«Владивосток 3000. Книга об идентичности города» — City Branding

Владивосток 3000. Книга об идентичности города

Идентичность — ключевое понятие в брендинге города. Ее тяжело выявить, описать, вербализировать и визуализировать. У каждого жителя всегда есть свое представление об идентичности города, где он живет, поэтому прийти к общему понимаю city identity — это самая сложная задача на этапе разработки бренда. Многие художественные книги, основанные на судьбе героя, частично затрагивают тему идентичности места (например, произведения Достоевского про Петербург , Островского про Замоскворечье, Аксенова о Москве). Но я и не думал, что существует русскоязычное художественное произведение, которое полностью посвящено идентичности города, причем не XVIII-XIX веков, а сегодняшней, настоящей. Илья Лагутенко и Василий Авченко расширили мои представления о возможностях литературы.

Повесть о настоящем городе
В киноповести «Владивосток 3000» главный герой всего один — это Владивосток. Да, как и у всех художественных произведений, там есть завязка, кульминация, развязка и т. п., но по прочтению память о людях-героях стирается, а образ Владивостока остается. Образ очень точный и неописуемо прекрасный.

Не понимаю, что такого сделали Илья Лагутенко и Василий Авченко, но им удалось взять и описать идентичность большого города, что у меня вызывает к ним большое профессиональное уважение. Я читал эту книгу, уже побывав во Владивостоке, и все, что в ней описано, практически полностью совпало с моими ощущениями и мыслями от посещения прекрасного российского города. Если считать книгу «Владивосток 3000» книгой о бренде города, то это как раз тот случай, когда местная идентичность совпала с имиджем, сложившемся у гостя города. Для объективизации моей рецензии я попросил знакомого дизайнера, который не был во Владивостоке, прочитать произведение. Резюме было следующим: «Хочу поехать во Владивосток, и почувствовать это все вживую, особенно поесть морского гребешка, увидеть сопки, маяк и ту самую улицу, Светланскую, где шпион ел местные конфеты „птичье молоко“. А еще хочу убедиться, что Владивосток действительно существует: в голове сложилась достаточно ясная картинка городской среды и даже климата. Никогда бы не подумала, что Владивосток курортный город. Кстати, по прочтению сразу хочется увидеть экранизацию этой киноповести».

Книга о брендинге без слова «бренд»
Книга написана в жанре утопии или, правильнее сказать, исходя из виденья идеального Владивостока, которым он мог бы быть сейчас или которым может стать, развиваясь по своему собственному пути, основанному на местной идентичности. Если сопоставить «Владивосток 3000» с главами книги Keith Dinnie “City Branding■, которую я рецензировал в прошлый раз, то обнаружится, что в киноповести есть информация к размышлению почти по всем теоретическим вопросам брендирования города.
Branding the City as an Attractive Place to Live. Во Владивостоке 3000 жить хочется, начиная с первых страниц повести, это по-настоящему правильное место.
City Branding and Inward Investment.
В городе функционирует гигант экспорта «Гребешок Пасифик», продукцию которого иностранцы не просто ценят за качество, а одухотворяют, приписывая мистические свойства. Развито машиностроение в сотрудничестве с японсикми производителями.

City Branding and the Tourist Gaze. Острова, яхты, сопки, тигр, корабли. Во Владивостоке 3000 много как известных достопримечательностей, так и множество приятных скрытых изначально сюрпризов, связанных с повседневной жизнью города.
City Branding and Stakeholder Engagement.
Во Владивостоке 3000 уникальное городское сообщество, которое объединено как жизненными ценностями, так и вполне прикладными вещами. Население пользуется местным языком-семафором, а все госслужащие носят военно-морскую форму и, главное, гордятся этим.
Paradoxes of City Branding and Societal Changes
. Во Владивостоке 3000 не курят, уважают закон и наслаждаются жизнью, испытывая нежные чувства к своей земле. Парадокс для российского города.
City Branding through Food Culture.
В киноповести множество примеров местной аутентичной кухни, которой наслаждаются как местные, так и приезжие: гребешок, морская капуста, птичье молоко. От себя добавлю, что одним из самых популярных снеков во Владивостоке сегодня являются корейские пирожки пян-се. Помню, как удивилась молодая жительница города, когда узнала, что в Москве о пян-се и не слыхали. Для владивостокцев пян-се — часть повседневной жизни.

Конечно же, авторы киноповести не подозревали, что их книжка получится об идентичности города. Наверное, в этом и есть гений Ильи Лагутенко и Василия Авченко, когда созданное получается гораздо большим, чем замышлялось. Спасибо настоящим патриотам Владивостока за их искренний труд!

В 1998 с этого видео началось вещание MTV в России, а в 2000 «Владивосток 2000» признали лучшим клипом XX века на российском телевидение. Сегодня Мумий Тролль по-прежнему актуален.

Василий Дубейковский

Еще