«Роковое изобилие» — Челябинская интернет-газета
Роковое изобилие
В выходные под Екатеринбургом завершился крупнейший уральский музыкальный фестиваль — «Старый Новый рок. На Волне». Корреспонденты Газетачел.ру в составе челябинской делегации побывали на мероприятии, выяснив, что там главнее — быт или музыка.
«Старый Новый рок» существует восьмой год и уже обрастает традициями, а это признак того, что старого в нем становится больше, чем нового. Хотя одновременно из просто музыкального фестиваля он перерастает в нечто большее. О том, каким летний «Старый Новый рок. На Волне» предстал перед публикой в этом году, читайте в Газетачел.ру.
В дороге
Летний «Старый Новый рок» традиционно прошел на базе отдыха «Волна», что примерно в часе езды от Екатеринбурга. Всех желающих туда транспортировали на микроавтобусах за умеренную, хотя и отличающуюся от заявленной плату. В попытке разогнать дорожную тоску многие любители рока распивали пиво уже по пути, а за пару часов до начала фестиваля с территории базы под руки выводили перебравших девочек. И, надо сказать, что это нормально для рок-фестиваля, негласный лозунг которого: пиво и рок-н-ролл. Более сдержанная публика благоустраивала свой быт, и на «Волне», как грибы после дождя, появлялись разноцветные палатки.
К старту музыкальной программы публики у сцены было крайне немного. Может быть, все дело в долгожданной хорошей погоде, которая влекла всех на пляж, а может быть, в характере самого мероприятия: выступающие молодые группы скорее играли для себя, они либо не могли заинтересовать публику, либо публика вовсе не была настроена на серьезное восприятие их творчества, расслабленная свежим воздухом и долгожданной свободой.
Звуки музыки
А тем временем музыка звучала, как и обычно, на трех площадках сразу. Первая из них, «Адекватная», представляла в основном альтернативные и панк-команды — за нее отвечал канал «О2ТВ». Раньше эта сцена называлась «Альтернативной», что, в общем-то, отвечало ее содержанию, но в этот раз площадку стоило бы, напротив, именовать «Неадекватной», потому что столько нецензурной лексики, сколько лилось здесь на публику, причем из уст самих ведущих, было невозможно «переваривать». Да и техническое оснащение сцены явно было «халтурным». Все это отразилось и на количестве слушающих. Как следствие этого именно с «Адекватной» площадки «увели» микрофон, из-за чего фестиваль был приостановлен, правда, ненадолго.
То, что доносилось из «адекватных» колонок было по большей части не оригинально и вызывало отторжение: не цепляла ни музыка, ни слова. Вообще, сложилось впечатление, что с текстами у отечественных молодых команд все до неприличия плохо. Поэтому слушать их можно только в угаре (пьяном), дергаясь в неистовом слэме, или же фоном, болтая с друзьями.
Из Челябинска на этой площадке засветилась команда «Другое завтра», которая не произвела на публику положительного впечатления: первые ряды с досадой разворачивались и уходили, недовольные то ли манерой исполнения вокалиста, то ли недостаточной «тяжестью» группы.
По соседству, но не настолько близко, чтобы перебивать звук, находилась сцена «Мегафон-Пляж» — территория релаксации, ведь здесь со сцены звучал нетяжелый рок и реггей. Во второй день фестиваля ведущими на этой сцене стали участники группы «Естественный Zагар». И выступали они там же с коронными расслабленными ямайскими частушками и плавлеными рага-ритмами. Продолжили тему солнечной Ямайки гости из Кургана «Вкл.Выкл.», а вот группа «I scream» явно ровнялась на опыт Аврил Лавин — уж очень похоже вела себя вокалистка. Довольно эмоционально отыграли свои сеты екатеринбургская группа «МЭррИ» с женским вокалом и челябинская «Премьера!» с мужским. Элемент трэша внес коллектив «Носки Нирваные» с текстами вроде «Зачем моя мама отцу до свадьбы дала» под примитивные гитарные переборы. А в целом на «Пляжной» сцене было приятно находится и следить за разнообразием музыкальных инструментов, которыми пользовались группы (аккордеон, скрипка, труба).
