«Редкие Земли — рецензия» — Афиша
Неочевидная ретроспектива лучшей русской рок-группы нулевых
Если по-честному, так нехорошо. Так обычно делают, когда нужно отработать опостылевший контракт с лейблом — ну или лишний раз обобрать преданных поклонников. Новый альбом «Мумий Тролля» на самом деле никакой не новый альбом «Мумий Тролля», а сборник неизрасходованных в формате долгоиграющей пластинки вещей, бисайдов и прочих почеркушек. Обман, конечно, — но на круг выходит, что обман сладостный. И даже в некотором роде нас возвышающий. В конце концов, чем Илья Игоревич Лагутенко не Стивен Патрик Моррисси (у которого недавно тоже вышел аналогичный диск)?
«Редкие земли» — это рок вокруг хитов, песни в жанре «у тебя забавы — утром все забыл», но одновременно — и внештатная аннотация всей мумий-троллевской карьеры. Здесь есть отголоски триумфальных 90-х — поздравительная «С новым годом, крошка!», пляжный боевик «Шамора». Есть массив песен, осевших на многочисленных синглах к «Точно ртуть алоэ» и теперь звучащих как маршруты будущих марш-бросков: из конфетного аналогового тепла «Лучей» потом вырастут «Меамуры» с их тряпочками и бабочками; из бездельной акустики «Девочкодруг» — знойная полуденная романтика «Похитителей книг»; из злых колючих аккордов «Других мест» не вырастет ничего — а жаль. Есть страшная вещь о любви «Иди, я буду» и терпкая, как будто после прослушивания каталога лейбла Morr Music придуманная вещь о нелюбви «Нет, нет, нет» — предвестники «Слияния и поглощения», лучшего альбома «МТ» в истекающем десятилетии. Есть пара киношных инструменталов, есть новейший номер «Смог», который, ровно как два последних альбома группы, не портит общей картины, есть, наконец, откровенная залепуха «Наркотикам — нет!» в соавторстве с эмси по прозвищу Кач. Следует ли из всего этого хоть что-нибудь? Нет, нет, нет — как ничего и не следует из всей долгой и славной ╜публичной жизни группы «Мумий Тролль»: неспроста же на попытке взять лагутенковскую ухмылку за ролевую модель погорело целое поколение музы╜кантов. Лагутенко закономерно оказался главной местной рок-звездой эпохи путинской стабильности; человеком, который всегда умел экономно расходо╜вать капитал, просчитывать дивиденды на два шага вперед, красиво абстраги╜роваться от обстоятельств и делать если не хорошую, то по крайней мере не╜кислую мину при всякой игре. Приятно, в общем, что группа «Мумий Тролль» способна выпустить сборник бисайдов, доставляющих привычное легкомысленное удовольствие. Неприятно только, что только группа «Мумий Тролль» в России такой сборник выпустить и способна. Другого Моррисси у нас для вас нет — такая уж погода здесь.
Александр Горбачев