Альбом «8» — Коммерсантъ
Диски за неделю: альбом «8»
Спустя ровно год и месяц после выхода альбома «Амба» Илья Лагутенко и группа «Мумий Тролль» снова разворачивают рекламную кампанию. Теперь вместо трех семерок (07.07.07) в центре внимания четыре восьмерки — дата очередного релиза плюс его название. Как обычно у господина Лагутенко, имя произведения подробно комментируется в пресс-релизах, но игру в числа все же не стоит воспринимать всерьез. По-настоящему «концептуальным» в истории группы был, пожалуй, только альбом «Похитители книг» — саундтрек к одноименному фильму. Гораздо более подходящая «Мумий Троллю» форма — альбом как слепок времени, звуки и слова сегодняшнего дня. Чем кардинальнее меняется обстановка в музыке в целом, тем меньше у музыкантов желания вычищать и шкурить свои записи в студии — скорее всего, к конечному потребителю они все равно попадут в виде непонятно откуда и в каком качестве перекачанных MP3-треков. Илья Лагутенко не прочь усадить своего воображаемого слушателя перед аудиосистемой Hi-End и опустить иголку на виниловый отпечаток нового диска, но такая картина со временем становится все более фантастичной, несмотря на разговоры о «возвращении винила». Отсюда странное по всем понятиям шоу-бизнеса решение посреди «мертвого» лета выбросить на рынок 21 новую песню в формате двойного CD.
Дух момента всегда был отличительной чертой записей «Мумий Тролля». Мгновенно улавливавшим музыкальные тренды «троллям» до последнего времени гораздо сложнее было укладывать эпоху в стихотворные строчки. Поклонники чувствовали: «Это про нас» — но часто лишь на интуитивном уровне. «В подворотне нас ждет маниак» или «Мне под кожу бы запустить дельфинов стаю» — сочинено и спето было, что и говорить, красиво, но трактовать по большей части предлагалось слушателю. Илья Лагутенко признавался, что символика его стихов рождается внутри группы и ближнего дружеского круга и до конца подвластна расшифровке тоже только там, если не считать, конечно, прозрачных лирических посланий вроде «Невесты» или «Это по любви». Начиная с «Амбы», Илья Лагутенко, похоже, обнаружил в себе какой-то дремавший поэтический ресурс, задействованный до той поры едва ли в полсилы. На «8» стихи — уже нечто гораздо большее, чем способ вплетать в гитарный аккомпанемент многоликий манерно-гибкий вокал лидера.
Чем шире география творческих интересов Ильи Лагутенко, чем ярче его рассказы о серфинге в Доминикане или организации фестиваля русских рок-групп в Калифорнии, тем почему-то острее, жестче и ближе родине тексты его песен. Вряд ли мы когда-нибудь доживем до момента, когда чтение поэтического сборника Ильи Лагутенко будет таким же удовольствием, как прослушивание альбомов «Мумий Тролля». Однако желание распробовать на вкус свежие строчки господина Лагутенко — едва ли не главная причина, из-за которой к альбому хочется возвращаться еще и еще. Ясно, что «Мумий Тролль» купается во всевозможном модерн-роке и постпанке, ясно, что фронтмен может прочитать лекцию о тенденциях в гитарной музыке — коротенько, часа на три. Но какими веяниями объяснить появление, скажем, песни «Проспали» со строчками «Мы просто проспали — не наша нефть и газ не наш… Мы просто проспали, что за дела? C`mon, блин, bien, ca va?» Версия обозревателя «Ъ» проста: Илья Лагутенко взрослеет, в октябре ему сорок, к этому времени он должен вновь стать отцом. Изъясняться на языке и с интонациями «блудливых котов» ему все так же весело, взять хотя бы треки «Метель» или «Мамы дочерей». Но даже в самых легкомысленных и дискотечных вещах с «8» просвечивает рефлексия человека, который, сам того не планируя, стал музыкальным символом поколения, озвучил его лучшие моменты, а теперь вместе с этим поколением недоумевает: «Эй, товарищ, смотри, что происходит с тобой?»
Борис Ъ-Барабанов
Прислано: Elis