Символика альбома «Меамуры»
«Меамуры» — новый, четвертый номерной альбом группы «Мумий Тролль». Еще два года жизни. «Смесь впечатлений, собственных ощущений с фантазиями и предсказаниями», — характеризует пластинку Илья Лагутенко. А теперь подробнее о главных мыслях и ощущениях альбома.
«Это по любви»
«Амуры-amore-amour» — международное слово «любовь» можно услышать уже в названии альбома. И не случайно многие отмечают французские нотки в новых песнях. Видимо, «Мумий Тролль» не просто так обращался к творчеству Бреля во время своих «Необыкновенных концертов». Ироничность «Мумий Тролля» — это та, за которой, как у французских поэтов, слышится обнаженность чувств, грусть, слезы, умиление и любовь. И объяснять что-то еще кажется излишним — от пронзительной красоты новых песен «Мумий Тролля» сердце замирает, пропускает удар и начинает биться в другом ритме. Можете проверить.
Символизм: русский и не только
Илья Лагутенко — идеолог рокапопса. Забавно, но факт, что из ироничного определения музыкальной стилистики Рокапопс постепенно трансформировался в целую систему взгляда на мир, прославление абсолютной свободы, выражение мыслей и чаяний молодого поколения. А у любой системы взглядов должна быть символика.
«Меамуры» — альбом, созданный мудрыми людьми с жизненным опытом. Альбом по-хорошему взрослый: это знание и принятие традиций, отшлифованная годами изысканность, то гламурная, то серьезная, то насмешливая (а часто все одновременно).
На обложке альбома — глубоко символичные картинки. Бабочка с крыльями-губками, белая лилия, бабочка-МТ, киска-амур с луком и стрелами. Это драгоценные украшения, видится, как такие броши прикалывают к платьям с кринолином придворные дамы, такие аграфы заказывают князья, за одной из подобных подвесок посылает королева трех мушкетеров. Символические картинки на обложке не просто расставляют акценты, они призывают задуматься.
Белая лилия
Во французской гостиной — зеленые гардины с
белыми
лилиями, символом дома Бурбонов.
Из путеводителя по дворцу
Екатерины II в
Павловске
Влияние Франции в оформлении обложки альбома «Меамуры», как и в песнях, и в названии чувствуется сразу. Все, кто изучал когда-то историю Французской Революции, вспомнят, что белая лилия — старинный символ королевской власти. В современной Великобритании она изображается на гербе принца Уэльского. А все то время, пока тон в Европе задавал самый изысканный парижский королевский двор, лилия ассоциировалась с французскими монархами. Лилию изображали на знаменах и гербах. Изображением цветка лилии клеймили преступников, чтобы и у них был символ чистоты, пусть и выжженный на плече. Одним из первых действий вернувшегося на трон после Революции короля Луи ХVIII стало учреждение Ордена Белой Лилии. Этим орденом награждали людей, оставшихся в трудные годы преданными монархии и выдающихся деятелей искусства.
В европейской культуре белая лилия с незапамятных времен использовалась как символ чистоты и непорочности. На иконах эпохи Возрождения Деву Марию часто изображали с цветком лилии — символом девственности. Древние греки и римляне всегда дарили невесте на свадьбу лилии — они считались символом чистоты среди порока. Вспоминаются слова серьезного музыкального критика о том, что «одна из фундаментальных загадок творчества Лагутенко — умение соединить в одной песне свет и тьму». А еще Юнг писал, что основная задача человека — осознать, что в нем есть и хорошее, и дурное начало, научиться понимать зло и делать добро. Также в европейских странах по сей день часто украшают дома лилиями, потому что считается, что эти цветы отпугиваю злых духов (злых духов безвкусицы и неинтересной музыки?). А в Древней Руси лилия считалась символом мира. Как тут не вспомнить фразу, которой однажды открыл концерт Илья Лагутенко: «Мы пришли к Вам с миром»?
Бабочки
И явилась ему волшебница с
крыльями бабочки.
