Лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко: «Сейчас в американских супермаркетах все дешевле, чем в Москве, раза в два» — Известия

Лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко: «Сейчас в американских супермаркетах все дешевле, чем в Москве, раза в два»

8 августа выходит в свет объемистая и скороспелая «Восьмерка» дальневосточно-московского коллектива «Мумий Тролль». Года не прошло со дня предыдущего альбома «троллей» — «Амба», а у группы уже возникла гора нового материала. Мариновать его музыкантам не хотелось, и «Мумий» начал щедро делиться накопленным с народом. Сначала появился удививший многих макси-сингл «Контрабанда», бесплатно приложенный к номеру известного журнала и кому-то уже показавшийся полноценным альбомом. Эти же темы преспокойно были слиты в Сеть и вовсю исполнялись группой на концертах, в частности на аншлаговом московском сольнике «МТ» в конце июня. Они же стали ударной частью «Восьмерки», количество песен в которой — двадцать одна — наверняка порадует заядлых картежников. Перед проводами на музыкальный рынок столь крупного творения главный «тролль» Илья Лагутенко пообщался с обозревателем «Известий».

вопрос: Откуда взялось желание выпустить альбом 08.08.08? Это же такая попсовая заморочка: помнишь прошлогоднюю истерику у тех, кто стремился сыграть свадьбу в день «трех семерок»? Адекватные люди над ними тогда стебались. Теперь аналогичная история с тремя восьмерками. И вы туда же?
ответ: Понимаю. Я говорил, давайте издадим альбом тогда, когда он будет готов. Все согласились. Но в тот момент, когда мы его записали, вдруг оказалась не готова наша издающая компания («Союз». — «Известия»). Ей потребовалось много времени на оформление диска, потом начался период отпусков и т.п. Дату выхода пластинки сначала наметили на середину июля, но издатели объяснили, что и к этому сроку физически не успевают, плюс возникли разные нюансы с системой распространения… В общем, всякие там старорежимные штучки. Ну и получилось так, что реально диск может выйти в первую неделю августа. И тогда я подумал, что пусть уж будет восьмое число. В том году мы издали «Амбу» 07.07.07. Это, конечно, полная глупость. Но почему бы не повторить ее снова? Сейчас вообще хорошие годы пошли. В следующем будет 09.09.09, потом 10.10.10. До 2012 года, видимо, придется придерживаться традиции и выпускать альбомы в такие даты. Самим себе надо поставить подобную задачу и ее выполнять.

в: Хотя ты и говорил неоднократно, что никакой концепции в новом альбоме нет, все-таки создается ощущение: некий месседж в нем заложен. При всей «троллевской» игривости и забавности многие темы выглядят отнюдь не легковесными и беззаботными: «Проспали», «Наше время», «Нормальный бизнес»…
о: Спасибо. Звучит как комплимент. От себя мне и добавить нечего. Разве что замечу: все эти песни появились у нас после выпуска предыдущего альбома и до февраля нынешнего года, когда мы приступили к их записи. Моя рефлексия, реакция на сегодняшний день в них, конечно, есть. А песни, наверное, только так и рождаются, без всякой продуманности, на сиюминутных ощущениях. Хотя сейчас заметны такие тенденции, когда нужно заранее предполагать, что о тебе подумают другие и что тебе в этом случае делать… Мне кажется, композитор, поэт, рок-музыкант не должны так рассуждать. Когда начинаешь думать, как оценят твои действия другие люди, впадаешь в ступор.

в: «Наше время», прозвучавшее на июньском концерте в Москве почти как гимн и сопровожденное импульсивным видеорядом, — это новая программная вещь «Мумий Тролля» вроде «Владивостока 2000»? Или просто песня?
о: Я бы не стал громко называть ее программной. Например, одна из первых песен «Мумий Тролля» называлась «Ультиматум рок-шизне». Тоже вроде бы заявление. Но оно обусловливалось просто подростковым желанием выделиться. Когда все кругом говорили о роке, мы решили, что будем апологетами нью-вэйв и диско. И скажем всем, что рок-шизню — долой! Это игра словами. Из той же серии фраза «не наша нефть и газ не наш» в теме «Проспали». Суть-то там на самом деле в том, чтобы не проспать свою любовь.

в: «Восьмерка» выходит еще и в день открытия пекинской Олимпиады. Это тоже не случайно, особенно в свете твоего увлечения китаистикой?
о: Если бы не Олимпиада, я все-таки согласился бы, что мы выбрали попсовую дату. А так получается олимпийский альбом. У нас там в одной из песен еще и слова есть про олимпийское лето.

в: Почему, на твой взгляд, в период постоянных разговоров о дефиците музыкальных идей и имен, народ так бурно отреагировал на появление Петра Налича?
о: Я не считаю, что сегодня есть какой-то дефицит идей. Есть дефицит диджеев — в том понимании, которое существовало в нашей молодости. То есть не тех людей, которые кричат за пультом: «Йо-йо! Поднимите ваши руки!», а тех, которые способны выбирать интересную музыку из громадного количества свежего материала и доносить ее до масс. А в том, что сейчас интересных новых исполнителей в мире достаточно, я больше чем уверен. Собственную лень, нежелание потрудиться и поискать что-то стоящее некоторые предпочитают оправдывать дефицитом идей. Что касается Налича, то его популярность — просто удачное совпадение времени и места.

