БОЛЬШАЯ ЗИМНЯЯ СТАТЬЯ ЧАСТЬ I. КОНЦЕРТ БЕЗ ВЫХОДА НА «БИС». А.Шевелев.

25-го ноября я появился в Гостином Дворе часа за полтора до начала шоу и в центре зала, у звукорежиссерского пульта, столкнулся с «МТ-канцлером» Леонидом Бурлаковым. Короткое рукопожатие. «Ну что, прилетел к нам?» — спрашивает Лео. «Не мог не прилететь» — отвечаю. Немного пафосный вышел ответ, но по сути своей абсолютно верный.

Необыкновенности

Последний раз «Мумий Тролль» играл нормальный, большой концерт в Москве на «Мегахаусе» «Московского Комсомольца» летом 99 г. Потом была череда досадных нестыковок — несостоявшееся выступление Ильи Лагутенко в клубе вместе с прибалтийскими рэпперами «Факт», отмена «показательного выступления» «МТ» в ГУМе в день выхода альбома «Точно Ртуть Алоэ». Правда, был еще «Максидром-2000», были «КИНОпробы», но это, так сказать, «солянки сборные». Вот почему ставки на предстоящий «необыкновенный концерт» были необыкновенно высоки — столичная публика соскучилась по группе и ожидала от нее сюрпризов.
В принципе, «Тролли» могли бы двинуться по вполне накатанной колее — устроить концерт, к примеру, в Олимпийском спорткомплексе, лихо отдубасить в жестком электричестве свои старые хиты, перемешав их с самыми «форматными» вещами из «Точно Ртуть Алоэ», в финале — неизменный «Владивосток-2000», публика весь концерт стоит на ушах и расходится по домам с чувством глубокого удовлетворения. Журналисты (не без столичного ехидства, конечно) старательно описывают событие в своих репортажах и отмечают, что в общем и целом с группой все в порядке. И все остаются очень довольны друг другом. Все это было бы, конечно, хорошо, но вполне обыденно. А «Мумий Троллю» хотелось необыкновенностей.
Необыкновенность первая — само место проведения концерта, Гостиный Двор. Для тех, кто в столице не был и не в курсе, объясняю — это такой здоровенный амбар-сарай неподалеку от Кремля, недавно тщательно отреставрированный. В нем могут размещаться торговые площади, могут проводиться выставки, ярмарки, по периметру здания расположены магазинчики и кафе. В общем, Гостиный Двор — место, безусловно, интересное, но как-то слабо ассоциирующееся с концертной площадкой, особенно для рок-группы. Вот вам и первая необыкновенность.
Необыкновенность вторая — концертная программа «Троллей» и звук, с которым они собрались ее играть. Те, кто уже побывал на осенних концертах «Без Обмана Тура», взахлеб рассказывали о том, что группа играет хорошо знакомые старые песни в совершенно неузнаваемых аранжировках, что со сцены звучит совсем новый материал невероятной красоты и силы, что в программу включены многие песни-редкости, не игравшиеся в первой части тура. И — вершина необыкновенности! — рассказывали, что Юра Цалер настоящий виртуоз классической гитары, а еще на гитаре будет играть… барабанщик Олег Пунгин. Слухи ширились, слухи множились, а «Тролли» только подливали масла в огонь, обещая, что помимо акустики и симфонического оркестра, в Гостином Дворе будет еще множество сюрпризов. Интрига-с!

Созерцание

- Куда это ты пошел?
- Созерцать нравы колхоза. — Он боком отвалил
в сторону, как будто за борт лодки.
В. Аксенов, «Новый Сладостный Стиль»