Главная сцена была представлена «Лукойлом» и называлась «Свобода передвижения». О спонсоре фестиваля постоянно напоминали песней, из которой публика поняла одно: «Лукойл“ пришел к нам навсегда». Ведущие постоянно проводили забавные конкурсы, разыгрывая призы от другого спонсора — сотового оператора, веселили публику незамысловатыми каламбурами и заставляли приветствовать фестиваль стандартным поднятием рук или криками, что иногда раздражало.
На этой сцене появлялись уже популярные команды, например, «Ромарио», «Куплю волосы», Medula Oblongata, которые выступали в статусе полухэдлайнеров. Челябинцы «Роли исполняли…» имитировали пассажи Arctic Monkeys, а у Jack`s, выступавшим в первый день фестиваля, получилось расшевелить публику. Однако же ни одно вступление из вышеперечисленных не собрало и половины приехавших, да и не должно было: все ждали главных фестивальных гостей. В этой схеме потребления музыки в рамках подобных мероприятий и кроется основной минус для тех самых молодых и мало кому известных команд: им дают шанс выступить на огромной площадке, но слушать их останется тот самый мизер, что приходит и на клубные концерты. Да и «правосудие», то есть отбор групп на фестиваль, вершили не зрители, а организаторы, причем на определении победителей особого акцента никто не делал, все происходило в кулуарах, чтобы сразу дать понять: участие в «СНР» — уже победа.
Звездная волна
Первым хэдлайнером на «СНР» стала Таня Зыкина. Девушка была заявлена как «специальный гость фестиваля», и ее женские, лиричные, хотя и с дерзкими интонациями, песни не пришлись по вкусу многим «брутальным» слушателям, так что Таню просили «зажечь», и Зыкина исполнила реггей «Рафинад», а потом и вовсе — кавер на песню Tokio Hotel, чем угодила немногочисленным эмо-кидам.
«Психея» в первый вечер фестиваля отыграла свою стандартную программу-солянку из хитов разных лет, причем самых тяжелых, вроде «WWW», «Ноль 00 Ноль», «Sid Spears». Музыканты по-прежнему с неестественной энергией двигаются на сцене, но уже все больше «на автомате», хотя группа остается верна себе и все так же не политкорректна: закончила шоу «Психея» хитом «Убей мента».
В продолжение энергетической атаки выступили «Мумий Тролль». Маэстро Лагутенко (да, именно маэстро, ведь плейлист музыканта находился на пюпитре) отплясывал в стильном темно-синем пиджаке и штанах «в облипочку», корчил удивительные гримасы и строил глазки. Самым, пожалуй, любопытным было исполнение «Медведицы», когда партию Ирины Дубовец исполняли поочередно гитарист Юрий Цалер и басист Евгений «Сдвиг» Звиденный.
В общении с журналистом Газетачел.ру Цалер не говорил про выступление «МТ» на «СНР», а все больше рассуждал о недавнем событии в творчестве группы — выходе первой части двойного альбома «Мумий Тролля» — «Контрабанда», которая распространяется с журналом «Афиша».
— Мы пытаемся людям донести, как нам кажется, что истинное искусство самобытно, оригинально — таково, каким является и творчество группы «Мумий Тролль». Мы хотим отдать то, что мы можем, — отметил Цалер. — Мне кажется, что для команды этот диск — гениальный прорыв вперед. Шоу-индустрия, музыка стремятся к новым тенденциям. Раньше творчество исчислялось альбомами. Все началось с Beatles, Rolling Stones. Сейчас этот процесс сводится к минимуму, появляются группы одного-двух хитов. Например, «Maroon 5». А наша команда в таких условиях решила пойти по другому пути и выпустить двойной альбом, в который войдет 21 или 22 песни.
— Какая, по-вашему, лучшая благодарность для музыканта?
Цалер: — Музыкант — это узкое понятие. Правильнее сказать, для художника. А для него лучшая благодарность — это непонимание его при жизни. Я бы хотел, чтобы только через миллион лет поняли мое творчество.
Блок хэдлайнеров второго дня фестиваля открыли взрывным шоу Jane Air, музыканты носились по сцене, спрыгивали с нее к ограждениям и жали руки фанатам. Вокалист Бурзик смеялся адским смехом и кричал во все горло. Еще одним стопроцентным подарком стало выступление Billy`s Band. Билли Новик оказался самым разговорчивым артистом фестиваля: вальяжно наклонившись на свой контрабас, он рассказывал залу своего рода интермедии, подводившие к песням. Из уст Билли то и дело доносились «заумные» слова вроде «ортодоксальный лузер», «псевдонейролингвистическое программирование» или «квазигештальт-психология» — согласитесь, нестандартное общение артиста и слушателя на рок-фестивале. Музыканты, выглядящие как деклассированные элементы, создали на огромной площадке атмосферу уютного кабаре, а вокал Билли с хрипотцой заставлял вспомнить великого Тома Уэйтса.
