«Любит ли нас этот город?». А.Шевелев.
Когда я в детстве пытался представить себе море, почему-то на ум не шли никакие южные экзотические красоты. Море представлялось мне или похожим на балтийское побережье, или… Или таким, каким я увидел его во Владивостоке в конце июня. Но я летел не к морю. Я летел к «Мумий Троллю».
Город белых «Тойот».
То, что ты на ВОСТОКЕ, здесь ощущаешь сразу. Приземистые, тесно прижавшиеся
друг к другу кроны деревьев, влажный приморский воздух, неожиданные перемены
погоды — вс говорит об этом. А ещ — невероятное количество китайских,
корейских и вьетнамских лиц на улицах Владивостока.
Илья Лагутенко в одном
давнишнем интервью сказал, что первая картинка, немедленно всплывающая в его
воображении при слове «Владивосток» — зел ные улицы, спускающиеся к морю, и
невероятное количество белых автомобилей на них. Это абсолютно верно. Причем в
подавляющем большинстве эти автомобили — «Тойоты». Вот почему я для себя в шутку
назвал Владивосток «городом белых „Тойот“.
Есть города, которые захлестывают
тебя своим водоворотом, своим ритмом жизни, своей вибрацией — Москва, например.
Есть несколько чопорный, подч ркнуто-имперский Петербург; есть южные города,
которые наваливаются на тебя своей экзотикой. Владивосток не из таких. Он (по
крайней мере, старый центр города) очень уютный, по-портовому раздолбайский и
какой-то весь… ненапряжный. „Л гкий“ город.
Его прелесть — в деталях.
Пацаны, играющие во дворе в „войнушку“, кричат не „шухер“ и не „атас“ — они
кричат „полундра“. В обычном городском дворе рядом со старыми гаражами можно
неожиданно увидеть укрытый брезентом… морской катер. А ещ там до сих пор
говорят „ч тко!“, выражая этим некую степень восторга, хотя по всей России это
словечко уже давным-давно вытеснили три великие „К“ — „круто“, „кл во“ и
«классно».
А ещ там есть море… Но я же собрался писать не о море, а о
«Мумий Тролле». Так вот, первое владивостокское впечатление, связанное с «М.T.»,
меня неприятно удивило.
Вечером накануне концерта я переключал местные
каналы ТВ, смотрел выпуски новостей и… ничего, кроме скромного рекламного
ролика на канале «Новая Волна»! Ничего и никого, рассказывающего о приезде
группы в город, об единственном приморском концерте «Троллей».
Позднее парни
из «Утекай Концерт» уверяли меня, что у «Новой Волны“, дескать, был эксклюзив, а
остальные нам не особенно нужны». «М.Т.-канцлер“ Леонид Бурлаков в ответ на мои
недоум нные вопросы лишь пожал плечами, а присутствовавшая на концерте Земфира
заметила:“А ничего удивительного! Меня сейчас в Москве и Питере, в Калининграде
и Красноярске тоже, похоже, любят больше, чем в родной Уфе.»
Есть во вс м
этом что-то уныло-«совковое». Мне кажется, во Владивостоке многие до сих пор не
могут осознать, ЧТО значит «Мумий Тролль“ для миллионов слушателей по всей
России. Этакая купеческая усмешечка проглядывает в местном отношении к
группе:“Ну и ч ? Они тут у нас во Владике жили, учились, за девчонками бегали,
на танцы ходили, ч -то там по молодости лабали, а теперь типа суперзв зды? Не,
фигня, не может быть…“
В одной старой песне, которую Илья написал ещ в 88
г., были слова:“Не знаю, любит ли меня этот город…» Похоже, вопрос до сих пор
оста тся открытым. Впрочем, ко всем тем, кто вечером 30-го июня приш л на ТОФ,
это не относится.
Все на ТОФ!
ТОФ — это, вообще-то, КТОФ, то есть Краснознам нный Тихоокеанский Флот.
