Интервью с Ильей Лагутенко. Радио Европа Плюс. Программа «Планетарий»
С Ильей Лагутенко беседует Роман Олегов.
- Сегодня мы представляем одного из самых известных
людей нашей страны, разумеется, известного в мире музыки в первую очередь…
Самого главного мумия МУМИЙ ТРОЛЛЯ — это Илья Лагутенко.
Звездная справка:
Годом рождения группы МУМИЙ ТРОЛЛЬ можно считать 1982 год, когда состоялась
историческая встреча Ильи Лагутенко с Леонидом Лео Бурлаковым. К маю 1985 года
группа записывает свой первый магнитоальбом «Новая луна апреля`. В 1990 году
группа выпускает второй альбом „Делай Ю-Ю`. Но в конце перестройки ш л накат
социального и протестного рока и МУМИЙ ТРОЛЛЬ встретил, мягко говоря, прохладный
прием. Илья фактически распускает группу и на долгие годы покидает музыкальный
бизнес. Второе возвращение МУМИЙ ТРОЛЛЯ произошло в 1996 году, когда
записывается альбом «Морская“. Он увидел свет в 97`ом году… и на следующее утро
они проснулись знаменитыми.
- Добрый день, Илья. Как дела?
- Добрый вечер. Очень хорошо. Погода хорошая, настроение отличное, поэтому вс вроде и без изменений.
- Без изменений в чем? В жизни…
- На лето. Это как мир музыкальный и весь остальной мир, они же друг в друге находятся.
- Илья, о погоде, коль мы заговорили… Сразу первый вопрос такой: Как ты относишься к той жаре, которая сейчас установилась в Москве? Или ты в Москве особо не находишься?
- Я прибыл в Москву совсем недавно. С большим удовольствием наслаждаюсь этой теплой погодой. Надеюсь, что несколько градусов прибавится еще, потому что на градус всегда нужно идти на повышение… сами понимаете.
- Вообще, больше градусов — это же будет Эфиопия. Ты же не эфиоп?
- зато самочувствие повышается намного быстрее, в лучшую сторону.
- Хорошо. Насколько я знаю, ты недавно прибыл из Лондона. Ты это имел в виду, нет?
- Я имел в виду, вообще-то, чудесную столичную погоду… да, я действительно, некоторое время назад прибыл из Лондона, где мы занимались одним из периодов подготовительной работы над новым альбомом группы МУМИЙ ТРОЛЛЬ.
- Он будет чем-то отличаться от старых — это само собой, но чем?
- Подготовительный период работы обычно у нас и временем года не отличается. Так получается всегда, что именно весной приходит настроение сделать что-то более весеннее, а зимой настроение приходит забраться в место потеплее и наслаждаться всем тем, что мы сделали за теплое время года
- Хорошо, хорошо… Получается, в теплое время был подготовительный период, а если вы будите сводить альбом, т.е. доделывать его зимой, то не поменяется ли он совершенно?
- нет, я предлагаю зимой вообще никому не работать и удариться в спячку..
- В спячку? Но предварительно нужно заработать…
- сало нужно заработать, чтобы холод не проникал или отрастит мех…
- Если бы мы были животными, то, пожалуй и так, но в конце концов, мы все-таки люди, поэтому нас греет что-то иногда другое. Илья, скажи, а в Лондоне вообще у тебя есть любимые улицы? Появились ли любимые улицы, заведения? Вообще, где ты там был, что тебе понравилось?
- ну, честно говоря, я признаюсь, что за мо краткое пребывание там, местные власти не удосужились построить новые улицы, поэтому они, наверное, не появились …. Они капиталисты там, буржуи…
- А мы?
- Мы? Новая Россия…
- Да, однако, и в новой России, так же, как и в старой Англии любят футбол. Как лично ты относишься к футболу и какого отношение твое к тем успехам, которые как бы делает сейчас наша сборная по футболу?
- да, я знаю, что в игре участвуют на поле по 11 человек от каждой команды, да? Мне больше всего нравится смотреть, как забивают штрафные, т.е. это экономит время на перебегание от ворот к воротам.
- Т.е. будь твоя воля, ты бы вообще убрал полчаса таймов….
- Да, полчаса штрафных… Т.е. как знаете, бывает баскетбол такой показательный, так вот такой же показательный… штрафные…
- Т.е. от спорта ты далек или просто времени не хватает?
