«SOS Матросу» — пресс-релиз

Релиз 25 августа 2013 года

NAVIGATOR RECORDS

«SOS Матросу» – десятый номерной альбом группы Мумий Тролль.

На альбоме 10 треков.

ЧИСЛА / NUMBERS

[---.] [..] […] [.-..] [.-]

10 – простое натуральное число, основа двоичной системы исчисления. Десятый по счету музыкальный интервал – децима. У человека десять пальцев на руках и ногах. В Риме десять изображалось знаком «X» – совершенной фигурой, означающей полноту. Считалось числом завершения путешествий и возвращения в исходную точку. В Библии Господь дает человеку десять заповедей. Это законы нравственного мирового порядка, поддерживающие взаимоотношения людей и определяющие нормы их существования. В Китае десять – это Десять Тысяч Вещей, то есть неисчислимое, символизирующие всю совокупность явлений.

КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ / AROUND THE WORLD

[-.-] [.-.] [..-] [--.] [---] […] [.--] [.] [-] [-.] [---] [.] [#] [.--.] [..-] [-] [.] [----] [.] […] [-] [.--] [..] [.]

Альбом «SOS Матросу» был написан в кругосветном путешествии на борту барка «Седов» с мая 2012-го по июль 2013-го (14 месяцев). В мае 2012 года группа Мумий Тролль отправилась в плавание на самом большом в мире парусном барке Росрыболовства «Седов», чтобы записать свой новый альбом и снять документальный фильм. Для группы это было настоящее музыкально-дипломатическое приключение. Кругосветное плавание на борту «Седова» стало по сути актом миссионерства, почти проповедническим музыкальным показательным агитбригадным подрядом. В каждом из портов захода своими концертами Мумий Тролль знакомил местных жителей с русской рок-музыкой. Группа проводила концерты прямо на палубе и вместе с местными группами выступала в городских клубах. Илья Лагутенко и его товарищи рассказывали не только о себе, но и обо всей русской современной музыке, делали передачи о русском роке на радиоволнах – от Китая до Африки. Первыми слушателями и критиками альбома стали курсанты и команда парусника.

РОК-Н-РОЛЛ / LET`S ROCK

[.-.] [---] [-.-] [-….-] [-.] [-….-] [.-.] [---] [.-..] [.-..]

Альбом «SOS Матросу» посвящен русскому року. Илья Лагутенко: «15 лет назад наши коллеги по русскому року называли нас „группой-однодневкой“, но самое забавное, что все песни нашей группы живут и нынешним днем, а все альбомы могут показаться записанными сегодня, и отнюдь не вчера, чего не скажешь о многих других отечественных работах. У русского рока есть своя легенда, и лучшее, что случилось с этим русскоязычным роком, пришлось на 80-е годы. Это – сокровище, и это сокровище нужно беречь и изучать, больше им питаться, нежели перевариваться в соках нескольких исполнителей сегодняшнего дня. Сам того не ведая, Мумий Тролль стал неотъемлемой частью этого русского рока, его культовым представителем, сумевшим стать самым влиятельным коллективом для музыкантов 2000-х, но при этом до сих пор имеющим свое уникальное вИдение движения русской рок-музыки. Такой дальневосточный микроскоп-телескоп».

ОБЛОЖКА / COVER

[---] [-…] [.-..] [---] […-] [-.-] [.-]

Обложка «SOS Матросу» – совместный проект Мумий Тролля с бельгийскими художниками Leroy Brothers и их интерактивным сервисом Witness Your World, дающим любому пользователю практически безграничные возможности для творчества. Для того чтобы принять участие в создании обложки, нужно было зарегистрироваться на сайте www.leroybrothers.com и загрузить на сайт иллюстрации (фотографии, картинки) и короткие текстовые сообщения. Раз в 100 часов все иллюстрации и сообщения, находящиеся на сайте, перемешивались по определенному алгоритму. В результате этого mash-up было создано 10 арт-объектов, некоторые стали вариантами обложек нового альбома, остальные вошли в оформление нового диска. Все они будут представлены на специальных выставках в Москве и Владивостоке.

ИНСТРУМЕНТЫ / INSTRUMENTS

[..] [-.] […] [-] [.-.] [..-] [--] [.] [-.] [-] [-.--]

В записи альбома использовались винтажные советские инструменты, и сам альбом – это дань уважения музыке рок-лабораторий и рок-клубов, сильно повлиявшей на Илью Лагутенко. Это были годы «золотой эпохи русского рока», когда энтузиазм и страсть превалировали над техническими возможностями. Новый альбом стал переосмыслением классического звучания «троллей», знакомого тем, кто слушает их начиная с первого альбома, и открытием для тех, кто знает группу не так давно.

