обещает нам, что новый альбом «Мумий Тролля» будет двойным. В эпоху всеобщих и повсеместных скачиваний, “i-pod■ и “i-tunes■ выпуск двойного альбома кажется рискованным предприятием, но «Мумий Троллю» не впервой совершать, казалось бы, совершенно нелогичные поступки. Что касается «Амбы» — он живёт–не тужит; судя по гастрольному графику, не боится ни зимних холодов, ни весенней распутицы, ни перелётов через океан. И даже размножается – вот, пожалуйста, встречайте «Амбу Плюс».

- Что это за зверь такой – «Амба Плюс», изданный недавно на DVD?
- Честно признаюсь – этот DVD мы хотели издать одновременно с выпуском пластинки «Амба», но по техническим причинам не успели. Теперь она получилась таким новогодним подарком нашим поклонникам и нам самим. Дело в том, что когда мы записывали пластинку, некоторые из дублей в процессе записи снимались на плёнку. Получился такой студийный концерт, который в первую очередь будет интересен тем, кому хочется знать, как там в студии у нас всё происходит, как что записывается. Также здесь есть весь студийный альбом в mp3 – очень удобно; можно переложить в i-pod`ы, персональные компьютеры, куда угодно. Есть также фотографии всевозможные и клип на песню “RU.DA■. Ещё три клипа сейчас у нас находятся в производстве и, возможно, ближе к лету мы их сюда доложим – получится такая «Амба ++». И – обратите внимание – обложка у этого DVD такая же, как у альбома «Амба», но тигр с обложки ушел.
- А нет желания запечатлеть на DVD нынешнюю концертную программу?
- Желание отснять концерт есть, но это вещь такая… Хочется, чтобы в памяти у людей концерт остался именно таким, каким мы его задумали, чтобы всё хорошо получилось, и всё это не всегда совпадает с окончательным результатом. Хотя недавно мне совершенно случайно довелось посмотреть по телевизору интервью с участниками группы “Depeche Mode■. Они как раз вспоминали свой знаменитый концерт в “Rose Ball■, который многими считается кульминацией творчества, каноническим концертом, запечатлённым на DVD. Так вот, для них это был настолько нервный и ужасный концерт! – с той точки зрения, что они были смущены всем этим количеством камер, народа. В принципе, их обычный концерт того времени выглядел совершенно по-другому, и именно то, другое чувство они хотели запечатлеть на камеру. Но всё получилось совсем не так – и именно это «не так» мы в течение 20 лет смотрим на видеокассетах и DVD. Так что съёмки концертов – это вещь сложная, да к тому же ещё и дорогая; теперь уже понятно — то, что хорошо смотрится на телеэкране, не всегда хорошо смотрится в зале, и наоборот. Но я всё равно надеюсь, что в будущем, с наступлением тепла, нам удастся провести несколько концертов «Амба-тура» на открытых площадках, и тут мы уже придумаем, как их документализировать.
- Тур на открытых площадках намечался ведь ещё прошлой осенью…
- Мы просто несколько переоценили свои силы. Пластинку выпустили быстро, хотелось сразу же и в тур отправиться, были договоренности и со спонсорами, и с перевозчиками. Получалось, что во всё это физически было бы включено несколько сотен человек. И когда начали просчитывать графики – а проехать нужно было от Владивостока до Калининграда – поняли, что раньше, чем в конце октября, мы в эту дорогу выдвинуться не успеваем. Во многих местах в это время уже идёт снег, и мы подумали, что приглашать людей в ноябре месяце на открытые площадки как-то не совсем порядочно с нашей стороны. У себя на сцене мы можем поставить какие-то печки, тепловые пушки, а заставлять людей стоять на морозе, несмотря на весь энтузиазм… Решили, что стоит перенести концерты на свежем воздухе на следующую весну, над чем мы сейчас и работаем.