Место, в котором проходил концерт «Мумий Тролля», официально называется «Водный
стадион КТОФ», но в городе все запросто говорят «на ТОФе». «А где „Троллям“
сцену ставят?» — «А на ТОФе». «Ты на ТОФ-то сегодня пойд шь?» — «Спрашиваешь!»
Мрачноватого вида юноша выдал мне ж лтую бирку «Мумий Тролль-пресса»,
поставил на запястье синюю печать «Утекай Концерт“, с хитрой улыбкой
предупредив:“До вечера не мыться! А то не пропустят».
Народу на ТОФе
собралось немало; тысяч пять по билетам да примерно столько же «на халяву» — на
набережной, на склонах берега, на деревьях и т.д. На верхушке маленькой трибуны
устроились жены, дети, родственники, друзья и гости «троллей», в том числе и
Земфира, которую публика в конце концов узнала и совершенно замучила просьбами
об автографе. До того, как это произошло, сверхновая суперзвезда скромно
потягивала пиво из желтого стаканчика и ничем особенно не выделялась из прочей
ТОФовской публики. Правда, когда разогревающие народ местные ди-джеи начали
миксовать совсем уж дебильное «техно“, Земфира, сложив ладошки рупором, иронично
осведомилась:“How much is the fish?!» Голос-то у не , сами понимаете, —
ого-го…
А ещ народ подтянулся с моря. Я чуть не забыл упомянуть, ТОФ —
это очень красивое место. Концертное действо «троллей» разворачивалось на фоне
Амурского залива, и вот по этому самому заливу к берегу подошли яхты, катера,
лодки. И даже какой-то диковатый водный мотоциклист, который в течение всего
концерта рассекал по водной глади, выделывая невообразимые пируэты. То ли так
зав лся, то ли специально делал шоу.
«Мумий Тролль» прибыл с моря в половине
девятого вечера. Под аплодисменты, р в и стоны публики они сошли с катера,
торжественно прошлись по пирсу, поднялись на сцену и…
Карнавала не будет!
«Карнавала нет!» — они начали с песни, в которой эти слова были припевом. И
самой первой песней не оставили никаких сомнений в том, ЧТО сейчас произойдет.
Cыграли многое. По альбомам: из «Морской» — «Поезда», «Девочку», «Утекай»,
«Делай Меня Точно», «Воспитанника Упавшей Звезды» и, разумеется, «Владивосток
2000» в финале. Из «Икры» — «Долю Риска», «Сиамские Сердца», «Не Звезду»,
«Дельфинов» и «Ранетку». Ещ сыграли «Шамору», «Делай Ю-Ю» и… «С Новым Годом,
Крошка», по поводу которой Илья поюморил, дескать, «сидели мы у моря и
печалились — как же так, Нового Года нет, а песню сыграть хочется». Вс
остальное — новый материал. И это было именно то, что я мечтал услышать от
«Мумий Тpолля».
Да, я услышал отличные новые песни. Да, я услышал
«форматные» хиты, которые FM-радиостанции просто изнасилуют — как они это
сделали с «Утекай», «Девочкой» и «Дельфинами». Но в том, что я услышу это, я
почему-то нисколько не сомневался. Я услышал нечто гораздо большее.
Группа
выросла. Группа повзрослела. Это уже был не плюшевый звер к — мумий-тролльчик,
не Ильюшка-игрушка и его компания. На сцене стоял мощный мужской рок-бэнд,
удивительно сыгранный и совершенный. Их музыка уже не вызывала ассоциаций с
милыми, но однодневными брит-группами, с которыми обожают сравнивать «Троллей»
российские журналисты. То, что делала группа в этот вечер, скорее требовало
сравнений с Очень Большими Людьми — с такими, как «Rolling Stones», Дэвид Боуи,
Пaтти Смит, «U-2», Игги Поп. Во всех концертах «Мумий Тролля“, которые мне
приходилось видеть и слышать раньше (какими бы удачными они ни были!), всегда
присутствовал элемент этакого отчаянного самоутверждения:“Вот мы какие! Мы —
самые громкие, самые яркие, самые красивые, самые-самые лучшие!!! Правда?!» Во
Владивостоке этого не было. Илья не метался по сцене, не грыз микрофонный шнур,
не брызгался водой, не изображал «походку блудливого кота» — это было бы лишним.