ВЛАДИВОСТОК / VLDVSTK

[.--] [.-..] [.-] [-..] [..] [.--] [---] […] [-] [---] [-.-]

Новый альбом Мумий Тролля наполнен любовью к Владивостоку, городу, где сформировался фирменный стиль группы. Илья Лагутенко: «На меня внезапно нахлынуло много событий, так или иначе возвращавших во Владивосток. Это и съемки клипа „Четвертый Троллейбус“, и открытие „Мумий Тролль Music Bar“, и отход „Седова“, и подготовка фестиваля „Рок Владивостока“. Мне даже показалось, что этот альбом мы записали именно так, как я в душе хотел записать самый первый альбом Мумий Тролля еще в 80-х, когда до настоящего Мумий Тролля было еще совсем-совсем далеко».

Полноценная концертная презентация альбома «SOS Матросу» пройдет 24 августа на центральной площади Владивостока на международном фестивале-конференции «Рок Владивостока» (Vladivostok Rocks или V-Rox) – www.vrox.org.

ВЕРШИНЫ / TOPS

[.--] [.] [.-.] [----] [..] [-.] [-.--]

Новый альбом Мумий Тролля еще за неделю до выхода попал в тройку чарта iTunes среди самых скачиваемых альбомов. Первый сингл – «Четвертый Троллейбус» – взломал «Чартову дюжину» «НАШЕго Радио» и плотно закрепился на вершине хит-парада. Второй сингл – «Акулы или Паука» также дошел до первого места на «НАШЕм» и ротировался в эфире «Русского Радио». Сингл «Брат Три» появился в радиоэфирах накануне релиза – 16 августа.

ПЕСНИ / TRACKLIST

[.--.] [---] [-] [.-.] [.] [-.-] [---] [.--] [---]

1. SOS Матросу! (SOS Matrosu!)

«SOS Матросу!» посвящена не только завсегдатаям офицерской кают-компании барка «Седов», но и тем молодым пацанам, которые первый раз вышли в море.

Илья Лагутенко: «Эта песня может быть как путевым дневником, так и сборником морских баек, тех самых полуправдивых историй с долей юморка, которыми так любят потешать береговых крыс настоящие морские волки. Это своего рода отчет о злачных местах наших любимых портов: Владивостока, Пусана и Кейптауна».

2. Брат Три (Brat Tri)

«Брат Три» изначально не задумывалась как посвящение известной кинематографической дилогии.

Илья Лагутенко: «Это была одна из тех песен, которые рождаются сами в себе, она схожа с лодкой, которая отталкивается от берега и сама находит течение. Течение и выносит ее из гавани, а этого уже достаточно, чтобы моряки успели отладить снасти и установить паруса и двинуться намеченным курсом».

«Брат Три» – это история двойственности: разлад между двумя лучшими друзьями или коллегами, а может, просто разлад человека с самим собой, когда человек открывает в себе темные стороны, которые были ему ранее не свойственны, и пытается найти пути взаимодействия с самим собой в такой непростой ситуации.

Клипом на песню «Брат Три» было выбрана видеоинсталляция под названием «Зверь» современной китайской художницы Лу Ян.

Илья Лагутенко: «Лу Ян оказалась из той когорты молодых творческих китайцев, которые мне очень интересны. Они представляют собой нынешнее поколение, выросшее уже в современном, экономически продвинутом Китае, и в голове у них не красные цитатники Мао, а вся картина мира бурных перемен в обществе потребления».

Видеоинсталляция «Зверь» сделана на основе известной японской манги о Евангелионах *.

* Прошло 15 лет после загадочной глобальной катастрофы, поставившей человечество на грань выживания, но впереди еще более страшные испытания: землю атакуют «Ангелы», загадочные гигантские существа, появившиеся неизвестно откуда. Единственное оружие на планете, способное им противостоять, – роботы серии «Евангелион», созданные при помощи передовых биотехнологий. Сражаться с помощью этих огромных машин способны только те пилоты, которые могут полностью «синхронизировать» себя с роботом и управлять «Евангелионом» как собственным телом. Эти уникальные бойцы обучаются и живут в секретном подземном городе Токио-3, штаб-квартире организации NERV, возглавляющей защиту Земли от вторжения. Именно от них зависит судьба планеты и разгадка тайны зловещих «Ангелов»…

3. Федорино Горе (Fedorino Gorye)

Песня действительно имеет что-то общее с детской историей про немытую посуду, которая ушла от нерадивой хозяйки, но объективно это история о личных проблемах, которые никогда не решатся без личного вмешательства переживающего.