- Вопрос с длинным предисловием. В прошлом году мне попалось интересное интервью с человеком, чья музыка нам хорошо знакома – с Майком Скоттом, лидером “The Waterboys■…
- Ага…
- Интервью по поводу прошлогоднего альбома “Book Of Lightning■. Его там спрашивают: «Майк, а почему эта песня звучит вот так, а эта – вот так? Почему гитары больше, скрипки – меньше, барабаны – такие, клавишные – другие?» А он в ответ: «Да помилуйте, господа журналисты – это было нужно песням! Это то, чего песни у меня просят; а моя задача лишь внимательно выслушать то, что им нужно, сделать „под козырёк“ и в точности исполнить задание!» А сейчас, внимание – вопрос! Что нужно было песням, вошедшим в альбом «Амба»?
- Наверное, ничего лишнего. Вот такой мы решили обойтись отговоркой для себя – ничего лишнего. И это принцип нам нужен для… какой-то самодисциплины, что ли. Все эти годы мы работали так: вот, есть концерт, на котором 4 человека стоят на сцене, и в принципе не пытаются скопировать собственные студийные варианты песен, а просто играют их так, как они вживую на сцене получаются, и всё. И есть студийная работа, где в принципе руки развязаны, можно к песням что-то добавлять, «дырочки замазывать», заниматься всем этим приукрашательством для достижения полноты звучания, аранжировок…
- И с песнями «Амбы» был соблазн поступить точно так же?
- Скорее, наоборот – мы знали, что соблазн есть, потому что возможности для этого есть. И хотелось принципиально от этого отказаться. Прийти, скорее, к тому, что – вот, есть четыре человека в группе, и пусть лучше каждый максимально раскроет свои возможности. По большому счёту, в большинстве песен работают три инструмента – барабаны, гитара, бас – и голос. Хотелось как-то максимально связать эти структуры, партии – просто для того, чтобы потом выйти на сцену, и сыграть всё точно так же, как на пластинке. Да, в некоторых песнях присутствуют кое-какие эффекты, наложения, но они сохранились с каких-то демо-версий и по разным причинам от них решили не отказываться. Скажем так, не до конца настояли на своей собственной, нами самими же придуманной концепции! (смеётся) Изначально-то мы вообще хотели записать весь альбом вживую – просто зайти в студию, сыграть, записать, и всё. Сейчас, когда об этом рассказываешь, люди почему-то говорят: «О-о-о, как “Beatles■! Не буду кривить душой — так, чтобы оставить только сыгранные сразу вживую дорожки, не получилось. Да, есть какая-то основной, сыгранный вживую вариант, но всё равно его как-то подчищали, что-то переигрывали. То есть загнать себя в жесткие рамки – „один раз сыграли, и оставляем всё как есть“ — не смогли, до конца не продержались. (улыбается) Но всё равно работа над „Амбой“ была отмечена для нас каким-то новым подходом к собственным песням. Скажем так, в этот раз мы к ним подошли с какой-то другой стороны.
- Для меня „Амба“ — это единственный на сегодня альбом „Мумий Тролля“, в котором мне не хватает песен, к которому хочется ещё что-то добавить. Были ещё какие-то новые композиции, которые вы могли бы записать, но решили этого не делать?
- Да, действительно, материала было гораздо больше. Но почему-то мне показалось, что если в альбоме будет 12–13–14 песен, то мы… ну, не то, чтобы будем повторяться, но это уже пойдёт в ущерб, скажем так, концентрации. В последнее время я всё чаще возвращаюсь к тем классическим альбомам 70-ых – 80-ых, на которых я вырос – а ведь тогда на винилах частенько было по четыре песни на одной стороне и четыре на другой. Ну, в лучшем случае „четыре и пять“, если песни короткие. Масса примеров альбомов из десяти песен, ставших классическими – “Back In Black■ у “AC/DC■, например. И если вспомнить, как мы начинали, вспомнить альбомы „Морская“ и „Икра“; да, там были песни, которые существовали в „Мумий Тролле“ до 97 года и выпускались как бонус-треки, но основной костяк альбома состоял как раз из десяти песен. Да и в принципе меня всегда утомляло слушать какие-то альбомы дольше сорока минут. Тем более сейчас вообще наступают другие времена, когда и альбомами-то мало что слушают. Но это я уже перехожу к нашей следующей работе, которую мы хотим начать в феврале и записать месяца за два – это будет двойной альбом.