Сидеть за час до начала концерта в кресле неподалеку от служебного входа и внимательно наблюдать за происходящим — интереснейшее занятие, доложу я вам.
Вот «МТ» на сцене отстраивается, Илья отпускает ехидные замечания насчет каких-то звуковых накладок, выдавая фразочки вроде: «Вот уберут эти клавишные со сцены, и всем нам немедленно станет очень хорошо!» А у одного из микрофонов… ой, так это же! …ладно, пока не скажем, кто.
У служебного входа, впрочем, тоже творятся дела забавные. Вот корифей рок-журналистики, пресс-атташе группы Александр Кушнир пробегает с какими-то гостевыми списками, в Сашином взгляде ощущается некоторая загнанность. «Саша» — спрашиваю — «Аня, web-мастер „троллевского“ сайта, уже здесь? Можно с ней встретиться?»
«Можно-можно» — на ходу бросает Александр — «Когда? Когда весь этот ужас закончится…»
Вот Капитолина Деловая бредет из-за кулис, вся из себя загадочная и, как мне показалось, чем-то немного опечаленная. А вот Отар Кушанашвили — орет кому-то из своих знакомых раза в два громче, чем нужно, о своем «необыкновенно интеллигентном способе знакомиться с людьми» и о какой-то двери, «пинком открываемой». Орет настолько демонстративно, что становится малость смешно.
Вот, напротив, человек солидный и уважаемый — Александр Липницкий, рок-критик, журналист, в прошлом — басист «Звуков Му». Похоже, он на этом концерте со своими детьми. А вот поднятый воротник, отброшенная быстрым движением челка — спешит куда-то Илья Легостаев.
В обычной публике, постепенно заполнявшей зал, тоже можно было обнаружить любопытных персонажей. Например, девушек, слишком всерьез воспринявших идею, высказанную на билетах, «вечерние платья и смокинги — предпочтительны». Верьте мне, люди — они действительно были в ВЕЧЕРНИХ ПЛАТЬЯХ; с открытыми плечами, глубокими декольте и огромными пышными юбками. Под одной из юбок явственно угадывались мощные шнурованные ботинки типа «ОМОН».
Мрачноватые ремиксы «Моей Певицы» вкрадчиво льются из динамиков в зал, поддерживая необходимое нервное напряжение перед началом концерта, и вдруг неожиданно сменяются самоуверенной пижонской «латиной». Потом начинается комментарий для трансляции в Интернет, но при отсутствии видеоэкранов слушается все это несколько странно.
Следующий сюрприз был совсем уж обескураживающим — у «необыкновенного концерта», оказывается, будет ведущий. Конферансье, мягко выражаясь… Чтобы не возвращаться к этой теме далее, скажу сразу — по-моему, слушалось это все дoвольно-таки нелепо. Когда молодой человек начал произносить хвалебную речь о музыке в стиле «рокапопс»… честное слово, мне впервые в жизни хотелось запустить чем-нибудь нетяжелым в человека, стоявшего на сцене, настолько пафосно и неестественно все это звучало. Справедливости ради отмечу, что в дальнейшем у ведущего был не только пересказ своими словами хорошо известных всем отрывков из книги «Правда о Мумиях и Троллях», было и несколько удачных моментов — когда он представлял музыкантов, когда объявлял некоторые песни, в частности, «Ранетку». И все-таки — подарите парню видеокассету «Rolling Stones» «Voodoo Lounge Live». Там в самом начале шоу звезда кино Вупи Голдберг выходит к микрофону для того, чтобы сказать: «Я здесь лишь затем, чтобы представить бэнд. Леди и джентльмены — это „Rolling Stones“! „Дамы и господа, это „Мумий Тролль“ — вот и все слова, которые нужно было произнести в начале „необыкновенного концерта“.
Ну, ладно, первый шок от суперконферанса пережили — и значит, не умрем. Тем более — шквал аплодисментов, крик и визги, гром и молния — идут!!! Илья — в светло-красном костюме ресторанного танцора (первая ассоциация — Боуи на „Glass Spider Tour“), все остальные — в чем-то пиджачно-сером, строгом. Соответствуют месту действия, так сказать.
Расселись по своим местам, Илья сдержанно поздоровался и — поехали!

