Мумий Тролль на Пикнике «Афиши» — Афиша
Мумий Тролль на Пикнике «Афиши»
Лучшая русская рок-группа закрывает Пикник «Афиши»-2010 специальным концертом: «Мумий Тролль» сыграет свой классический альбом 1997 года «Икра» от начала и до конца, от «Доли риска» до «Сигналов». По просьбе «Афиши» Илья Лагутенко вспомнил, как «Икра» создавалась
Сейчас группа «Мумий Тролль», последние пару лет успешно ╜гастролировавшая по США, готовится ╜записывать полностью англоязычный альбом — в который войдут и песни, никогда не существовавшие на русском
На «Икре» мне хотелось сделать более роко╜вый, более жесткий звук. Тогда такая тенден╜ция в воздухе витала; вроде бы намечалось некое возрождение глэм-рока — а тогда же казалось, что нужно принюхаться, ветер тенденций по╜чувствовать, и тогда у тебя будет все правильно. Я в то время обитал в Лондоне — ну и можно ╜просто прогуглить, что в Британии происходи╜ло в 1997 году. Тот же самый бритпоп — Oasis, ╜Supergrass, Suede; альбомы становились более ╜массивными по звуку, и я понимал, откуда ветер дует: Марк Болан, Боуи, Ферри семидесятых годов. А я ведь через всю эту музыку уже проходил, потому что когда-то с нее начинал, я все это любил с детства.
Десять лет назад все было по-другому — можно было доставать все подарки из одного мешка; ╜видимо, из-за того, что было меньше каналов связи — и меньше информации. Сейчас как буд╜то директива вышла: можно делать все, и у тебя все равно будет некая своя категория слушателей. А сделать и нашим и вашим — это на сегодняш╜ний день уже невозможная задача. Нужно быть более принципиальным с собой и со слушателем, потому что только так ты можешь выстроить ╜диалог.
Cтоило ли «Икру» так сразу выпускать, через полгода после «Морской»? Ну да, логичнее это было бы сделать позже. Но я о логике до сих пор стараюсь не думать, потому что иначе можно какими-то вещами перегореть. Потерять энту╜зиазм и интерес к тому, что делаешь, — а этого я старался избегать и тогда, и сейчас. Тем более что ни у нас, ни у лейбла не было никакой стра╜тегии. Есть — давайте издадим. Никто четко не понимал, что это за рынок такой вообще, все действовали по наитию.
Я всегда шутил, что в тот момент, когда со мной показали интервью в передаче «У Ксюши», — это и было по тем временам всенародное при╜знание. Все, ты это сделал. Хотя психологическое давление существовало: люди на концертах пели мои песни, кричали, танцевали, но в прессе и в индустрии было устойчивое мнение, что — ну да, еще одна группа одного дня. И все эти так называемые коллеги-музыканты, улыбаясь мне и пожимая руку, так думали, и все так называемые продюсеры, не исключая Сашу Шульгина, который, может быть, стриг купоны, но вряд ли ожидал, что это долго продлится.
Была вещь, которая меня раздражала больше ╜всего. Все-таки я рок-музыкой интересовался в детстве, прожив несколько лет в Великобри╜тании, видел, как все это происходит, и пред╜ставлял, как должны вестись нетворческие дела группы. И вот здесь мне, конечно, было тяжело — потому что все было из рук вон плохо. Мне ка╜залось, что вокруг одни идиоты, которые меня абсолютно не понимают. Помню, мы сдавали в печать дизайн «Икры» — мне прислали макет, и я увидел, что песня «Шамаманы» там называ╜ется «Шаманы». Указал на это — а человек, ко╜торый за издание отвечал, сказал:«Такого слова нет, мальчик». И, в общем, пока я ему доказывал, стоял у него за спиной и говорил: «Есть такое слово, его я придумал» — это много времени заняло. А человеком этим был небезызвестный Лукинов, впоследствии ставший председателем Real Records.
Никакого культурного шока у меня в России не было — я же привыкший путешественник, страновед по специальности. Да и в Лондоне я не на яхтах плавал — когда писалась «Икра», я жил в Брикстоне, который тогда был совер╜шенно немодным районом, самым дешевым и криминальным. Но гастроли по стране, ко╜нечно, выматывали. Аппаратуры вменяемой не было, все площадки были разваленные, мы играли в заброшенных ДК, в каких-то ╜дворцах спорта, где чуть ли не лед стоял, ╜который не меняли, потому что там иногда ╜играли в хоккей.
Названия альбомов мне всегда было очень ╜сложно придумывать. Отсюда и родилась идея, что заголовок будет засекречен до последнего момента, потому что я до последнего момента сидел и думал, каким же он должен быть. Мне хотелось, чтобы это было одно слово, как-то ╜связанное с морской тематикой. И в какой-то момент материализовалась «Икра». Примерно в то же время вышел на экраны фильм «Спаун» к тому же; в общем, мне показалось, что это достаточно емкое понятие, которое подходит и к морю, и к Дальнему Востоку, и к тому, что мы делаем. И оно на нас до сих пор работает. Ведь как назовешь — так и поплывет. Вот на╜шу первую студию мы назвали «Утекай Звуко╜запись» — и все проекты, за которые мы взялись, будь то «Deadушки», «Туманный стон» или Земфира, благополучно утекли.
Мы все в Москве были неместные — а гастрольная жизнь предполагала, что нужно все-таки куда-то возвращаться. Так возник Мумий-дом — собственно, дом, который мы снимали в Бала╜шихе, в поселке Железнодорожном. Мы там жили, спали, репетировали, готовили себе еду, туда приезжал с отчетами о проданных дисках и кассетах Шульгин со своей тогда еще женой Валерией, и мне они казались очень милой и любящей парой, Миша Хлебородов приез╜жал клипы обсуждать. Самым знаменательным посетителем Мумий-дома был Костя Кинчев, с которым мы до утра сидели, выпивали и бесе╜довали обо всем на свете — иногда даже на по╜вышенных, агрессивных тонах.
Альбом для меня всегда был винилом, где десять песен — это принципиальный максимум. Все мои любимые пластинки — это 7–8–9 песен. Но нам нужно было что-то делать с пиратскими пластинками, которые выходили в неограниченном количестве и занимали большую часть рынка. А мы знали некоторых людей с Горбушки, которые за этот рынок отвечали, лично. И мы пришли к этим барыгам и говорим: вот, ребята, нельзя ли придумать так, чтобы мы все-таки некие роялти за все это получили. Потому что, если посмотреть по первым отчетам о продажах, все это действительно выражалось в миллион╜ных тиражах. Официальных миллионных тиражах. Понятно, что мы получали с этого какие-то копейки, которые вычитались в счет долга ком╜пании, — но нам важно было, чтобы это в принципе работало. И мы предложили, чтобы отличить дорогое официальное издание от деше╜-вого, идею бонус-треков. Я их, честно говоря, и не хотел особо записывать, они не имели ╜отношения к тогдашнему дню. Так что для ме╜ня альбом «Икра» — это десять песен, а бонус-треки в каждом конкретном году могут быть ╜разными.
«Мумий Тролль» играет альбом «Икра», главная сцена, 21.00