- нет, я очень близок, потому что именно на него я нахожу время.
- На какой именно?
- …Ну, на просмотр штрафных…
- А, ну значит именно на просмотр, т.е. только как зритель… Ты у нас большая звезда, супер звезда, ну а в Лондоне тебя узнают?
- Узнают родные еще до сих пор, когда я возвращаюсь из Лондона домой… Чаще всего узнают
- Домой во Владивосток?
- Да.
- Кстати, вообще часто приходится там бывать?
- Довольно часто, больше раза в год.
- Вообще, когда бываешь на родине и при этом не каждый день е видишь, то изменения, которые там происходят, бывают заметнее, это так?
- Бросаются, наверное, в глаза. Вот перемены к лучшему в Москве тоже бросаются в глаза.
- По сравнению с Владивостоком или вообще?
- Нет, по сравнению с Москвой полгода назад, например, очень большие перемены я для себя отметил в этот приезд. Во-первых, нет снега, вс зелено, чисто и красиво, т.е. настроение праздничное и хорошее.
- А ты бы хотел, что бы Владивосток был похожим на Москву? Ну, может быть, не размерами, а той кипящей жизнью, которая есть в Москве?
- Пришлось бы тогда для начала проложить очень широкую трассу до Владивостока, что бы много бульдозеров придется во Владивосток перенести, что бы устранить все те сопки и горы, Которые, именно и предотвращают жизнь во Владивостоке быть такой, какой она является… какой она существует в Москве.
- Осталось добавить, что построить вокруг Владивостока кольцевую автодорогу… и тогда что-то будет похожим.
- Не, я предлагаю забор большой возвести вокруг Владивостока..
- Зачем?
- Ностальгия у меня существует…
- Будучи в Лондоне… мы возвращаемся постоянно к Лондону, потому что, наверное, вс -таки свежо воспоминание. Интересно, как Илья Лагутенко относится к Лондону и к той жизни, которая там происходит? Вообще, ты ведь филолог, да? Насколько я знаю…
- Нет, я историк.
- Историк?
- Да.
- Так к филологии ты не имеешь отношения никакого?
- Я имею отношение к страноведению.
- О, что это значит?
- Судя по слову это…
- …ведение стран.
- Ну да…
- Вопрос такой: как ты думаешь, вот русскую речь воспринимают англичане как? Кажется ли она им музыкальной, или наоборот, отрывистой, вот как нам немецкий язык?
- Кажется ли музыкальным?… Для меня и китайский язык кажется музыкальным.
- Потому что ты им занимался, изучал.
- Нет, просто язык так состоит,… но это к филологам же вопрос, не к историкам…
- Да, не к историкам, но я вот к чему задаю этот вопрос…
- Да вот, к чему?
- К тому, что если бы, допустим, мы вс -таки прорвались на вершины мировых хит-парадов с нашими песнями… ты думаешь, это вообще возможно с нашим языком?
- Зачем прорываться к вершинам мировых хит-парадов? У нас есть свой довольно большой мирок. 1/6 часть всего земного шара.
- Но это же престижно еще и 5/6 захватить?
- Перед кем?
- Перед нами же.
- Перед 1/6?
- Конечно.
- Какие-то речи о завоевании….
- Нет, не о завоевании, вс мирно — мирно исключительно.
- Я не хочу быть завоевателем.
- Илья, а как ты считаешь, вообще полезно пожить нам, опять же, за границей?
- Я считаю, что всем полезно, во-первых, пожить, никуда не торопиться и зажить очень весело
- Очень весело…. Никуда не торопиться, но время идет, надо что-то делать…
- Время идет и надо что-то делать всегда!
- Что-то всегда надо делать, потому что время идет… Хорошо, следующий вопрос: Илья, как ты относишься к излишествам всяческим?
- Отрицательно.
- Ко всем абсолютно?
- Отрицательно.
- Т.е. и даже…
- Даже это и не трогай…
- Вообще никак?
- Вот-вот это и не трогаем вообще…
- Хорошо, но вот свободное время остается, надо же чем-то заполнять его, помимо музыки?
- Свободного времени не остается никогда. Остается только то время, которого не существует.
- Но это вс загадочно. Ответь мне поконкретнее, пожалуйста.