Начали со „Случайностей“

…самим началом говоря — да, это будет необыкновенный концерт, ждите сюрпризов. Вторым номеров была „На Яды“, и уже на этой песне стали понятны особенности „троллевской“ акустики.
Cравнение для искушенных меломанов — вспомните два концертника „Talking Heads“, „The Name Of This Band…“ (82 г.) и „Stop Making Sense“ (84 г.) Вспомните и обратите внимание, в 84 г. полуакустическая версия гениальной «Psycho Killer“ звучит куда более впечатляюще, чем в 82 г. Хлесткий, колючий бит акустической гитары оказался для этой песни куда более эффектной «фишкой», чем электрогитарный перегруз. Поняли, о чем это я?
А я о том, что акустика в исполнении «Троллей“ — не расслабленно-просветленная, не мягкая-бесхребетная, а упругая, жесткая, колючая. Ничуть не менее энергичная и динамичная, чем игра группы в электричестве. Юрий Наумов, знаменитый российский блюзмен, человек с уникальной техникой игры на гитаре, нашел в одном интервью яркий образ, сравнивая электричество и акустику:“На слушателя должна наваливаться не глыба металла, а прозрачная гора льда». Но гора льда — это слишком холодно, звук «МТ“ в тот вечер я скорее сравнил бы с морским ветром, прозрачным, невидимым, но весьма ощутимым всем телом и — соленым. Порою — очень даже соленым.
“Забавы». «Наша лунная девица, прилетевшая нас поддержать в трудную минуту». Ну, здравствуй, Олеся! Да, Олеся Ляшенко пела с группой в тот вечер — белое платье, грива черных волос откинута назад, как статуя застывает в луче прожектора, что-то очень взрослое и гордое появилось в ее осанке. Магия в чистом виде — даже когда Олеся не поет ни единой ноты, само ее присутствие на сцене привносит в облик группы нечто неповторимое, волшебное. Надеюсь, на «необыкновенном концерте» эту магию почувствовали все.
В финале «Забав» Юра Цалер выдал первое эффектное соло «необыкновенного концерта» — в тот вечер у него будет еще несколько таких гитарных прорывов, после которых можно вырвать из инструмента шнур, бросить гитару на сцену и уйти, не прощаясь; но он не уходил, слава Богу… «Скорее И Быстро» и «Сиамские Сердца» ударили по барабанным перепонкам тугой волной акустического бита, в «Новой Луне Апреля» было гораздо больше нерва, чем в студийной версии, «Воспитанник Упавшей Звезды» превратился в жесткое, полное холодной ярости танго с участием приглашенных танцоров. А парней уже несло, они бросались в одну авантюру за другой, кажется, не до конца отдавая себе отчет в том, что же они делают. Неожиданная смена темпа — «Вечер». Свинг, мягкие интонации в голосе Ильи, прозрачные джазовые аккорды, скользящие ноты Юриной гитары. Жутковатый «Мальчик-Солдат» с маршировкой у микрофона, и совсем уж жуткие в этих новых версиях «Ранетка» и «Голод». Не было гитарного перегруза и романтически-загробных клавишных, не было отстраненности студийных версий; холодный, маниакальный ритм и соло на кларнете и флейте возводили эти песни на уровень мистики ранних «Roxy Music». На «Мальчике» и «Голоде» особенно эффектен был дуэт бэк-вокалисток — да, их было уже двое, брюнетке Олесе помогала шаманить блондинка Катя Шалаева из группы «StereoЛиза».
А публику почему-то прорвало на шквал аплодисментов на «Делай Меня Точно». «Жаль, что в руках течет горячая вода…» — и Олег Пунгин с акустической гитарой, Олег, игравший в тот вечер на тамтамах так, будто большая ударная установка ему в принципе не нужна.
И вот Сдвиг меняет акустику на электробас, Юра Цалер уходит куда-то в сторону, размеренный методичный ритм и плывущий звук клавишных. «Сны». Еще одна авантюра, которая дорого стоит. «Сны» превратились в медитативную импровизацию с участием Бориса и Аркадия из «Moscow Grooves Institute». Нечто похожее можно услышать в финале «Modulation mix» «Моей Певицы», который «M.G.I.» представили на выпущенном (фактически пиратским способом) «ДискоксиД/Citadel» альбоме «Мумий Тролль“ in the mix». «Ну че за нуднятина, блин…» — тянет у меня под ухом чей-то пьяненький голос, и я не без злорадства отмечаю, что авантюра мальчикам удалась.
Три дня спустя я совершенно случайно столкнулся с «Moscow Grooves Institute» в штаб-квартире «Снегирей», звукозаписывающей компании Олега Нестерова. «Ну, как вам в субботу в Гостином Дворе с „Мумий Троллем“ работалось?» «Нормально — не задумываясь, отвечает Борис Назаров — профессионалы, ничего не скажешь». «Отстроили все, как надо» — добавляет Аркадий. Кстати, на альбоме «M.G.I.» «Commercial» можно услышать смешной ремикс «Невесты» — но это я так, к слову.
Электронная медитация «Moscow Grooves Institute» стала для Ильи паузой для переодевания, после чего он выскочил на сцену, как чертик из табакерки — «Невеста». Финальное приджазованное соло было исполнено не на гитаре, как это чаще всего бывало на концертах «Ртуть Алоэ Тура», а на клавишных, как в альбоме — Стас Цалер (которого наконец-то официально представили со сцены и не обзывали «виртуальным монстром») был в этот момент очень хорош.
Потом я на мгновение отвлекся от происходящего на сцене и не расслышал, как Юра Цалер представил очередного гостя. Смотрю на сцену, и что же я вижу и слышу? — группа играет «Блудливых Котов» раза в три быстрее, чем в студийном варианте, и вместе с «Троллями» немолодой уже дядечка с саксофоном, «он был слегка пузатый, немного лысоватый» и с таким зверским свингом! — сакс ревел, визжал, захлебывался, кукарекал петухом, выл волком, истерично мяукал блудливым котом, которому наступили на хвост, в общем, дали джазу! Дядечка оказался Сергеем Мазаевым из «Морального Кодекса». «Лауреат Вселенной, всех созвездий, перец в пресной котлете жизни!» — вот как, оказывается, представил дедушку Мазая Юра Цалер. А может, надо было поручить Юре еще и вести концерт? По-моему, это получилось бы у него куда более остроумно и человечно, чем у… ну, вы в курсе!
Новую аранжировку «Утекай» все почему-то единодушно приняли за кантри. Не спорю, кантри там тоже было, но ускоренный припев больше напоминал чисто пацанский блат-рок из подворотни. Цалер — в который уж раз! — завернул безумное соло, а Илья, похоже, давился смехом. На «Дельфинах» тоже повеселились, финальную часть Олесиной вокальной партии Лагутенко неожиданно перекрыл истошным пьяным воплем «ля-ля-ля-а-а-а!!!“ И, разумеется:“Мне уже не важно… Или все же важно? Мне все теперь так важно… Все, конечно, важно!“ The times they are a-changin»! — ну и мы вместе с ними.