Песни говорили сами за себя, без внешних эффектов.
Они играли вчетвером, без
клавишника Дениса Транского. Некоторые партии клавишных Илья взялся исполнять
сам. Он, правда, временами роскошно «мазал» мимо клавиш, но зато выставил на
синтезаторе совершенно дикий звук — что бы он с этим звуком ни сыграл, было
интересно. Гитарист Юра Цалер удивил тем, как в его манере игры сочетаются,
казалось бы, несоединимые вещи — «хардоватые» соло в духе 70-ых, прифанкованные
аккорды, короткие мелодичные пост-панковские проигрыши, мощный «фидбэк» и
грязная, рваная гитара 90-ых. При этом не было ощущения эклектики,
стилистической и звуковой «каши“ — вс было сыграно легко, пластично, со вкусом,
чувством меры и… чувством юмора. Что же качается ритм-секции Пунгин-Звиденный
— у профессиональных музыкантов есть точный комплимент в адрес отлично
работающих басиста и барабанщика:“Машина!» Так вот, эта ритм-секция была чем-то
намного большим, чем «машина». Олег и Женя создавали Илье и Юрию мощную,
над жную поддержку — и в то же время были чувствительны к малейшим нюансам игры.
В общем, как всегда молодцы.
Единственным недостатком в нынешнем «Мумий
Тролле» я считаю отсутствие женского бэк-вокала. Как бы Илья не отшучивался («Мы
— мужская группа!»), как бы Юра Цалер не старался замазать дыры в аранжировках
своей гитарой — есть они, дыры-то. И в таких песнях, как «Дельфины», это
ощущается очень болезненно.
Не обощлось, кстати, и без «бандар-логов» —
какой же рок-концерт без них?! Особенно запомнились два коротко стриженых и
голых по пояс юноши, которые совершенно синхронно вырвались на сцену слева и
справа, в унисон покривлялись и также в унисон… полетели обратно в публику,
направленные над жными мужскими руками ОМОНа. «Вы ничего на поняли!» — смеялся
потом Илья. «Это были специально приглашенные танцоры. За большие деньги, между
прочим!»
Cолнце садилось, когда играли «Дельфинов». Багровая дорожка заката
рассекла Амурский залив и… Многие юные девы в этот миг не стыдились своих
сл з, и я их понимаю.
А на «Владивостоке 2000» был фейерверк. Он был
довольно скромным, но люди на катерах и яхтах, не сговариваясь, поддержали его
своими сигнальными ракетами. А мне в этот миг почему-то вспомнилась фраза одного
из моих старых друзей (кстати, замечательного звукорежисс ра), сказанная им то
ли о «Rolling Stones», то ли о Пейдже и Планте, то ли о «U-2“, то ли о ком-то
ещ :“Понимаешь, они уже НЕ СМОГУТ сделать плохо. Захотят сделать плохо — а не
получится!»
Похоже, «Мумий Тролль“ вступает именно в эту стадию. Вс хорошо.
Вс правильно. Вс естественно. Вс так и должно быть.
Остров
Наверное, кто-нибудь уже написал об этом в Интернете:»2-го июля группа «Мумий
Тролль“ отправилась на один из маленьких островов в Тихом Океане для того, чтобы
в узком кругу прослушать новый альбом».