- Двойной?!
- Да, в пику всей этой сингловой “i-tunes■ культуре! (смеётся)
- А как на записи очутился кубанский казачий хор? В принципе, партии у него совсем крошечные, и можно было бы найти какую-нибудь вокальную группу, чтобы их записать.
- А зачем нам теперь с вокальными группами связываться, если у нас целый хор под рукой?! (смеётся) С организационной точки зрения тут никаких проблем не было, а что касается партий, которые остались в альбоме – дело в том, что кое-какие записи мы делали в ЮАР, и остались рабочие варианты с голосами местных африканских певиц. Но в конечной записи и из того, что они напели, и из того, что сделал хор, осталось совсем чуть-чуть. Опять же, это была та самая „борьба за чистоту“, не хотелось перегружать эти песни большим количеством информации. Поэтому не напиши мы в „кредитах“, что в записи принимал участие кубанский казачий хор, это, скорее всего, и не было бы заметно. Честно говоря, при сведении мы подумали, что можно эти партии и убрать оттуда, но перед хором было бы уже неудобно, к тому же процесс записи занял немало времени – так что решили всё оставить.
- Все музыкальные и околомузыкальные процессы в США – запись, продюсирование, издание — значительно отличаются от аналогичных процессов в Европе?
- Думаю, есть какие-то свои особенности, но сейчас вообще такое интересное время – всё в музыкальном мире начало меняться, и такое впечатление, что меняется буквально каждый день. Лучше всего себя чувствуют сейчас маленькие независимые компании, которые не были обременены большими бюджетами, ориентировались, скажем так, исключительно на музыку. Да, коллективы, которые они издавали, не были массово популярны, но у этих компаний есть своя аудитория, которая остаётся им верной. Благодаря этому маленькие компании и могут выживать. А что касается больших компаний, которые заведовали большими артистами – ситуация складывается так, что поклонники в первую очередь уважают артиста, а не компанию. Покупатели идут за артистом, а он может спокойно развернуться и уйти на другой лейбл, что сейчас и происходит. Буквально позавчера я читал в газете, что Мик Джэггер, судя по всему, отказывается от сотрудничества с EMI, поскольку их условия его не устраивают, а он понимает своё положение, знает, что с таким каталогом, как у “Rolling Stones■, можно пойти куда угодно. Пол МакКартни, “Radiohead■ – и так далее… В Америке ситуация такая же; единственное – у них менталитет, конечно, свой. И, насколько я заметил, это касается именно рок-музыки 60-ых — 70-ых – 80-ых. Наверное, потому, что эта музыка во многом именно там и родилась, в той же Калифорнии. Там по-прежнему есть громадное количество людей, которые эту музыку любят, слушают и поддерживают. Самый простой пример – мы там однажды ужинали в одном из самых шикарных голливудских ресторанов. В одном из самых, как у нас говорят, «гламурных». Я был очень удивлён, что музыка, которая там звучала, была не lounge и не какой-нибудь модный сейчас “MTV-формат■. Там играл рок 70-ых годов, причем не особенно-то лёгкий. Такие «сложнопостановочные» прог-рок-композиции. Зайди в подобный ресторан в Москве, в Лондоне – услышишь совсем другую музыку. А в Америке для людей, условно говоря, от 30-ти до 50-ти рок-музыка – это их бэкграунд, такой постоянный саундтрек их жизней. То же кантри – нам сложно провести разграничение, что там действительно ценно, где какие-то частушки под банджо, а где, в принципе, нормальный рок-н-ролл, как мы его понимаем. Так что разница в музыкальных вкусах и в отношении к музыке действительно есть, к тому