«Если вы не понимаете наши слова, поймите президента» — Пульс
Если вы не понимаете наши слова, поймите президента
Илья Лагутенко провёл в Петербурге несколько дней. Сначала был шикарный концерт на пляже Royal Bitch. На другой день «Мумий тролль» играл для выпускников на «Алых парусах». По пятам за ним следует господин цейтнот. От последнего – не избавиться. Директор группы Алекс в силах только сдерживать нехватку времени, отгонять её, как бессмертную муху. И пауза для встречи с «Пульсом» пришлась как раз на тот момент, когда эта замечательная муха, аксессуар успеха, ненадолго отлетела по своим делам. А что сам Лагутенко? Если быть кратким: те же, знакомые по песням, вкрадчивая интонация, улыбка, многослойная ирония.
22 июня – официальная дата выхода последнего видео «Мумий Тролля». На песню «Хищник». Помимо хроники терактов, там у вас мелькают президенты. Как вы думаете, у этого клипа могут быть проблемы с ротацией на российских каналах?
И.Л.: А я никогда об этом не задумываюсь. Обычно мы делаем то, что приходит в голову. Идея этого видео вообще пришла в какой-то мере благодаря кому-то из питерских журналистов. К сожалению, не помню имени. На пресс-конференции, посвящённой премьере «Слияния и поглощения» в прошлом году, кто-то задал вопрос, дескать, песня «Хищник» ведь может работать в антитеррористическом контексте. Я подумал, действительно, контексты могут быть самые разные. Дальнейшие разговоры и думы вылились в то, что Кирилл Попов, наш фотограф, занялся клипом. Они подняли всякие документальные вещи. Меня только доснимали где-то в Чикаго, чтобы я слова произносил, а дальше резали на своё усмотрение. То есть мы сами готовые версии скачивали уже из сети и, в конце концов, одобрили. Хотелось, чтобы клип был динамичный и направлен не в одну сторону, а во все сразу.
И всё-таки набор персонажей для видео. Получилось смело, учитывая предстоящий саммит… Это было отдано на откуп сценаристу?
И.Л.: С одной стороны – да, выбирал сценарист. С другой, туда попали самые понятные и самые значимые события, которые произошли за последнее время. Как раз можно как комиксы представить к саммиту наш клип. Или диск с ним к вашему изданию приклеить…
Выход антивоенного видео совершенно очевидно был приурочен ко дню начала войны. А в каких предельно милитаризированных зонах вам довелось бывать?
И.Л.: Я же в армии служил нашей, советской тогда ещё, на Тихоокеанском флоте. Уж то место, где я служил, было, наверное, предельно милитаризировано. Полигон морской авиации, закрытый от внешних любопытствующих глаз. Там наши доблестные лётчики отрабатывали меткость своего попадания по водным и не только целям.
А в гражданской музыкантской жизни? Франция периода беспорядков, например…
И.Л.: Да, было. Мы выступали тогда во Франции, но самих беспорядков я как-то не увидел. И вообще ситуация, насколько я понимаю, в последнее время складывается так, что о некоторых событиях говорят несколько больше, чем реально происходит. То есть кому как выгодно подавать, тот так и подаёт. Все вот эти акции. Их можно снять и показать по телевизору, как какое-то кошмарное событие. А в то же время прохожие могут спокойно ходить по улицам. Я помню, жил в Лондоне, когда одна из первых таких демонстраций прошла. Разбили от силы три витрины в Сити. По всему миру телевидение подавало это как «город рухнул». Все говорили про массовые беспорядки. Мне звонили родственники из России, переживали как там я. Хотя я ничего этого не видел, не знал, и реально на жизнь города эти события никак не повлияли.
Илья, на вашем сайте выложена такая история. Цитирую. «В послании к федеральному собранию президент озвучил ту же мысль, которая волнует группу „Мумий Тролль“: „А теперь о главном. Что у нас главное? Вот, правильно. В Министерстве обороны знают, что у нас самое главное. Речь действительно пойдёт о любви, о женщинах, о детях“. Мысли „Мумий Тролля“ успешно прочитаны. Государственное направление – курс на Любовь!» Неужели вы следите за выступлениями политиков? Хотя я понимаю, что это шутка, скорее всего…
И.Л.: Какая же это шутка! Это есть конкретная вещь, слов, как говорится, не выкинешь. Оно так было действительно. Так как мы монтировали большую часть видео «Хищник» через океан, нам нужно было постоянно общаться в режиме онлайн. Мы сидели в студии, передавали друг другу информацию, и на одном из мониторов, по каналу «Россия», транслировали речь президента и как раз эти слова мне запомнились. Цитата есть цитата. По большому счёту я, конечно, отношусь к этому как к шутке. Просто мы оперируем теми понятиями, с которыми так носится наша пресса. Для неё это собственно и было сделано. Любят они туда-сюда давать ссылки из речей наших государственных деятелей. Вот, пожалуйста, раз вам это нравится. Если вы не понимаете наши слова, может, вы тогда поймёте такие.
Абсолютно недостоверные источники вроде утверждают, что там и сям, в Петербурге, Москве и других городах у Лагутенко есть потайная недвижимость, где якобы вы от внешнего мира укрываетесь… Правда, что вы любите покупать такие полуконспиративные квартиры?