И был оркестр

И была «Когда Ты Уйдешь». «Ишь ты, Лагутенко замахнулся! — рассудительно объясняет стоящий рядом со мною юноша своей спутнице — „If You Go Away“ эта вещь называется, Ширли Бейсси ее поет».
Ну да, поет. Но вообще-то эта песня называется «Ne Me Quitte Pas», написал ее великий француз Жак Брель. Трогательную англоязычную версию можно обнаружить у Марка Элмонда, а в начале 70-ых песни Бреля эффектно исполнял Дэвид Боуи — «Port Of Amsterdam», «My Death». Но на «Ne Me Quitte Pas» Боуи так и не замахнулся, а Лагутенко вот осмелился. Насколько хорошо это у него получилось — думаю, об этом мы сможем судить, когда группа выпустит концертный альбом с записями из Гостиного Двора или, может быть, решится записать эту вещь в студии.
На «Моей Певице» был пронзительный и жутковатый момент — во время гитарно-оркестрового рубилова в середине песни Илья вдруг неожиданно (и, как мне показалось, совершенно инстинктивно, неотрепетированно) принял одну из классических концертных поз Фредди Меркьюри — широко расставленные ноги, сжатые кулаки, волосы откинуты назад резким взмахом головы. Рижские рэпперы «Факт» не дали концерту окончательно утонуть в трагическом пафосе, живая версия песни «Три Раза» получилась очень энергичной и ехидной, вот только на золотом велосипеде, который «факты» приперли с собой на сцену, толком покататься так и не удалось, места не хватило. «Девочку» Илья спел только в сопровождении оркестра, без помощи группы. Получилось мило, но я ожидал чего-то большего.
И вот он, le finale grand, «Ему Не Взять Тебя». В момент «кому-то он нравится, кому-то — не нравится» показалось, что в зал в концентрированном виде выплеснулась вся темная, страшная энергия «необыкновенного концерта». Тормоза сорвало — Илья метался по сцене, падал на колени, «бился головой о невидимую стену», как точно подметила Капа Деловая. И кричал, вопил, орал свое «нравится — не нравится“, а потом что-то совсем уж невнятное, жуткое, будто пытался в последние минуты концерта доказать нам что-то еще. Что-то, чего мы так и не поняли, что ускользнуло от нас, потерялось в феерии архитектуры Гостиного Двора, спряталось среди вопящей публики, неестественно красивых оркестрантов и взмахов дирижерской палочки. А потом он понял, что ЭТО уже не поймать, не догнать, не объяснить — и резко встал, тряхнул головой, словно отгоняя наваждение от себя. И началось финальное соло Юры.
Спустя несколько дней, слушая у Леонида Бурлакова запись концерта в Гостином Дворе, я еще раз поразился этому соло. Юра то сжимал электрический звук в тугую стальную пружину, то швырялся им о стены Гостиного Двора, играл то на пределе виртуозности, то зависал на двух-трех нотах. В финале это было уже не соло — тихий вой, плач, всхлипы и стоны электрогитары, на фоне которых спокойно и печально прозвучало:“Спасибо большое-большое-большое, дорогие друзья и приятельницы». Кода. The End.
Финал «необыкновенного концерта» тоже был необыкновенным — на бис группа не вышла. Кажется, и «Тролли», и публика почувствовали — играть и петь что-то еще сверх того, что они сделали в этот вечер, не нужно. Иначе будет уже чересчур, уже перебор. Что сделано, то сделано.

