«Премия FUZZ: Мумий Тролль vs Дробыш» — zvuki.ru

ФЕСТИВАЛЬ : Премия FUZZ: Мумий Тролль vs Дробыш

Скандал минувшей недели: в Питере во время проведения церемонии награждения премией FUZZ группа Мумий Тролль исполнила с трэш-шапито КАЧ нецензурный рэп «Витя Дробыш, на что известный продюсер и автор отреагировал возмущением. Следуя давней традиции давать более одной точки зрения на острые события, мы попросили рассказать о происшедшем представителя организаторов Екатерину Борисову и рок-корреспондента Гавриила Сеткина.

***

Мне непонятен ажиотаж, возникший в медиапространстве вследствие неожиданной и не слишком остроумной выходки Ильи Лагутенко на XI Премии FUZZ. Ну, вывел он на сцену матерящегося рэппера, ну, пропиарил посредством продекламированных тем виршей себя, Кача и, кстати, того же Виктора Дробыша. И, собственно, что? Новость из серии быстропортящихся, а запах гнили интересует лишь гиен и стервятников. К музыке это не имеет никакого отношения. Или мы не о музыке говорим?

При этом очень часто приходится слушать разнообразные „фе“ в адрес и журнала FUZZ, и ежегодно устраиваемой им церемонии награждения музыкантов. Мол, это все не рок, а если и рок, так давно устаревший и никому не интересный. Звучат слова „актуальный“, „альтернативный“ и „продвинутый“, которые, ясное дело, к Премии FUZZ не относятся. И никто из хулителей не вспоминает, что еще 10 лет назад и Пилот был сугубо клубной командой, и на концерты Ночных Снайперов ходило ровно 50 человек, а про Lumen, ПТВП или Amatory никто слыхом не слыхивал… и в повальный успех Земфиры или Мумий Тролля, кстати сказать, мало кто верил. Понятно, что рок- и поп-рок слушает в основном молодежь, для которой десятилетие — это целая эпоха, и конец 90-х — во всех смыслах прошлый век. Но надо же хоть немножко уметь мыслить временными категориями и оценивать ситуацию не только на сей момент, но и в перспективе и ретроспективе!

Если же посмотреть пошире и копнуть поглубже, то сразу выяснится, что FUZZ, будучи журналом в целом мейнстримовым, всегда уделял равное внимание как „монстрам“ отечественного рока, так и молодым перспективным командам. Первые награждались с учетом былых заслуг, вторым засчитывались текущие деяния и выдавались авансы на будущее. Этот баланс соблюдался все 11 лет существования Премии, не отошел от него FUZZ и на этот раз. В числе лауреатов Премии оказались Ария, Океан Ельзи, Мельница, Ночные Снайперы, Lumen, Пелагея, специальные призы от читателей журнала получили Znaki и Пилот, специальный приз FUZZA „За вклад (в рок-культуру)“ — Мумий Тролль. Аудитории у всех этих групп совершенно разные, жанровые определения тоже. Но нельзя не признать, что все они — умелые и любимые публикой артисты. И покажите мне музыканта, который мечтает всю жизнь играть для десятка знакомых на сценах крохотных клубов и, более того, возводит эту мечту в несгибаемый принцип. У него наверняка не все в порядке если не с головой, то с самооценкой. Потому что рок (и поп-рок) — искусство по определению массовое и публичное. Что не отменяет качества, меж прочим. Качество музицирования — один из основных критериев, по которым определяются лауреаты Премии FUZZ. А награждать людей за хорошо сделанное дело — можно и нужно.

При этом нынешняя церемония не обошлась без досадных накладок — и тут речь не о Лагутенко и Каче, а о более чем часовой задержке концерта и о невыступлении заявленных в афише Снайперов. Первая произошла по техническим причинам непреодолимой силы (взорвались два звукорежиссерских пульта подряд), второе — на совести артистов. Обсуждать и то, и другое также не вижу смысла: что случилось, то случилось. Но были на фестивале и 5 часов живой музыки, и восторженный рев публики, и всеобщие пляски, и фейерверки, и звук, и свет, и горящие восторгом глаза… Все это стоит того, чтобы помнить. И через год повторить.

