«Усталые бодряки» — Коммерсантъ
Усталые бодряки
“Мумий Тролль» в Stadium.Live
На концерте, посвященном вышедшему летом диску «Мумий Тролля» «SOS матросу», ЛЕВ Ъ-ГАНКИН размышлял о том, стоит ли верить намекам на распад группы.
Неделю назад группа «Мумий Тролль» обнародовала клип на песню «Десерты», в котором ее лидер Илья Лагутенко предстает в образе нового директора некоей скучной конторы, заявляет: «У нас теперь будет не только work, но и rock», подливает вискаря в чай сотрудницам и вообще переворачивает унылую офисную жизнь с ног на голову. Забавно, но именно «Десерты» оказались единственным треком с диска «SOS матросу», который так и не прозвучал на презентации пластинки в концертном зале Stadium.Live, и тем не менее его нехитрый месседж по ощущению вполне можно спроецировать на прошедшее выступление. «Мумий Тролль» образца 2013 года действительно рубит рок: песни строятся то на мощных, цепких гитарных риффах, то на узнаваемых на раз дворовых аккордах — к примеру, концертная версия композиции «Акулы или паука» обросла неторопливым гитарным вступлением, под которое так и тянуло пропеть цоевское «белый снег, серый лед»; кажется, господин Лагутенко не лукавил, когда утверждал, что свежая пластинка посвящена русскому року. Даже из старого материала для нынешнего шоу выбирался почти исключительно бодряк: не было, к примеру, ни одной композиции с жеманных «Меамуров» (2002), зато присутствовали трек «Кот кота», сокрушительная версия «Королевы рока», а также, разумеется, «Владивосток 2000», с первыми аккордами которого визг многотысячной аудитории стал категорически невыносимым: нечто подобное можно было услышать разве что на дошедших до нас записях стадионных концертов The Beatles.
С другой стороны, для «директора Ильи Игоревича» нынешний «Мумий Тролль» во многом проходит и по ведомству work. Неслучайно весь год ходят слухи о прекращении деятельности группы, которые музыкант не подтверждает, но и не опровергает: когда любимое дело превращается в рабочую рутину, возможно, и впрямь есть смысл взять паузу. А сейчас складывается ощущение, что сайд-проекты (включая, к примеру, несколько недавно опубликованных совместных треков Лагутенко с электронщиком DZA) музыканту значительно интереснее, чем его основное предприятие. Главная зрительская претензия по итогам концерта в Stadium.Live: слишком уж он был коротким — около полутора часов; для сравнения, Tequilajazzz неделю назад на своем 20-летии играла два с лишним.
Профессионализма музыкантов «Мумий Тролля» хватает на то, чтобы отработать программу без косяков — пара неловких моментов во время презентации была связана исключительно со звукорежиссурой. К примеру, на тех же «Акулах» микрофон оглушительно зафонил, и Илье Лагутенко даже пришлось сыграть вступление заново. Но вместе с тем очевидно, что кругосветное путешествие — сначала реальное, на паруснике «Седов», в процессе которого писались песни для диска «SOS матросу», а потом и метафорическое, то есть бесконечный гастрольный чес по городам и весям,— выпило из группы все соки. Гитарист и главный соавтор Лагутенко Юрий Цалер уже несколько месяцев как покинул ансамбль — прямо в ходе турне. А сам фронтмен «Мумий Тролля», похоже, многие свои сценические обязанности нынче выполняет на автомате: на это указывает хотя бы вяловатый конферанс с долгими паузами и интонациями детсадовского воспитателя, который с напускным подъемом произносит заученный текст.
Любые предположения относительно будущего «Мумий Тролля» сейчас будут выглядеть спекуляциями, но тем не менее по итогам концерта в Stadium.Live можно сделать несколько осторожных выводов. Группа, конечно же, не сжигает мосты — в таком случае под занавес было бы исполнено значительно больше мумий-троллевской классики; в реальности же из 18 сыгранных на концерте композиций половина относилась к диску «SOS матросу». Тем не менее есть вероятность, что традиция ежегодных декабрьских «блокбастеров» в Stadium.Live на какое-то время прервется — «Мумий Тролль» его создателю по состоянию на сегодняшний день, похоже, малость поднадоел. В частности, авторитарный формат рок-группы лишает Лагутенко возможности в полной мере реализовать свое увлечение электронной музыкой, хотя он и прикладывает к этому определенные усилия: перед фронтменом на сцене в нынешнем турне расположен небольшой модуль, из которого он периодически извлекает разного рода диковинные жужжания и скрипы. Тем не менее развивать эту линию Илье Игоревичу проще и логичнее в других своих проектах — и потому в «Фантастике», с которой на концерте стартовал блок старых хитов, вместо «остаемся» слышалось «расстаемся», а солист в финале размахивал руками, как будто прощаясь с поклонниками. Иной подтекст, казалось, приобрели и спетые хором с залом строчки из «Владивостока»: «Уходим, уходим, уходим — наступят времена почище».
Но если они и уходят, то делают это вполне триумфально. «Мумий Тролль» образца 2013-го — это щеголеватый самоуверенный глэм-рок с обаятельными кривляниями, диковатым дресс-кодом (Лагутенко весь концерт провел в странной кожаной юбке с бахромой) и впечатляющей сценографией: каждый трек сопровождался ярким видеорядом, а на «Четвертом троллейбусе» группе вышел подпеть детский хор. А самое важное — Илья Лагутенко по-прежнему, как никто, умеет сооружать из бессмысленных букво- и словосочетаний припевы необычайной цепкости и эффективности: рефрен «SOS матросу, матросу SOS!» из открывавшей концерт песни аудитория выкрикивала хором с музыкантом ничуть не менее задорно, чем панчлайны из «Невесты» или «Контрабанд», несмотря на то что композиции всего-то несколько месяцев от роду. Он вообще потрясающе обращается с родной речью: скажем, завершившая выступление песня «С Новым годом, крошка» — это ведь один из исчезающих немногих примеров непошлого и нефальшивого перевода на русский слова «baby», классического обращения к девушке из англоязычного рок-н-ролла. И в конечном счете, если «Мумий Тролль» на время прекратит существование, в этом не будет решительно ничего страшного. Главное — чтобы на время, а не навсегда, и чтобы на протяжении этого времени Илья Лагутенко не прекращал сочинять и исполнять песни на русском языке.