Из
японской народной сказки
Бабочка — тоже символ международный и очень популярный, символ возрождения и стремления к свету. По-гречески «бабочка» — «псюхе», что также означает «душа». Широко известен в Древней Греции был миф о богине Психее, освобожденной от смерти за силу ее любви к Амуру. Эту историю часто изображали древние художники: из погребального костра вылетает бабочка (воскресшая Психея), которую ловит сачком Амур. На Востоке бабочка тоже несет символическую нагрузку. В Китае — это знак влюбленных и знак радости, китайский аналог Амура-Купидона. Подобное трактование образа навеяно известной в Китае легендой, которую записал даосский философ Чжун Цзы. Один молодой человек, гоняясь за красивой бабочкой, нечаянно вторгся в частные владения отставного судьи, и, увидев его дочь, был настолько заворожен ее чарами, что решил упорно потрудиться и попытаться заполучить ее в качестве своей жены. В этом он преуспел и поднялся до высокого чина.
Ацтеки изображали бога плодородия, весенней растительности, любви и игры в мяч Шочипили сидящим среди цветов и бабочек.
Связь бабочек с символизмом альбома «Меамуры» очевидна. Любовь и новое рождение группы на новой пластинке. Бабочка с крыльями — губками… наверное, именно такая летела к любимому Амуру. А бабочка-МТ… именно такая должна стать эмблемой тех, кто стал влюблен в эти песни.
Кошка-Амур.
Коты — друзья наук и сладостных забав,
Для них ни тишина,
ни мрак ночной не тяжки
Шарль Бодлер
Кошка. «Прости, киска», — поет Лагутенко в одной новой песне. Этой песни в альбоме «Меамуры» нет, но, по словам автора, присутствие на обложке кота должно стать своеобразным мостиком к творчеству группы «Мумий Тролль», не входящему в новый альбом.
И несколько слов о символическом значении кошки. Точно известно, что в Древнем Риме кошки уже были приручены. Первое символическое появление кошки в Европе относится именно к древнему Риму: постоянной спутницей богини Свободы — Либертас — была именно кошка. За это кошек не терпели римские цезари, лишний символ любви к свободе им был не нужен. Но истинная «гуляющая сама по себе» свободу находит всегда, и в обозах римских легионеров кошки начали свое шествие по Европе. Кошка — свобода стала еще и символом смелости. В Шотландии слова «кот» и «храбрый человек» до сих пор часто выступают как синонимы.
Первая заповедь рокапопса гласит: «Рокапопс — это абсолютная свобода от условностей, политических систем, государственных границ и этих [рокапопса] десяти заповедей»…
Кошка очень ценилась на Руси, и в своде законов «Правосудье митрополичье» (XIV в.) штраф за украденную кошку — такой же, как и за вола. О славе котов-колдунов говорить нет нужды. А если разбираться в словообразовании, можно заключить, что народное русское имя Котофей происходит от слов «кот» и греческого theos (бог).
И, конечно, коты покровительствуют любви. В Силезии считается, что девушки, которые любят гладить кошек, обязательно выйдут замуж за хорошего человека. В Германии долгое время существовал обычай дарить новобрачным кошку. В некоторых французских провинциях кошка должна первой войти в дом молодоженов.
А кошка-Амур с крыльями, луком и стрелами? Группе «Мумий Тролль», безусловно, было известно кое-что об истории кошек, о том, что коты — покровители любви. Можно добавить, что, когда кошки впервые появились в Японии, считалось, что в любом доме должна быть если не живая кошка, то хотя бы ее рисунок или статуэтка, потому что один вид кошки может отпугнуть злых духов.
Рукописи не горят
Последний взгляд на обложку нового альбома «Мумий Тролля». На белом или розовом фоне (альбом выпускается в двух цветовых вариантах) — элегантные, полные тайного смысла украшения. Теперь мы, кажется, можем сложить все символические значения вместе.
Получается любовь — свободная, глубокая, чистая и лишенная условностей. Такая, о которой хочется мечтать. Мечтать под «Меамуры».
А под украшениями-символами надпись. Прописными буквами, как будто от руки добавили перьевой ручкой. Как будто в последний момент добавили одно недостающее на этой картинке слово — «Amore-Amour-Любовь-Меамуры».