О новом альбоме — ни слова. Таково
желание Ильи и всей группы, которое, признаюсь, в данном случае полностью
совпадает с моим собственным — пусть до поры до времени вс это останется
тайной. Что же касается всего остального…
Ах, почему я не Капитолина
Деловая! Я бы описал захватывающие любовные интриги и леденящие душу подробности
пребывания популярных артистов на берегу моря. Если бы я их не увидел, я бы их
выдумал. И, что самое забавное, мне бы скорее всего поверили.
Но увы и ах! —
придется мне вас, любезные читатели, несколько разочаровать. Это была обычная
дружеская пирушка на природе. С разжиганием упорно не разжигавшегося костра,
поеданием трепангов и гребешков (дары моря), разговорами, анекдотами и
выпиванием водки — кстати, в очень умеренных количествах. Фраза Ильи Лагутенко —
«Я что со славой, что без славы — один и тот же человек» — в тот день нашла
стопроцентное подтверждение. Илья даже не был центром компании, а в кругу его
друзей были куда более яркие и привлекающие к себе внимание персонажи, чем он
сам.
Запомнились какие-то отдельные смешные эпизоды, которые всегда
случаются во время подобных вылазок на природу. Например, утопленный плейер,
который принадлежал… кому? Правильно, Земфире! Плейер, конечно, немедленно
выловили и положили на камень сушится, но вода Японского моря что-то не пошла на
пользу японской технике. «По плейеру в неделю!» — мрачно сообщила всей честной
комапнии Земфира, добавив, что теперь временно не имеет права петь «Ромашки» про
девочку с плейером.
Стоп-кадр: вечер, остров, катер. Илья стоит на палубе у
трапа, а мы по цепочке переда м ему с берега сумки, пакеты и детей. Дети там
тоже были — народ-то уже весь взрослый, семейный. «Смотрите, смотрите! Эпическое
полотно — „мумий-тролль“ спасает детей!» — кричит кто-то с берега. «Илья, ты
всех нас сегодня спас шь?» «Нет» — отвечает — «сегодня — только детей!» А глаза
добрые-добрые…
Катер входит в бухту Золотой Рог, город и порт уже зажгли
свои огни. «А где же мост?!» — недоумевает самый главный «мумий-тролль». «Опять
не успели к нашему приезду?!» Местный народ начинает тихонько давиться от смеха,
а я спрашиваю — в ч м прикол? «Понимаешь, нас всех ещ в школе водили в музей
Ленина» — поясняет Илья — «а там висела роскошная карта „Владивосток-2000“ (вот
он, источник вдохновения!- прим. автора) Так вот, к двухтысячному году через
бухту Золотой Рог должны были построить грандиознейший мост. Который уж год
приезжаю летом в родной город — а моста до сих пор нет! Впрочем, у них ведь ещ
год в запасе…»
- Приходи завтра в «CD-Land», там вс и запишем. — обращается он ко мне.
- Ты только не подведи меня, у меня ведь самолет вечером.
- Что значит «не подведи»? (Илья недоуменно вскидывает брови.) Да не волнуйся, вс нормально будет.
- Так тебя же ещ на конкурс красоты в жюри пригласили.
- Конкурс красоты вечером. — терпеливо поясняет он. — Кто же проводит конкурсы красоты в двенадцать часов дня? Хотя… (он на мгновение задумывается) … хотя, наверное, было бы неплохо. Тогда к ночи вс было бы более-менее ясно!
Хмурое утро. «CD-Land»
«CD-Land» — симпатичный музыкальный магазин в самом центре Владивостока.
Четыре года назад его открыл Леонид Бурлаков и его друзья. Они лихо взялись за
дело, и в короткие сроки стали лучшим музыкальным магазином города (да, пожалуй,
и всего Приморья) — причем «CD-Land» изначально был ориентирован на современную,
прогрессивную и разнообразную музыку. Попутно зарабатывали неплохие деньги —
которые в 96-ом году и вложили в запись альбома «Морская».