же вся эта онлайновая Интернет-культура в Америку всё-таки чуть-чуть пораньше пришла. Стоя посреди Лос-Анджелеса, я просто не мог найти музыкальный магазин, чтобы купить пластинку. Вот так, просто не мог, и всё! Что касается Лондона – пошёл направо, налево, свернул за угол, и что-нибудь найдётся. Даже закрывавшийся магазин “Virgin■ под другим названием всё равно работает. В Лос-Анджелесе такого нет – там нужно набрать запрос в Интернете, будет какой-нибудь адрес в Голливуде, придётся туда ехать и ещё не факт, что ты там найдешь для себя что-нибудь интересное. Люди до сих пор покупают и виниловые пластинки, и компакты, но всё больше и больше пользуются для этого Интернетом. Опять же, все музыканты жалуются – отношения с выпускающими компаниями больше ну никак не складываются. Выпускающие компании, в свою очередь, даже и слышать не хотят ни про каких новых артистов – продажи падают, лейблы буквально в панике, не знают, что делать. Ситуация такая, что только живые концерты, живые группы сейчас правят бал. И тут уже не махнёшь рукой на звёзд 10–20-летней давности. Нам в Америке довелось побывать на концерте Брюса Спрингстина, который, в принципе, проходил без особой помпы и рекламы. Никакого супершоу, как у Мадонны, никому не было обещано. Тем не менее – несколько дней подряд полный 20-тысячный стадион.
- Он был с акустическим бэндом и играл песни из альбома “The Seeger Sessions■, или уже с “E-Street Band■?
- Нет-нет, со своим “E-Street■, с новым альбомом “Magic■, со старыми хитами проверенными. Никаких спонсоров, никакой рекламы – а все люди там и хором поют песни.
- То есть лучше всего идут дела у тех музыкантов, кто может, умеет и любит играть концерты – но это же наша российская ситуация!
- Да, и ещё интересно вот что. Если раньше я рассказывал о том, как живет музыкант в России, англичане и американцы слушали меня… ну, как инопланетянина какого-то. С таким отношением: «Мы, конечно, сочувствуем, и как хорошо, что у нас тут всё совсем по-другому». Теперь они подобные рассказы слушают с неподдельным интересом. Спрашивают: «Ну и как же вы там выживаете?» Начинаешь рассказывать, говорят: «Действительно интересно! Надо подумать об этом». Получилось так, что не мы пришли к тому, что было у них, а у них вдруг стало как у нас. Мы даже как-то воспрянули духом. Довольно забавно; мы тут недавно делали несколько запросов по звукорежиссёрам и программистам, которые могли бы нам пригодиться в работе над следующим альбомом. Если раньше на письмо незнакомой группы из России какой-нибудь номинант «Грэмми» даже не ответит, то сегодня все готовы с тобой работать, стоят в очереди, да ещё и за зарплаты меньше российских. Что ж…
- Времена меняются?
- Меняются. Да так интересно!
- Как возникла в жизни «Мумий Тролля» Южно-Африканская Республика?
- Благодаря Ане возникла. В своё время я поехал туда за ней, а потом оказалось, что для того, чтобы нам больше времени проводить вместе, мне придётся и весь коллектив вытащить туда. Чтобы просто быть поближе. Но, я думаю, никто не расстроился. Все старались задержаться там подольше, но всё равно – к сожалению или к счастью, не знаю – ЮАР остаётся страной, в которой совершенно не хочется работать! (смеётся) Там просто хочется постоянно отдыхать и наслаждаться природой, людьми, настроением, всем тем, что тебя окружает. Но такое можно позволить себе только иногда.
- А для гостей из другой страны межрасовое напряжение, определённое противостояние между чёрными и белыми заметно?
- Не знаю… Не больше оно там ощущается, чем…
- Чем на Черкизовском рынке в Москве?