Илья Лагутенко: «Законный вопрос музыкантов коллектива: „А в этой-то песне что о русском роке?“ – для меня не стоит. Подавляющее большинство песен „Кино“ или „Аквариума“ для меня как слушателя всегда сводились именно к таким вот наблюдениям – вроде как над кем-то другим, а на самом деле – над собой».

С точки зрения звукозаписи «Федорино Горе» и была той самой простой композицией, которая изначально записывалась на старых советских гитарах. И только на фазе сведения, в борьбе за улучшение качества звучания этих инструментов, начали закладывать неожиданные виражи. Пошли в ход ручки, кнопки, синтезаторы усилители – и вуаля! Может быть, это самая технологически продвинутая песня альбома.

4. Четвертый Троллейбус (Chetverty Trolleybus)

«Четвертый Троллейбус» – первый сингл и самая владивостокская песня из всего нового альбома.

Илья Лагутенко: «Некоторые символы, озвученные в этой песне, вероятно, будут понятны только жителям этого города». Это переплетение прошлого и будущего. Воспоминания о 80-х, когда зарождалась во Владивостоке настоящая рок-культура, воспитавшая многих музыкантов, в том числе и Мумий Тролля. Но это и стремление в будущее, светлое, новое, где Владивосток – город-мечта, Владивосток-3000, настоящая музыкальная столица мира Мумий Тролля. В записи песни принимал участие детский хор «Звонкие голоса» школы ╧ 45 города Владивостока.

В связи с реконструкцией инфраструктуры города движение троллейбусов по четвертому маршруту в течение последних лет было приостановлено, ради Мумий Тролля троллейбус ╧ 4 из трамвайно-троллейбусного парка Владивостока снова отправился по своему обычному маршруту, от кольца Фуникулера.

5. Десерты (Deserti)

Илья Лагутенко: «Эту песню я написал на берегу моря, в один из дней, когда можно было сойти на берег и полдня никуда не торопиться, а погода была замечательная. Собственно, солнце в зените и навеяло тему того, что кто-то должен его съесть. Кстати, о солнцеедстве любит рассказывать наш гитарист Юрий Цалер, держа себя на жесткой вегетарианской диете. Но я думаю, что дальше дело не пойдет, так как солнцеедам точно нельзя ни грамма ни вина, ни тем более чего-то крепкого. Потому что солнце, что приходит нам, простым смертным, с бокалом вина, для солнцеедов разрушительно».

«Десерты» – самая «мумитроллишная» песня из всего альбома, потому группе захотелось узнать, как бы ее сыграли другие музыканты. В день окончания кругосветного путешествия был запущен проект «Work & Rock by Мумий Тролль». Ноты и слова этой песни были отданы всем желающим спеть ее, они были размещены на специальном сайте workandrock.ru. Скоро эти эксперименты современных исполнителей, как профессионалов, так и любителей, можно будет сравнить с оригиналом.

6. Космический Десантник (Kosmichesky Desantnik)

«Космический Десантник» – композиторский дебют барабанщика Мумий Тролля Олега Пунгина.

Илья Лагутенко: «Олег любит заниматься сочинительством, но как-то все эти годы его идеи не совпадали с тем курсом, которым двигались альбомы Мумий Тролля от года к году. И вот однажды он дал мне послушать небольшую зарисовку, которую он сделал, осваивая какую-то новую программу для портативных студий. Мелодия засела у меня в голове, и я периодически к ней возвращался и возвращался, до тех пор пока звезды не встали в правильном порядке. Меридианы и широты тоже совпали. Так и началась история путешествия космического десантника».

Когда ты прошел вокруг всего земного шара, следующий шаг – в космос! Здесь также много упоминаний о золотых временах русского рока: от ненавистной рокерам «Соловьиной рощи», которая в песне превращается почти в Эдем, до перекличек с «Центром» и «Аквариумом».

7. Акулы или Паука (Akuly ili Pauka)

Илья Лагутенко: «Я вспомнил о том, с чего начинался альбом, – с желания написать песню об очевидном, но невероятном. И этим фактом стал приход акул в залив Петра Великого, одну из которых наш барабанщик заснял прошлым летом на рыбалке во Владивостоке. Кроме того, хотелось запечатлеть это очевидное-невероятное тем, что есть под руками. И это сейчас Юрий Цалер – завсегдатай американских гитарных центров, которому на тестирование присылают свою продукцию международные бренды, а во времена становления русского рока он с завистью смотрел на электрогитару из магазина „Мелодия“, и купить ее было нереально. Сегодня нереальное стало реальным. И Сдвиг благодаря еBay нашел и свою редкую бас-гитару, и несколько других раритетных гитар и гитарных примочек, на которых и сыграна эта песня».