Естественно,
денег не хватило. Чуть позже пришлось продавать квартиры, машины и гаражи, нежно
снимать с любимых жен золотые побрякушки и нести их в ломбард. Но если бы не
«CD-Land» — кто знает, слушали бы мы сегодня «Мумий Тролль» или нет?
Теперь
«CD-Land» не просто магазин, а настоящая штаб-квартира «Мумий Тролля» и «Утекай
Звукозапись» в Приморье. А заодно и своего рода «музей боевой славы». В комнате,
в которой мы беседовали с Иль й, стены были украшены афишами «Муми-Тролля» 86-го
и 90-го гг., а также всевозможными фотографиями, буклетами, плакатами — словом,
вс было так, как и должно быть в штаб-квартире популярной группы.
Это была
уже моя третья беседа с Иль й, и я ещ раз убедился — любое интервью для него
всегда немножко ролевая игра, всегда немножко «словесный пинг-понг». Впрочем,
мне показалось, что несколько раз за время нашей беседы мы чуть-чуть вышли за
рамки заранее написанных ролей «рок-звезда и рок-журналист». Некоторые ответы
Ильи вдруг прозвучали неожиданно искренне. Или мне опять показалось? Впрочем,
судите сами.
- Давай сначала объясним публике — почему вы на сцене вчетвером, куда исчез клавишник Денис Транский?
- Группа «Мумий Тролль» изначально была квартетом, от секстета мы решили отказаться. Можно считать, что Денис отправлен в бесрочный творческий отпуск. Расстались мы мирно.
- Мне показалось, что в процессе создания новых песен ты стал больше доверять Юре — да и всей команде.
- Думаю, о всех ощущениях от новых песен мы сможем всерь з говорить только тогда, когда послушаем готовый, законченный альбом.
- И вс -таки — есть у меня ощущение, что новый материал больше опирается на традиции 70-ых, нежели на модный звук 90-ых.
- 70-ые, 90-ые…. Мы ведь вступаем в новое тысячелетие, правда? Хотелось бы оперировать именно этими категориями.
- Хорошо, я сформулирую вопрос по-другому. Был ли период, когда тебя более всего вдохновлял жесткий и «прямой» гитарный рок? «Rolling Stones», «Led Zeppelin», Игги Поп, Патти Смит?
- Ну, мне всегда была ближе некая смесь, чем отдельные коллективы в «чистом виде».
- Смесь с чем?
- С глэм-роком, панком, рэггей, «новой романтикой», «волной», какими-то электронными делами…
- Ага, значит ремиксы на новые песни вс -таки будут!
- Ох, будут! Нравится мне это дело — ремиксы слушать… всяких разных песен.
- Ты чувствуешь, что группа заметно «поднимает планку вверх»?
- А мы всегда занимаемся тем, чего раньше не делали. Наверное, именно поэтому нам и до сих пор интересно всем этим заниматься.
- Новый альбом будет «игрой наверняка», песни делаются по проверенным рецептам? Или кое-что кое-кого очень сильно удивит?
- Я бы сравнил это с тем, как… как бабушка в день рождения внука готовит праздничный обед на 50 человек. Она вроде бы готовит по проверенным рецептам, но внука-то всегда хочет удивить! А друзья поддержат и слова плохого не скажут. Потому что любимой бабушке это неприлично говорить! (сме тся) К тому же ведь не вс пойдет в альбом. Есть ряд причин, которые заставляют меня отделить некоторые песни на «синглы“. Есть кое-какие новые идеи и насчет будущих концертов — опять же исходя из реальной ситуации в этой области. В 2000 году мы вряд ли поедем по стране с тем же, с чем ездили в 98-ом. Для нас самих вс это такой… непрерывный процесс обучения.
- Бывает так, что когда складывается новая песня, ты совершенно сознательно отбрасываешь некоторые строчки, понимая:“Нет, ребята, извините — ЭТОГО я вам сказать не могу»?
- Да. Кое-что… скажем так, сознательно не употребляется.