в: Когда-то ты поддержал начинающую певицу Земфиру. А сейчас можешь чем-то помочь, скажем, Тане Зыкиной? Или она не вызывает у тебя серьезного интереса — в силу определенной вторичности ее материала?
о: Честно говоря, я отнюдь не профессиональный продюсер, умеющий выделять коммерческий или иной потенциал в артисте. Я скорее человек, доверчиво и с пониманием относящийся к мнению друзей. И поскольку Зыкиной сейчас занимаются именно мои друзья, я не могу сказать, что она плоха. Но, конечно, когда слушаешь ее песни, первое, что приходит на ум, — ассоциации с Земфирой, «Ночными снайперами». С другой стороны, к первым записям Земфиры я тоже отнесся без эйфории. Я говорил тогда: «Ну да, есть там какие-то слова на музыку в духе хитов Лаймы Вайкуле и ресторанных наигрышей. Конечно, можно все перекроить, сделать из этого рок, и материал по-другому заработает. Но нужно ли это самой певице? И нужно ли это кому-то из ее слушателей?» Тогда мы все-таки сделали именно так, и получилось, что это действительно нужно.

в: Предположу, что главный мотив записи нового альбома «Мумий Тролля» в Америке в том, что там этот процесс обходится дешевле?
о: Ты зришь прямо в корень. Это первая причина. Вторая — возможность онлайн-работы. Вместо того чтобы постоянно договариваться о дне встречи в Москве и ехать в студию по пробкам из разных концов города, да еще подбирать время так, чтобы в этот день у нас не было концертов, ни к кому не приезжала теща, не болели дети и т.п., мы просто обменивались идеями по Skype. Наигрывали что-то, пересылали друг другу файлы, смотрели, подходят ли они нам. Если нет — искали другие решения. За десятилетие совместного общения мы научились хорошо друг друга понимать. То, чего многие добиваются в ходе многочасовых репетиций, мы достигали с помощью интернет-общения. А еще в Америке зимой теплее, и у нас есть какой-то опыт, знание местных реалий. Крах доллара многим на пользу. Там сейчас пол-Европы ошивается, а в супермаркетах, извините, все дешевле, чем в Москве, раза в два, наверное. И по студийным расценкам там все сопоставимо. Я не говорю о бюджетах мировых топ-исполнителей. Но по меркам, например, студии ГИТИСа, где мы тоже работали и где в туалет надо спускаться на три этажа вниз и всегда просить от него ключ, — там все бюджетнее и комфортнее. Самое смешное, что и какую-то бесплатную, небольшую поддержку в процессе записи ты сейчас чаще получаешь у них, в «стране желтого дьявола». А у нас все очень жестко, за каждый чих надо платить.

в: Ты сейчас стараешься надолго от семьи не отрываться. Значит, в длительный вояж в Америку ездил вместе с супругой?
о: Да, «Мумий Тролль» вообще большая семья, и чем дальше, тем она будет больше. Мы и на гастроли ездили с женами и подругами. Это хорошо, когда люди, живущие с тобой, понимают, чем ты занимаешься, и даже являются частью этого дела.

в: При таком большом коллективе не возникало проблем с американскими визами?
о: Я давно, еще когда мы много записывались в Англии, понял, что главное в разговорах с представителями посольств — не врать. Не надо рассказывать, что ты едешь на экскурсию, хочешь посмотреть Биг-Бен. Говори: я музыкант, еду делать то-то и то-то. А моей жене, когда она еще таковой не являлась, всегда советовал: отвечай прямо — я невеста Ильи Лагутенко, в вашей стране мне делать абсолютно нечего, но я хочу ехать с ним. Мне многие не верили, что такой подход работает. Но для группы «Мумий Тролль» он пока безотказен.

в: В преддверии выхода «Восьмерки» вы не поехали на «Нашествие», но отправились в уральскую глубинку на гораздо более скромный оупен-эйр «На волне». Еще раньше устроили некое превью проекта в глухих индустриальных Березниках. Тур-то в поддержку альбома хотя бы планируете устроить?
о: Сейчас обсуждается идея тура по 10–15 российским городам. Московский сольник, видимо, будет только в следующем году. Но вообще нужно отрываться от стереотипов. Я постоянно слышу, что нельзя издавать альбомы летом, нельзя презентовать клипы в это время и т.п. Кто придумал все эти «можно» и «нельзя»? А раз уж их придумали, то хочется сделать все наоборот, вопреки этим правилам. И получается совсем неплохо. В Березниках, допустим, собралось на концерте несколько десятков тысяч человек, и, что потрясло меня до глубины души, многие наши новые песни они подхватывали с первых строк, а к третьему повтору припева уже запоминали его целиком. Я думал, где-где, но не в промышленном провинциальном городе, входящем в тройку самых криминальных городов страны, такое возможно. Эти люди видели шоу, которое мы даже в столице показать не можем — по финансовым причинам, — и совпадали с нами по ритму и настроению. Это и есть награда за наш рок-н-ролл.

Михаил Марголис

Прислано: Elis

Еще