- Поконкретнее? Ну вот, если бы в сутках было не 24 часа, а 26, то было бы намного лучше.
- И МУМИЙ ТРОЛЛЬ выпускал бы альбомы в 2 раза чаще…
- В 2 раза чаще, зато и слушателей было бы в 2 раза больше. За эти вот 2 часа ночных, как раз производство слушателей бы увеличилось.
- Вообще, работается когда лучше — ночью или днем? В смысле, пишется… записывается…
- Аааа….А я думал, для производства слушателей
- Для производства слушателей? А, ну понятно… Это как из старого анекдота про китайцев…
- Мы старыми анекдотами сегодня забросали друг-друга
- Ну а может…
- Давайте лучше про музыку, про современность…
- Хорошо, про современность. Что тебе нравится в нашей современности, а что тебе не нравится в нашей современности?
- Мне очень нравятся средства коммуникаций, но мне не нравится, как медленно они развиваются.
- Ты имеешь в виду мобильные телефоны? Что — средства коммуникаций?
- Ну… Ну да. Телефон, радио, телевидение…
- Себя приятно наблюдать по телевизору?
- Я не смотрю телевидение, слушаю радио чаще.
- Хорошо, но вот когда записываются ролики, ты как-то потом их отсматриваешь? Делаешь замечания?
- Конечно! Я очень люблю делать замечания, чем, вероятно, раздражаю производителей роликов, также люблю и отслушивать потом записанные радиопередачи… делать замечания…
- друзья мои, вы, наверное, скорее всего многого не услышите из того, о чем мы тут говорили с Ильей, потому что…
- …я сделал слишком много замечаний…
- Да, Илья сделал слишком много замечаний, поэтому мы многое вырезали. Илья, дух лидерства…
- Мне не присущ.
- Не присущ. Хорошо. МУМИЙ ТРОЛЛЬ — это не ты, это группа или, вс -таки это Илья Лагутенко?
- Не я, не группа, не Илья, это тот самый МУМИЙ ТРОЛЛЬ и есть
- Но что это… что это значит? Доступнее, мне не понятно.
- Я просто там ответственный за сегодняшнее интервью. Меня назначили.
- И все? Т.е. пришел человек со стороны….
- Нет, почему: Вы же обратились в МУМИЙ ТРОЛЛЬ… МУМИЙ ТРОЛЛЬ назначил ответственного за сегодняшнее интервью, им пришлось стать мне..
- Илья, теп не менее, как-то происходит творческий процесс?
- Да, конечно, потому что кроме меня в МУМИЙ ТРОЛЛЕ сейчас еще, я говорю о тех людях, которые появляются на сцене и записывают следующую пластинку, 3 человека — это Сдвиг, Олег Пунгин и Юрий Цалер. Все мы играем на разных инструментах, я меньше всех играю на инструментах, потому что мне не очень нравится играть на инструментах, но мне очень нравится смотреть, как другие играют на музыкальных инструментах и опять же делать замечания. Вот мы опять к этому возвращаемся… Мне очень нравится делать замечания, это же гораздо легче, чем заниматься…
- По какому принципу вообще появляются новые люди? Просто приходят?
- Новые люди не появляются НИ-КОГ-ДА. Все люди — это старые знакомые, просто раньше мы с вами реже встречались.
- Но я надеюсь, что это в прошлом и с этого момента мы будем встречаться гораздо чаще. Илья, возвращаясь к старым знакомым… Вот успех Земфиры — он феноменален, правда ли, что ты имеешь к этому какое-то отношение?
- Да, это совершенная правда. Дело в том, что Земфира выпустила свой дебютный альбом под одноименным названием в компании DMI-РЕКОРДЗ. Пластинка была выпущена, и я участвовал в создании музыкальной фонограммы пластинки, которую вы вот имеете сейчас возможность слышать не только по радио, но и на собственных аудио-носителях, которые все вот сейчас таким спешным образом торопятся приобретать в лучших музыкальных точках столицы и регионов.
- Если, конечно, вс это остается в магазинах… лучших.
- В лучших музыкальных магазинах, я считаю, всегда должны быть поставки, если не каждую неделю, то каждые 8 дней.
- В создании музыкальной фонограммы… Насколько это? Т.е. писалась музыка Ильей, нет?