- А если песня начала складываться, она получается достаточно быстро или с какими-то заготовками можешь ходить год, два, пять?
- Ой, по-разному бывает. Рецептов-то готовых тут, по-моему, не существует.
- На концерте 30-го июня мне показалось, что новым песням уже в гораздо меньшей степени требуется то, что принято называть словом «шоу». Ты в большей степени концентрируешься на пении, на ритм-гитаре…
- Надо проехать с нами как минимум концертов пять нашего турне — тогда возникнут совершенно противоречивые чувства, кто на ч м концентрируется! Я ведь следую скорее каким-то своим внутренним эмоциям, чем заранее утвержд нному плану. И группа тоже… В этом, наверное, и есть наша жизнь. Вс это может зависеть от множества факторов — от размеров сцены, например. То, что я буду делать во время концерта на сцене — обычно прямо «на месте», на сцене и решается.
- Тебе не кажется, что порою тебя и группу делают символом борьбы за что-то, даже не тобой придуманное? При всей моей любви к музыке «Троллей», когда я читаю слова «поколение М.T.», мне становится немножко не по себе. Cразу же вспоминаешь, как лет десять назад тоже говорили о всевозможных «поколениях» применительно к музыке — и чем это вс закончилось…
- Ну, у нас, я думаю, вс еще продолжается… Опять же мне не хотелось бы разбирать все те определения и титулы, которыми порою нас награждает пресса. Вс это чрезвычайно забавно, но вот к чему вс это привед т — мы ещ не знаем.
- Cтимуляторы — алкоголь, наркотики — когда-либо становились для тебя ПРОБЛЕМОЙ?
- Нет. Ничего из вышеперечисленного никогда не преобладало в моей жизни, исключительно по моей собственной инициативе. Наверное, я вс -таки достаточно хорошо умею себя контролировать — чего и всем желаю.
- Давай поговорим о Земфире. Сейчас все средства массовой информации тиражируют твою первую фразу о песне «-140» — «это же… Лайма Вайкуле какая-то!» Ты можешь вспомнить, как осознал, что это вс -таки не Лайма Вайкуле, как принял решение поработать с этой музыкой?
- Честно говоря, самого момента принятия решения я не помню… Интересно работать со многими людьми, а в данном случае было интересно приложить свои усилия к тому, что я для себя называю «женский рок».
- А в ч м были музыкальные разногласия во время работы над альбомом, в ч м вы не могли найти точек соприкосновения?
- Я считаю, что альбом вс -таки является той самой точкой соприкосновения. Не знаю… ну, просто я люблю делать песни «тяжелее», жестче — особенно когда не для себя! (сме тся) Наверное, я иногда слишком увлекаюсь, потом понимаю, что не нужно было заходить так далеко…
- Ага, значит, утопить песню «Девочка-Скандал» в гитарной «каше» — это твоя идея?!
- Честно говоря, когда работа закончена, мне совсем не интересно разбирать — где чья идея. (хитро-хитро улыбается) Кто бы там что ни предложил — альбом вышел и он называется «Земфира». Значит, она взяла на себя ответственность за вс то, что там записано. Вот кого я всегда очень уважаю — это людей, берущих на себя ответственность за то, что они делают.
- А ты ожидал столь бурной реакции на дебютный альбом Земфиры?
- Да. Как ни странно, именно этого я и ожидал. И в этот раз ожидания оправдались.
- Но ожидания, cвязанные с группой «Туманный Стон», похоже, оправдались не в полной мере. Может быть, стоило что-то сделать по-другому?
- Может быть… И опять же мы можем говорить, что нужно было cделать по-другому, иначе расставлять акценты, но… Но я ужасно горд тем, что мы вообще сделали этот альбом и он, как мне кажется, получился очень хорошим. Да, как выяснилось, это не та группа, которая может нравиться всем. Но было бы гораздо хуже, если бы этот альбом не состоялся вообще. Тогда бы даже этого нашего разговора — «а, может быть, по-другому?» — не было. И было бы гораздо скучнее.