Песня «Акулы или Паука» написана в поддержку радикальной экологической организации «Sea Shepherd» («Морские пастухи»). Организация «Sea Shepherd Conservation Society», основанная в 1977 году в США, выступает против китобойного промысла в Антарктике и активно мешает китобоям охотиться на морских млекопитающих. Шхуны этой группировки плавают под черным флагом, напоминающим пиратский. Активисты «Sea Shepherd» заявляют, что готовы любыми методами мешать тем, кто, по их мнению, наносит ущерб природе Мирового океана. В деле защиты морских животных может поучаствовать каждый. В борьбе с китобойными судами принимают участие люди с разных уголков планеты.

Клип «Акулы или Паука» – это уникальный фирменный стиль Майкла Мюллера, который говорит сам за себя. Это настоящая страсть: к жизни, искусству, фотографии, которую любой может легко прочувствовать, достаточно просто взглянуть. «Когда люди видят мои работы, я просто хочу вызвать у них эмоции», – говорит Майкл Мюллер.

8. Колыма (Kolyma)

Эта песня была написана под впечатлением от гастролей в Магадане во время тура «Редкие Земли».

Илья Лагутенко: «Иногда все действительно так вот просто объясняется. Магадан – это родина моей мамы. Моя бабушка жила и работала более 20 лет на Колыме. Моим впечатлениям от нашей поездки надо было отлежаться чуть-чуть, чтоб перерасти в песню. Когда я делился с местными жителями своими эмоциями об особенностях рассвета / заката над Нагаевской бухтой, кто-то из них мне и сказал: „Да ладно, Илья, какие там рассветы-закаты? Мгла сплошная“. Так вот и пошло „Мгла Колыма“. Я эту песню впервые исполнил под гитару своей бабушке в день ее 90-летия. Она сочла песню грустной и стала проводить аналогии с „Бульварами Магадана“ Вадима Козина».

Но Колыма Мумий Тролля – это не такая уж и грусть беспросветная. Даже в Мексике, где группа не раз бывала на гастролях, есть своя «Колима» (Colima) – это один из известнейших курортных городов у подножия вулканов.

9. Малек (Malyok)

Слова песни «Малек» были написаны где-то на переходе из Кореи в Японию. Это очень недолгий переход, где кораблей на маршруте практически столько же, сколько автотранспорта на пути за город в солнечный выходной день. Корабли идут недалеко от берега, и видно все острова.

Илья Лагутенко: «Песня в первую очередь, наверное, для самых дорогих, тех, кто остался на берегу, – детей. Иногда ты не можешь быть рядом, а так хочется поддержать добрым словом. Первый раз мы ее репетировали и записывали в кубрике вместимостью 10 человек, музыканты играли, а директор группы и мой друг детства Юрий Иванович (еще и заядлый рыбак) размахивал в такт мешком маленькой сушеной рыбы, приобретенной в Корее. Так и родился грув этой песни».

10. Странные Игры (Strannie Igri)

«Странные Игры» – не случайная песня на альбоме, посвященном русскому року. Это была одна из первых написанных песен, которая и подсказала развитие событий всего альбома.

Илья Лагутенко: «В тексте присутствуют ностальгические нотки по тому самому периоду расцвета русского рока, который я прекрасно помню в историческом плане, и в какой-то мере это просто воспоминание о тех временах, когда мы пытались играть рок, но абсолютно не представляли, куда всех нас это заведет».

«Странные Игры» – группа братьев Сологубов, принадлежавшая к элите питерского рок-клуба, и одна из немногих групп, которые в те времена ухитрились-таки доехать до Дальнего Востока. Таких групп было всего четыре: «Объект насмешек», «Аквариум», «Телевизор» и «Странные Игры». Определенные поэтические обороты в этой песне созвучны основной и главной песне «Странных Игр» «Метаморфозы».

Илья Лагутенко: «В музыкальном плане мы хотели придерживаться определенных исторических тенденций – и в музыке здесь присутствует больше такого электронного „восьмидесятничества“. Тогда синти-музыка только начиналась, и с нее непосредственно начинался Мумий Тролль».

Знакомство Виктора Сологуба с Ильей Лагутенко произошло очень давно. Он не раз делал ремиксы на песни Мумий Тролля. Лейбл «Утекай Звукозапись» выпускал альбом группы «Deadушки» в конце девяностых.

Илья Лагутенко: «Когда было записано демо этой песни, я, конечно, отправил ее Виктору Сологубу, и он стал первым слушателем. Песня ему понравилась, и он даже решил возродить группу „Странные Игры“.

Виктор Сологуб: „Наша дружба с Ильей началась со „Странных Игр“, и какие бы метаморфозы ни происходили, она не закончится никогда!“