Я не знаю, как у вас…

Как говорят в Одессе, вы будете смеяться — они опять практически ничего не поняли.
Не все, впрочем. Леонид Захаров в «Комсомольской Правде» очень взвешено, хотя и не без иронии, оценил и отрецензировал «необыкновенный концерт». Капа Деловая в «МК» больше переживает о том, что не получилось — не было обещанного видеоэкрана, дорогущего белого рояля, звук не дотягивал до тех высоких стандартов, что необходимы для концерта такого уровня. Несколько наивная, но очень заинтересованная и теплая заметка появилась, как ни странно, в «Коммерсанте».
С остальными сложнее. В «Новых Известиях» написали, что «материал, не вошедший в альбомы — так себе песенки» (т.е. автор, видимо, искренне уверен, что все первое отделение группа играла песни, НЕ ВОШЕДШИЕ в альбомы — круто, да? А в альбомах у них, значит, только «Дельфины», «Утекай», «Невеста» и «Моя Певица», ну, и «Девочка» еще…). В «Вечерней Москве» «Троллей» откровенно «мочат», причем автор заметки «Невкусный Концерт» Юлия Александрова так и не утруждает себя объяснениями, что же было плохо. Звук, свет, игра группы, подбор песен, новые аранжировки? Не-а! Некоего «музыкального аристократизма» им не хватает, а что это такое, и у кого его в избытке (к кому же «Мумий Троллю“ записаться на стажировку? А, я понял! к Брайану Ферри, вестимо, как же-как же, мы тут о нем недавно наконец-то узнали, его в Москву привозили!) — об этом ни гу-гу…
“Книжный червь ты, Шевелев» — сказал мне как-то осенью один из моих друзей — «у тебя на все случаи жизни есть цитатки из истории рок-н-ролла». Что ж, извольте. Из беседы Нила Янга с гитаристом «R.E.M.» Питером Баком (на русском языке беседа была опубликована в газете «New Hot Rock“, вечная ей память!):“…какой-нибудь умник напишет в музыкальном издании:»Ну вот, «R.E.M.“ выдохлись, их новым песням не хватает динамичности и еще чего-то, что было в композициях прошлого года“. Потом ваша песня станет хитом, а того козла и не подумают уволить с работы. А через год тот же самый умник напишет про вас то же самое. Привыкай!»
Это только мое мнение, я никому его не навязываю и не считаю его истиной. Но по отношению к «необыкновенному концерту“ многие журналисты напоминают мне людей, которых пригласили на обед, а они, проигнорировав первое и второе, дружно навалились на десерт, а потом столь же дружно заявили:“Да, невкусный был у вас обед, у нас от сладкого все зубы разболелись!»
Да, звук в центре зала был несколько рассеянный и мутноватый (хотя и не такой уж «кошмарный», «ужасный», «как на вокзале», как поспешили охарактеризовать его некоторые журналисты); да, в зале такого размера без видеоэкранов группа просто-напросто не могла донести свое сценическое действо до большинства слушателей в полном объеме. Но черт возьми! — будут у них еще и другие залы, и другой звук, и видеоэкраны. А то, что у «Троллей» УЖЕ ЕСТЬ, не зависит ни от каких организационных накладок, это теперь всегда при них. Что я имею ввиду?
Заметно выросший за последние полтора года музыкантский уровень каждого участника группы (особенно гитариста), умение составить мощную и цельную концертную программу из «нехитовых» песен, умение радикально изменить свои собственные аранжировки, умение жестко и плотно играть на нетипичном ранее для «МТ» акустическом звуке, умение грамотно выстроить двухчасовой концерт с большим количеством приглашенных музыкантов и оркестром. Господа журналисты, если вы всего этого не услышали, не увидели и не поняли — мои соболезнования. Только не называйте себя в дальнейшем МУЗЫКАЛЬНЫМИ журналистами, вы — просто-напросто светские хроникеры. В лучшем случае.
И если вы спросите меня о главном ощущении от «необыкновенного концерта», я отвечу — несмотря на все «проколы» и минусы «Мумий Тролль» и его музыка были в тот вечер удивительно НАСТОЯЩИМИ. Неподдельными, живыми. Они еще раз доказали, что в их музыке есть множество нюансов, тонкостей, скрытых сюрпризов. Доказали, что выросли в настоящих музыкантов. И утверждать, что «Мумий Тролль» — это, дескать, «люди на год-два-три“, что их песни — это нечто сусально-карамельное, деланное и ненастоящее, теперь, мне кажется, может только не очень умный человек. Вот такой простой и многообещающий общеисторический вывод.