- Возвращаясь в 80-ые, в начало 90-ых — «Муми Тролль» в те годы действительно был столь популярен во Владивостоке? Или это сегодняшняя слава группы эхом откликается в вашем прошлом?
- В силу природной скромности мне неудобно хвастаться своими былыми победами. Об этом надо расспросить людей, которым сейчас чуть-чуть за 30. Да, была популярность, но тогда ведь вс выглядело по-другому — музыка, увлечения… И популярность тогда выглядела несколько по-другому.
В этот момент продолжать беседу стало несколько затруднительно — девушки-поклонницы, столпившиеся в торговом зале «CD-Land“»а, расшумелись не на шутку. И как они только находят Илью в таком большом городе? Впрочем, мне показалось, что когда «Мумий Тролль» приезжает во Владивосток, поклонницы ходят в «CD-Land» как на работу — с 10.00 до 19.00 «Может быть, им вс подписать? A то ведь и поговорить не дадут» — спрашиваю я. «Ничего я им не буду подписывать за такое поведение…» — ворчит Илья и вдруг неожиданно взрывается — «А ну-ка всем там помолчать!!!» За дверью действительно замолчали. Минуты на полторы.
- В свете грядущего коллекционного переиздания «Морской“ — ты не боишься, что этим переизданием альбом будет возвед н в такой культовый статус, что… Что о всех последующих альбомах будут говорить:»Ну, классно… ну, здорово… Но — не «Морская»!
- Но ведь каждый наш альбом — а их у нас два, скажем так, основных и гораздо больше других — чем-то заметно отличается от предыдущего! Мне кажется, ту стадию, когда публика делает эталоном какой-то один альбом, мы уже прошли.
- Когда в 96-ом приступали к записи «Морской» — ты примерно представлял себе, каким будет конечный результат? Или тогда вс это не воспринималось всерь з?
- Ну, теперь-то я придерживаюсь мысли, что если ты хочешь достичь какого-то результата, то его нужно запланировать изначально. Но это — теперь… (улыбается)
- Идея с «добавочными дорожками» тоже была запланирована изначально?
- Да, поскольку эти старые песни были хорошо известны во Владивостоке — и больше, наверное, нигде. А временем они уже были проверены, так что, собственно, расч т был безпроигрышен.
- А ты осознавал, что эти «добавочные дорожки» и «Время Тепла» вдруг неожиданно меняют вс настроение альбома? «Снимают напряжение», весь рнический, ехидный заряд, который в альбоме несомненно присутствует? И в результате альбом стал чем-то гораздо большим…
- Если честно, об этом я не думал. Вернее, старался не думать. Но… но очень мне приятно слышать подобные рассуждения! Это впоследствии и да т удовлетворение от работы. Значит, то, чем занимался, было сделано не зря!
- Помнишь, в декабре в Петербурге мы говорили с тобой о британском глэм-роке? Как личность, как персона — кто первым поразил тебя больше всего? Дэвид Боуи, Марк Болан, Брайан Ферри, Cтив Харли?
- Первыми, как не странно, были музыканты группы «Kiss». Вс остальное я узнал значительно позже. Прич м узнал сначало в лицо, а потом в музыке.
- А во Владивостоке в 80-ые годы можно было найти какую-то более редкую музыку, чем весь стандартный рок-поп-набор тех лет?
- Мне кажется, можно было найти вс , что угодно. Можно было выйти за стандартные рамки, но, опять же, вс зависело от индивидуальных вкусов людей, как это обычно бывает. Большинство моих друзей слушало или «новую волну», или хард-рок в стиле «AC/DC».
- Ты согласен с определением «Мумий Тролля» как глэм-группы? Я ни имею ввиду какие-то внешние вещи — надеть атласные штаны, боа из страусинных перьев и пройтись по сцене павлином — я имею ввиду только музыку.