Еще одними заявленными гостями были москвичи «Звезда Полынь», которые, кажется, претендуют на звание группы с умными текстами про королев, королей, львов и Крошек Енотов. Честно говоря, вокалист издалека очень напомнил Леву «Би-2», но вокал у Андрея Вершинина сильнее, да и музыка местами сложнее. «Звезде Полынь» пришлось несладко, потому что разгоряченные металлисты в первом ряду во весь голос требовали «Черный обелиск» и кое-что похуже, но группа с достоинством отыграла сет.
Помимо музыкальной программы в этом году СНР презентовал публике и визуальную программу — «No Air». В первую ночь с экрана главной сцены можно было увидеть клипы молодых и признанных групп, которые не попали в ротацию на ТВ. Такой показ стал еще одной возможностью для музыкантов презентовать свое творчество.
Быт или не быт?
О том, что условия проживания на «Волне» были не лучшие, говорить даже не стоит. И дело здесь не в организации. Отдых «на базе» всегда предполагает почти «естественные» условия существования, особенно, если речь идет о жизни в палатке. Но для молодых людей это идеальная возможность приблизиться к природе, грубо говоря, ходить в кусты, кидать повсюду использованную пластиковую тару, пить, есть, общаться и спать. Именно этот набор удовольствий, а не эстетическое наслаждение музыкой движет большинством любителей фестивальной жизни. Поэтому дневную программу «СНР» толком никто не слушал (многие дамы больше времени отстаивали в очередь в туалет), а кто слушал — не хвалил, потому что ничего особенного, ровная «троечка», и победители фестиваля этого года — такие как «Капитан Грей», «Шаман Лу» или «Радуга» — мало чем отличались от остальных участников.
Развлекалась аудитория как могла: кто-то плавал в Белоярском водохранилище (к счастью, погода позволяла), кто-то собирал деньги на дорогу обратно, панки с двадцатисантиметровыми ирокезами просили за фотографию с собой по «десятке», полуголые девицы дефилировали по территории базы, а некоторые молодые люди просто валялись на земле по пьянке или экономя силы для вечернего слэма.
Зрители довольно активно участвовали в акциях от спонсоров и проявляли бунтарский дух как могли. Например, весь второй день прошел под знаком слова «сиськи», которое вместо спортивного «шайбу!» кричали собравшиеся меломаны. В конце концов, пьяные молодые люди в первом ряду просили миловидную ведущую оголиться, чем несказанно смутили девушку, зато свои «сиськи», к всеобщему разочарованию, показал ее соведущий. На фоне всего этого по концертной поляне прогуливались под руку с не очень трезвыми родителями маленькие дети, которые мало что понимали, но были рады вниманию со стороны взрослых и довольны шумной, праздничной атмосферой фестиваля. Вообще, Билли Новик очень правильно заметил на пресс-конференции «СНР», что нужно заботиться о духе, а рок-фестивали этому явно не способствуют, они провозглашают скорее превосходство телесного начала.
На прощанье
Закончился «Старый Новый рок» выступлением группы «Черный обелиск», после чего Евгений Горенбург сказал свое слово организатора (Владимир Шахрин на «Волне» замечен не был) и пригласил всех, кто создавал «СНР — 2008» на сцену. Оргкомитет дружно исполнил гимн фестиваля, легко запоминающуюся песню о Соне, которая «любит Петю», а «Петя — лучше всех на свете». Вы спросите, причем же здесь фестиваль? Все дело в атмосфере свободы и позитива, которые в песне отвечают духу «Старого Нового рока». Под заключительные аккорды с неба посыпались разноцветные искры фейерверка, после чего замерзшая в зябкую ночь толпа поплелась по своим палаткам, особенно не выказывая желания смотреть новый фильм Волошина «Нирвана», который показывали в рамках «СНР» — уж слишком было холодно для наслаждения киноискусством.
Елизавета КОЛЕСНИКОВА при участии Милы Перетрухиной
Прислано: Elis