Backstage

Скажите, как вы представляете себе гримерку императора рокапопса Ильи Лагутенко на необыкновенном столичном концерте? Ну, естественно, гримерка отдельная, на входе два шкафоподобных охранника, вход только по специальному пропуску вместе с пресс-атташе и директором группы? В гримерке тишина, покой, зеркало во всю стену, на столике шампанское, фрукты, минералка? Ага, щас… То есть минералка и фрукты на столике были, вот только столик этот был расположен в комнате, которая полным-полна народу. Вся группа, родственники, друзья, знакомые, приглашенные музыканты плюс озабоченный начальник охраны, который пришел посоветоваться:“Как же мы вас вывозить-то отсюда будем? там на служебном входе така-а-ая толпа собралась!» Хороший вопрос, правда?
Илья прыгает по гримерке на одной ноге, натягивая джинсы, за дверью его уже ждут четыре микрофона и две телекамеры, в углу «фактический» Озолс, не обращая ни на кого внимания, разбирает золотой велосипед. Выбрав момент, я приближаюсь к главному герою вечера, и в такой ситуации в голову почему-то не приходит ничего умнее, чем:
- Илья Игоревич, автограф можно?
- Автограф?! Вам — автограф?!
Илья несколько секунд оторопело смотрит на меня, потом искренне смеется. Потом вдруг становится неожиданно серьезен.
- Ты надолго в Москву? Мы завтра в Самару улетаем, потом возвращаемся на день, потом, в начале декабря — Штаты. Давай попытаемся увидеться и поговорить перед отлетом в Америку. Если получится…

Лео

«Одна из немногих светлых голов нашего шоу-бизнеса» — так назвал его однажды Артемий Троицкий. «Русским Ричардом Бренсоном» окрестил его Андрей Бухарин в «ОМ»е. Друзья называют его «МТ-канцлером», а для меня Леонид Бурлаков — такой же участник команды, как Илья, Юра, Сдвиг и Олег, и беседовать с ним мне не менее интересно, чем с музыкантами «Мумий Тролля».
Нашей беседе предшествовал просмотр на домашнем видеоэкране рабочей версии клипа «Моя Певица» (надеюсь, к тому времени, когда эта статья появится на сайте, клип увидят все) и видеозаписи выступления «Троллей» на «КИНОпробах», того самого выступления, где была «Восьмиклассница+1». Тем, кто не был на этом концерте, могу со всей ответственностью заявить — «+1» (или «Малыш») действительно очень хорошая песня. Возможно, для Цоя она была милой шуткой, более всего похожей на песни альбома «Это Не Любовь» — ироничные и лиричные одновременно. Но для «Мумий Тролля» она как будто специально написана, и если группа в будущем запишет ее в студии, это будет абсолютно правильным решением.
Но вот кофе допили, видеоэкран погас, наступило время вопросов и ответов.

- Помнишь наш разговор прошлым летом во Владивостоке? Те планы, которые мы обсуждали тогда — альбом, синглы, клипы. Как тебе кажется сейчас, группа сделала все, что было задумано? Или в чем-то план не выполнен? Или, наоборот, перевыполнен даже?

- Сделали все, что задумали. Осталось только выпустить 20-го декабря сингл «Моя Певица», клип уже практически готов. Чего мы не получили — не получили от московских радиостанций поддержки песни «Клубничная». Как-то они ее не смогли понять… Все остальное, я считаю, сделано; все синглы, которые задумывали, вышли или выйдут обязательно. Итоги года подведем в конце января.

- Если брать в качестве образца западную музыкальную индустрию, можно увидеть две схемы работы продюсера. Первая — это когда человек берет на себя все финансовые, административные дела группы, но при этом совершенно не вмешивается в творческий процесс. Лучший пример — Питер Грант и «Led Zeppelin». Вторая схема — это когда продюсер может дать группе какие-то рекомендации по звуку, подбору песен для альбома, концертному репертуару, т.e. непосредственно по музыкальной стороне дела. Твое положение «МТ-канцлера» — к какой схеме продюсерской работы оно ближе? Можешь ли ты посоветовать что-то Илье и музыкантам непосредственно в процессе работы над песнями?