Екатерина БОРИСОВА

***

FUZZ — издание, которое, как та еврейская бабушка, уже много лет помирает и на вопросы о здоровье, кряхтя, хрипит: „Не дождетесь!“. Но мы все в каком-то смысле геронтофилы, потому что, как известно, перед смертью эти старушки такое вытворяют!..

Репертуар фестивалей FUZZ расписан на годы вперед. Группы — мейнстримовые и откровенно скучные, упор на „грязный“ рок и этно-рок. Частые отказы артистов от участия в фесте (в этом году отказались от выступлений Ночные Снайперы и Земфира). Герои — ДДТ, Агата Кристи, Пилот. И, на беду, Мумий Тролль. У которого так давно и прочно съехала крыша, что приглашать группу на концерты становится просто опасно — как каких-нибудь Babyshambles. Дело даже не в том, что Илья Лагутенко подпевал оскорбительному тексту Кача. Дело в том, что без скандала о фестивале и вовсе нечего было бы сказать. А о чем, собственно, вы хотите узнать? О крутившихся на экранах кадрах из фильма „Игла“, будто бы готовящих нас к „подвигу“ Лагутенко? О группе Ария, которая спела две новых песни с альбома „Армагеддон“, не попадая ни в одну ноту и с ужасным звуком? О дуэте Лены Тэ и Ильи Чёрта, во время которого не работал микрофон? О лучшей новой группе Lumen, про которую все пишут уже без малого десять лет, а воз и ныне там?..

У наблюдателей уже давно держится ощущение, что вся редакция FUZZа поддерживает лишь то, что отдельным членам редакции нравится и интересно. А реальный музыкальный процесс ее не интересует. Нравится, к примеру, Екатерине Борисовой бесплотная группа Znaki — группа получает приз. А что она там поет и чем замечательна — догадайтесь сами. Ничуть не лучше, впрочем, получается и когда за лучшую группу ратуют читатели издания. Создается впечатление, что весь фан-клуб группы Пилот голосует за то, чтобы Черт в сторый раз исполнил ему со сцены „Нет Вестей С Небес“.

Бывают и исключения. Это когда ужасная по сути, но прекрасная по форме группа Мельница получает премию за свою псевдонародную песню „Травушка“, и народ водит хороводы под ее „Ночную Кобылу“ и „Прялку“. Потому что Хелависа и ее люди делают свое дело хорошо и честно. И еще когда героиня, царица, любимица — Пелагея, для которой любых премий мало, исполнила три песни, одурманившие публику, околдовавшие, запомнившиеся.

Что же еще? Резкая речь Андрея Тропилло, который совершенно справедливо именует тематику фестиваля „попсой“. И иллюстрации: кошмарная группа Море, невнятная группа Тантра, не совсем безнадежная группа Провода. Между ними — лоснящийся блин физиономии Вакарчука, которому вручили специальную премию „За артистизм и драйв“, небольшой сет, который Океан Ельзи отыграл за звание Лучшей группы СНГ. На бегу исполнялись „Вставай“, „Друг“, новая композиция „Усе Буде Добре“ и древняя „Той День“. Хорошо, да мало.

А теперь — о том, почему вообще стоило об этом рассказывать. То, чего столько лет нехватало фестивалю FUZZ. Эмоции. Жизнь. Мумий Тролль. И если китч и эпатаж — единственное, что привносит ощущение жизни в эту богадельню, — то группа все сделала правильно. Словно отмечая полночь, Лагутенко и компания исполнили „С Новым годом, Крошка!“, „Кораллы“ и „Долю Риска“, а потом наглядно показали, в чем эта доля риска для них выражается. Такое можно проделать один раз — чтобы все протерли сонные глаза и заозирались: что? Кого? Куда?! А ничего, господа. Вы спите, спите.

Гаврила СЕТКИН

Прислано: Elis

Еще