- Да, условно говоря, не больше чем на Черкизовском рынке! Понятно, что существует какой-то набор стереотипов; проблемы могут иметь место, но на самом деле меня поразило, что люди живут вместе гораздо дружнее, чем можно было бы предполагать. Хотя там существует не только проблема белых и чёрных; исторически существует проблема населения «африкаанс» и населения с английскими корнями. Это же довольно молодая страна, сколько ей там, сто с лишним лет? За эти сто лет там произошло множество грандиозных изменений, наличию больших природных богатств сопутствовали социальные катаклизмы. При этом люди научились – и до сих пор учатся – вместе жить и работать. Наверное, то, что им повезло жить в такой драматически красивой стране, наводит их на мысль, что всё это надо сохранять и беречь.
- В прошлом году «Мумий Тролль» сыграл концерт в Нальчике в рамках благотворительной акции «Один концерт – одна жизнь». Что вообще может побудить вас принять участие в какой-либо благотворительности?
- Наверное, какое-то личное отношение, личные эмоции, связанные с той или иной акцией. Что касается Нальчика – это всё было сделано с лёгкой и доброй руки Артемия Троицкого, он давно занимается этим проектом. Я не очень люблю рассуждать на тему всех этих благотворительных акций и концертов; несколько замусолена сама идея и рассказывать, что мы, дескать, спасём всех тем, что сыграем свои песни – это может показаться глуповатым. Но чем меня привлёк замысел Артемия – вот, есть один концерт и есть определённая сумма денег, которая перечисляется для помощи конкретному человеку. Нальчик был выбран потому, что там есть реабилитационный центр для детей, пострадавших от военных действий на Кавказе. Этой «одной жизнью», одним ребёнком оказался чеченский мальчик Ахмед, совершенно случайно пострадавший от разрыва бомбы; просто шел, рядом рвануло, и жизнь у ребёнка теперь совершенно другая… Вот так мы и оказались в Нальчике. Край, скажу я вам, действительно суровый, и люди там тоже суровые. У них там между собой очень много проблем; на концерте в зале были люди разных национальностей, которые, в принципе, в повседневной жизни непросто друг с другом уживаются, у них есть какие-то постоянные претензии друг к другу. И во время концерта было замечательно наблюдать, как они вместе плясали, вставали со стульев, пели наши песни – я даже не знал, что они на Кавказе могут быть так любимы. В финале «Утекай» мы им сыграли лезгинку, чем, по-моему, повергли всех в благодарный восторг. Были в зале и молодые чеченские ребята, которые после подошли, просто по-человечески поблагодарили за концерт.
- Российско-британский фонд «Амур», одним из попечителей которого ты являешься, и который занимается здоровьем и счастьем больших диких кисок; что может сделать популярный музыкант для такого рода организации, чем он может помочь?
- В двух словах – привлечь внимание. Рассуждать о каких-то высокоморальных вещах сейчас, наверное, не имеет смысла. Да и не только музыкант; если ты известный человек, есть какие-то ситуации, когда этим можно пользоваться. Я думаю, лучше пользоваться своим положением для привлечения внимания к таким вещам, чем к своим новым носкам.
- Чем группа «Мумий Тролль» планирует заняться в ближайшие полгода?
- Как я уже говорил, в первую очередь записать и выпустить новую пластинку. Причем сейчас весь материал находится в очень сыром состоянии, на уровне черновиков слов и мелодий. Но я вынашиваю такую идею – мы доедем до студии, там у нас будет, условно, два месяца работы, и за два месяца мы обязаны сделать двойной альбом. Как мы его будем выпускать – это уже другой вопрос. Пока же перед нами стоит задача записать пластинку, причем сделать это достаточно быстро.
- А нет желания издать что-нибудь из архивных записей? Например, видео «Необыкновенного концерта» в Гостином Дворе?
- У нас правами на эту видеосъёмку обладает, кажется, канал ОРТ? Чем вступать с ними в долгие трудные переговоры, мы лучше концерт с новой программой сыграем, отснимем и выпустим на DVD.

Андрей Шевелев

Еще