- Чем мне всегда был близок глэм-рок — при вс м при том, чем он является, он вс -таки в первую очередь был РАЗВЛЕЧЕНИЕМ. И мне бы хотелось занимaться именно развлечениями — но только развлекаться-то ведь можно по-разному, правда? Это как в парке — кто-то развлекается на карусели «Ромашка», кто-то — на карусели «Снежинка»…
- Отношение к фильму «Velevet Goldmine»? (Художественный фильм режисс ра Тодда Хейнса об эпохе британского глэм-рока — прим. автора)
- Очень забавный фильм, который мне чем-то близок и, в общем, понравился. Я не знаю только, примет ли его широкая публика в России — насколько мне известно, в той же Британии широкая публика не приняла этот фильм.
- А тебе не кажется, что «Velvet Goldmine» как раз «попался» на эти внешние вещи — на тему моды, бисексуальности? А самого главного — феномена этой музыки — так и не объяснил?
- Возможно… Мне показалось, что те люди, которые делали фильм, руководствовались собственными вкусами и пристрастиями и в определ нный момент решили — надо показывать не только музыку, а скажем так, кое-что другое…
- Насч т «кой-чего другого» — а тебе самому интересно было поиграть с темой бисексуальности, пококетничать с подобным имиджем, подразнить публику?
- Можно шокировать публику, можно этого не делать, можно вместе лить сл зы, вместе смеяться… Я считаю, что можно ВС . Выбор оста тся за тобой.
- Когда в Британии общаешься с людьми нашего возраста и моложе, с молодыми музыкантами — эпоха глэм-рока и то, что было сделано тогда, их интересует?
- Наш возраст, скорее, помнит панк-рок. Наш возраст в Британии в силу каких-то причин не любит группы «Deep Purple» и «Nazareth»… Там много своих особенностей, но что касается глэм-рока — да, вс это помнят, любят, поют.
- Давай напоследок верн мся из Британии в Приморье. В песнях 80-ых годов, позднее вошедших в «Шамору», в некоторых песнях из «Морской» на самом деле очень много природы — хотя в целом музыка «Мумий Тролля» сугубо городская. В «Икре» этого уже значительно меньше, может быть, только «Дельфины» краешком касаются этой темы. Похоже, это вообще невозможно для тебя без Владивостока, без Приморья, без вот этого всего…
- Не только… Не только тема природы… Наверное, вс , что я делаю невозможно без вот этого всего… Но что такое ЭТО ВС — честно говоря, я и сам не знаю.
И я не знаю, и не буду даже пытаться объяснить. И снова я забыл о ч м-то спросить, и снова он изящно ушел от некоторых ответов, но ничего уже не поделаешь — меня ждет самол т, его — семья, друзья, родной город. Человек, сделавший «бархатную революцию» в российской популярной музыке; человек, который для меня такая же загадка, как Дэвид Боуи и Марк Болан, о которых мы только что говорили, улыбается мне, cтоя в дверях маленького музыкального магазина во Владивостоке.
- Ну, пока! Cчастливо долететь!
Долетел я без приключений.
The Конец
Если в 2000 г. планируется концерт «Мумий Тролля» во Владивостоке, то я заранее прошу Леонида Бурлакова и «Утекай Концерт» заготовить для меня черно-ж лтый пропуск с надписью «М.T. — пресса». Я обязательно приеду — к ним и к морю. Может быть, тогда мы наконец-то решим вопрос — любит ли нас этот город?
P.S.: Cпасибо Леониду, Илье, Юрию, Евгению, Олегу, Александру, Рoману,
Кириллу, Земфире, Татьяне — за вс -вс -вс .
Особое спасибо музыкальному
магазину «Погружение» (г. Красноярск) — за то, что сделали эту поездку
возможной; таксисту из Владивостока Юрию Кондратьеву — за неоценимую помощь в
критической ситуации.