- У Ильи постоянная нехватка времени, поэтому одна из моих важных функций — подбор для него музыки, просто для того, чтобы слушать, получать новые впечатления. Причем это не только альбомы известных рок- и поп-исполнителей. Допустим, мне очень понравился «Оркестр Синих Людей» — они изобретают новые музыкальные инструменты и записывают звуковые дорожки к театральным постановкам. Очень интересная, необычная музыка. И вот, от таких редких вещей вплоть до нового альбома Челентано — на днях передал его Илье послушать.
Что касается новых песен «Мумий Тролля» — мне просто очень нравится слушать новые песни, которые Илья написал. И не проблема, если я скажу, что вот эта песня мне понравилась, а вот эта — нет. Это не совет даже, не рекомендация, а просто дружеское общение, так сказать, в процессе. Я рад, когда Илья принимает мои советы, но в то же время могу понять, когда он поступает по-своему. Я был бы рад работать так, как Питер Грант работал с «Led Zeppelin“, но если Илья и вся группа обращается за советом — с удовольствием помогу, подскажу, выскажу свое мнение. Но сам в творческий процесс стараюсь не вмешиваться.

- Песни с твоими текстами могут вновь появиться в будущих альбомах группы? Или об этом пока рано говорить?

- Ну, об этом всегда рано говорить… К своим текстам я отношусь наиболее критично — гораздо критичнее, чем, скажем, к своей финансовой деятельности. Илья пытался сделать на альбоме две-три песни с моими словами, но в конечном итоге их там нет, нет по моей вине — я не захотел, чтобы они звучали. Пока я не услышу то идеальное созвучие между своим сердцем и тем, что делает Илья, я не стану выносить свои тексты на публику. А подсказывать что-то я не люблю. Если Илья скажет когда-нибудь:“Устал я писать для одной и той же песни разные мелодии. Чего ты хочешь?“ Вот тогда я ему и скажу… (смеется)

- У меня складывается впечатление, что с видеоклипами у группы ситуация следующая:“Так, вот сейчас срочно снимем этот клип, и начнем собирать кассету… нет, надо снять еще одни клип, еще…» И так все тянется и тянется, а на Горбушке тем временем люди торгуют самопальным сборником «Видеоклипы „Мумий Тролля“. Когда же будет обещанное „Видео для „МТ“?

- Нас держит „Не Звезда“ наша любимая… В принципе, мы уже договорились с компанией, которая его производила. Остались кое-какие маленькие формальности, и после их выполнения мы сможем этот клип забрать. Когда это произойдет, мы его немного перемонтируем, и вот тогда уже появится и видеокассета, и DVD, появится долгожданное „Видео для „МТ“. Я понимаю нетерпение наших поклонников, но оно будет вознаграждено тем, что на видеокассете действительно будет полная коллекция за последние четыре года.

- Нет ли желания выпустить в будущем году полновесный концертный альбом?

- Мы будем делать концертник с записями из Гостиного Двора, и для него мы хотим отобрать только „серьезные“ песни — те, где задействован оркестр, где аранжировки на самом деле необыкновенные. Таких песен наберется штук 14. Альбом выйдет на кассетах, CD, на видеокассетах, на DVD, и еще на канале ОРТ будет телеверсия. Концертный альбом „обыкновенного“ „Мумий Тролля“ мы хотим записать в будущем году во время выступления в Олимпийском дворце, ориентировочная дата — 14-ое марта. На этом концерте группа сделает такой отчет за первые три альбома.

- Что со сборниками серии „У-…“? Идея „поставлена на тормоз“?

- Cкажем так, идея повисла в воздухе. Первые два сборника повергли в нас в неглубокую, но все-таки финансовую яму. Идея была красивая, но то ли люди не готовы покупать такую музыку, то ли пираты работают лучше, чем наши дистрибьюторы. К нам обратились две звукозаписывающие компании, которые хотели бы использовать марку „У-…“, но мы решили отложить принятие окончательного решения до лучших времен или до поступления более интересных предложений. Хотя на сегодняшний день в новый сборник „У-3“ я бы реально поставил только четыре группы, поэтому и не тороплюсь. Было бы больше интересной музыки, я бы, наверное, опять пошел на какой-то финансовый риск, на какие-то убытки. Но на сегодня… мне нравится группа «Сегодня Ночью“, особенно песня «Мои Друзья“, очень нравятся некоторые песни Олеси Ляшенко. Вчера с удовольствием познакомился с группой «8-ое Марта», их песня «Голая», я считаю, настоящий хит будущего сезона.