- Нет, что вы, что вы!? Я никогда не навязываю свое мнение тем людям, которые прекрасно понимают, что они хотят добиться, но вот сделать замечание… мы опять же вернулись…это мне всегда очень интересно.
- Замечание… чтобы?…
- Чтобы сделать лучше! Таким образом, наверное, мне вс -таки удалось сделать пару замечаний, посему мы приобрели еще один очень хороший альбом… сейчас вместе с вами.
- качественный музыкальный продукт от Земфиры. Илья, китайская поэзия тебе близка. В Китае ты не был и, если нет, то мечтаешь ли побывать там?
- Я сдавал экзамены по литературе Китая.
- Где? У нас?
- В университете. Да, во Владивостоке.
- Ну а в самом Китае?
- В самом Китае я сдавал другие экзамены, но не по литературе. Сдавал вот по страноведению, экономике китайской, разумеется.
- И вс это шло на китайском языке?
- русский они уже начали подзабывать
- Благодаря чему? Ну, мы же там бываем, мы ездим…
- мы ездим, но нас меньше.
- Хорошо, ну а твое отношение к китайской музыке, как музыканта?
- Если вы хотите включить в ротацию ЕВРОПЫ ПЛЮС кое-что из китайской музыки, я…
- Да, в исполнении МУМИЙ ТРОЛЛЯ с удовольствием!
- …я могу вам предоставить, может для начала испытанные китайские композиции на китайских радиостанциях, что бы у вас не было потом проблем, ну а если слушателям понравится, то, наверное, мы сможем предоставить и свои собственные творения на китайском языке.
- На китайском, но по т там, разумеется, Илья?
- Поют китайцы.
- Китайцы? А МУМИЙ ТРОЛЛЬ?
- Поют песни МУМИЙ ТРОЛЛЯ на китайском языке, но если вам и эти песни понравятся, то тогда нам придется сделать альбом полностью на китайском.
- Я думаю, что слушатели это оценят.
- Да. Вот можете послушать одну из наших песен с альбома «Шамора` часть 2 песню «В думах о девушке из города центрального подчинения КНР`, там звучит чуть-чуть китайского языка, но я думаю, что для начинающих этого хватит.
- А что означает сия фраза с китайского?
- Я думаю, что для полного перевода нам понадобится несколько больше времени, чем нам отведено, но я уверен, что в столице хватает специалистов, так что они вам могут выслать построчный перевод.
- Но это цензурное выражение?
- О, разумеется!
- Илья, в это воскресенье, т.е. сегодня вы даете концерт на празднике МК. Это так?
- Да, вот мы уже бежим сломя голову, что бы не опоздать.
- А как же обещание не давать концертов до 2000 года?
- Мы действительно отказались от гастрольного тура в 1999 году, в связи с тем, чтобы мы имели достаточно времени для работы над нашей новой пластинкой.
- Это та, которая записывается или будет записываться в Лондоне?
- Это та, работа над которой сейчас идет. Буквально на следующий день после выступления сегодня на Мегахаусе, где мы даже собираемся представить несколько вещей из этой будущей пластинки… Слушателям судить, хотят ли они, что бы эти песни вошли в пластинку или нет. А мы отправляемся затем в город Владивосток, где мы и уже собрались подумать и принять окончательное решение, какие из двух десятков песен, которые мы вс -таки сделали на данный момент, составят ту дюжину, необходимую для того, чтобы порадовать наших поклонников и новых слушателей в следующем году.
- Т.е. сегодня произойдет такое публичное представление публике, и реакция е будет для вас таким своеобразным знаком?
- Разумеется, нам всегда интересна реакция и мнение наших слушателей о наших песнях. В нашем гастрольном туре 1998 года, мы уже проводили подобный эксперимент, когда представляли те песни, которые позже составили вот этот двойной альбом, архивы, как мы называем еще, «Шамора`. Т.е. мы попытались отобрать тот минимум, который позволил нашим слушателям узнать о группе МУМИЙ ТРОЛЛЬ, что случалось с ней до 96-го года, до официального выхода нашего первого альбома «Морская`, и надеюсь, что все эти старания и эксперименты не прошли даром, и мы доставили друг другу нескончаемое удовольствие и по сей день.
- Желаю Илье удачи, творческих успехов, хоть по традиции это так звучит, но звучит от чистого сердца. До свидания!
- И будем верны традициям! Спасибо! До свидания!