И.Л.: Вряд ли меня можно назвать коллекционером законспирированной недвижимости, но это хорошая идея. Я с удовольствием поставил бы это на широкую ногу, но пока есть другие реалии и приоритеты. Как такового дома у меня нет. В течение последних лет я провожу время между Москвой, потому что там все наши профессиональные вопросы решаются, Санкт-Петербургом, где творческие и личные интересы у меня присутствуют, Ригой – по тем же самым причинам. Ну ещё там то Лондон, то Нью-Йорк. Передвигаюсь постоянно такими кругами. А здесь, в Петербурге, я действительно провёл много времени.
Помните 1997-й год, первый тур с альбомом «Морская»? Тогда, на концерте в «Юбилейном» я был потрясён количеством зрителей на один квадратный метр любого пространства, откуда виден хотя бы край сцены. Ни до, ни после такого не встречал… Как долго, вы думали, это продлится? Аншлаги, стадионы…
И.Л.: Олег Тиньков мне рассказывал, что тогда он лично видел, как люди проходили сквозь стёкла. О чём мы думали? Все планы я строил в 14–15 лет. Тогда мне это нравилось. Все они были фантастичные, и я понимал, что никогда в жизни это не превратится в реальность, поэтому и можно о чём-то мечтать. Те два-три концерта в рамках местного владивостокского рок-клуба для меня были самыми значимыми в жизни. Второй этап, когда нам было уже далеко за двадцать, то есть уже не подростки, воспринимался нами как должное. Мы были уверены в своих силах и особой эйфории ни я, ни мои друзья не испытывали. Причём мы понимали: по-другому быть не может. Мы же работали, делали своё дело, ни на что другое не разменивались…
За последние десять лет мы играли с симфоническими оркестрами, с китайскими народными оперными певцами и втроём под один рояль перед людьми, которые вообще нас прежде не слышали. Визу не дали никому, кроме меня и клавишника, а концерт в Великобритании отменить мы не могли. Третьего человека, перкуссиониста, мы нашли уже там. Это был афро-англичанин, который наших песен никогда не слышал. Выступали перед разной публикой. Одно дело у себя в стране, где люди знают наше творчество. Но мы играли и в Гренландии и в Китае, где о существовании «Мумий Тролля» вообще никто не догадывался.
И как принимали, в Китае?
И.Л.: С опаской сначала. А мы, в свою очередь, с большим интересом отнеслись к тем людям, которые вообще пришли на этот концерт. Потому что мы не понимали, что же их заставило сюда придти. Одно дело – в Китае, где живёт миллиард. Так или иначе определённое количество зевак всё равно наберётся. Но в Гренландии, где в столице живёт полторы тысячи человек, тоже нашлось достаточное количество людей. Главное, что всё это как-то двигается. Я, конечно, не загадывал. Вроде понимал, что этим делом можно заниматься всю жизнь. Оно мне весьма нравится. С другой стороны, есть много вопросов и проблем в существовании музыкального коллектива на протяжении десятков лет. Это и личные отношения, и творческие искания. Приятно, что мы не сошли с дистанции ни после первого тура, ни после второго и третьего… Десять лет в таком довольно бойком режиме дают чувство уверенности в завтрашнем дне.
Какие-то ниточки связывают коммерчески успешную группу с андерграундом?
И.Л.: Для меня вопрос спорный, что считается андеграундом. Взять западный мейнстрим. Если у тебя контракт на десять лет с какой-нибудь рекординговой компанией на десять альбомов, понятно, что, даже если ты ничего не хочешь делать, тебя всё равно будут сталкивать с кровати и тормошить, чтобы ты писал песни. Потому что в тебя вложено и с тебя теперь причитается. Даже никудышный материал сделают таким, что он дойдёт до публики. Сейчас, я так понимаю, основное количество известных артистов по такой схеме и работает. А что касается андерграунда – это противоположность. Человек, не связанный никакими обременительными финансовыми обязательствами, который делает что ему в голову приходит, который строит свою базу поклонников, слушателей, последователей исключительно на собственном творчестве. По определённым причинам слушателям это нравится. И вот они, слушатели, ходят на концерты, следят за выходом пластинок. В принципе мы во второй позиции и находимся. Потому что у нас не сложилось ни с продюсерскими центрами, ни с рекордс-компанией. Каждый альбом у нас выходит на основе незатейливого такого тендера. Мы ищем дистрибьютора, который выпустит нашу пластинку и распределит её по магазинам. Как заниматься всем остальным, мы знаем и сами.
То есть «делаем, что хотим, а то, что нас покупают, только плюс»?
И.Л.: Очень большой плюс. И по этому поводу я не буду делать никаких ужимок. Пока есть желающие, почему бы не продолжать? А что касается музыки, которая просто не так широко представлена зрителю и не продаётся и потому считается андерграундом, там действительно есть довольно много забавных вещей – и послушать, и увидеть. К часто нам обращаются молодые группы с просьбой помочь, что-то издать. Я всегда говорю, главное это твоё основное личное желание что-то донести, понять, на каком уровне ты находишься, что ты хочешь сделать, как долго ты хочешь этим заниматься, насколько ты хочешь влезть в какие-то обязательства. Ведь даже издание пластинки ставит тебя в какие-то рамки. Насколько уютно ты чувствуешь себя в рамках этих отношений? Тут каждый должен выбирать сам для себя. Соответственно у тебя будет круг слушателей. Ведь какой-нибудь May Day в Питере тоже собирает стадион. Вот эта музыка «тыц-тыц». Техно, тэхно… Ты не знаешь ни одного имени, как они выглядят, а людей приходит реально больше, чем на любого артиста, который по МузТВ с утра до вечера поёт и играет…
Ильяс Васипов
Прислано: Elis