- Твое решение, высказанное на пресс-конференции перед концертом в Гостином Дворе — не работать больше с новыми проектами, с молодыми группами и исполнителями — как тебе кажется, насколько оно окончательное? И может ли в нашей музыке в будущем появиться нечто такое — невероятной красоты, силы, таланта — что вновь заставит тебя броситься в этот омут?

- Действительно, я не участвую больше в работе с молодыми коллективами, имея ввиду процесс «раскрутки». Но я отслеживаю всех тех молодых артистов, кто пишет интересные песни, и предлагаю им издательский контракт. Люди могут прийти к нам, принести песни, мы их «подпишем» на своем авторском обществе «Декада Паблишинг» и будем имеющимися у нас способами продвигать их на музыкальный рынок, помогать заключать контракты со звукозаписывающими компаниями. Но дальше они уже сами будут двигаться, а мы будем защищать их авторские права. У меня всегда была идея создать некий профсоюз артистов. Потому что есть мир шоу-бизнеса, который привык зарабатывать на талантливых людях по 100%-200% прибыли, и есть музыканты, которые недополучают вполне приличные деньги со своих кассет и компактов. Вот мы и хотели бы помочь этим людям, на самом начальном этапе рассказывая им, где и в чем их могут обмануть большие рекорд-компании, причем обмануть, открыто и честно улыбаясь в лицо. За это мы хотим управлять авторскими правами этих артистов, что-то зарабатывая на этом. Если они за четыре года поверили в то, что мы делаем — пожалуйста, приходите, я направлю вас к тем людям, которые и представляют «Декада Паблишинг».
На сегодняшний день уже «подписана» группа «Сегодня Ночью», и мы успешно продвигаем их на один из трех крупных лейблов. Месяца через два они начнут подготовку к выпуску новой пластинки.

- Расскажи все, что ты считаешь нужным рассказать о своих книгоиздательских планах.

- На сегодняшний день мы находимся в стадии литредактирования. Сергей Ткачев, автор книги «Турист из Бужум-Буры», после того, как один известный московский литредактор попытался отредактировать первую главу, возмутился, сказал «это уже не мой роман» и с «удовольствием» взялся редактировать книгу сам. Если эта новая версия устроит всех, в том числе и самого Сергея, останется последний шаг — проверить ошибки и отправить в печать. Рисунки уже готовы.
В данном случае я попытаюсь применить нашу тактику «раскрутки» рок-групп к молодому писателю. Может быть, это сработает. Не сработает — придумаем что-то еще. Моя задача — сделать так, чтобы эту книгу прочитало максимальное количество людей. Книга добрая, живая, и я хочу, чтобы многие узнали то, что там, внутри книги, происходит. Это им реально поможет в жизни.

- Вопрос немного из другой области — ты можешь вот так, сходу, вспомнить самую яркую, необычную встречу Нового Года в твоей жизни?

- Это, конечно, был Новый Год с 97-го на 98-ой. В Мумий-Доме собралось 27 человек, сам «Мумий Тролль» и те, кто его очень любит. Было весело, необычно, были игры, путешествие в дремучий снежный лес. И было исчезновение Ильи на час, мы ходили его искать, фейерверк был… Проходит время, и я начинаю понимать, что такого Нового Года у меня до этого точно не было. В будущем — может быть, что-то будет еще, все возможно. Но пока — вот это и был самый яркий Новый Год.

- А у тебя есть персональный «новогодний набор» песен? Причем не только песен «МТ»?

- Где-то с 83-го года в «новогодний набор» обязательно входит пластинка «E.L.O.» «New World Record» (1976), та, где песня про телеграмму. Там очень торжественное вступление, и это вступление заменяет нам гимн перед Новым Годом. Вот эта музыка — самая первая новогодняя ассоциация.

- И последнее — новогодние пожелания всем поклонникам «Троллей».

- Мои пожелания простые. На Новый Год у вас уже будет сингл «Моя Певица». Так вот, в новогоднюю ночь вы его не слушайте, а вот после Нового Года, когда проснетесь часов в 11 и почувствуете, что в принципе все прошло нормально, но чего-то вам не хватает — вот в этот момент поставьте сингл «Моя Певица», и вы поймете, зачем мы его выпустили как раз перед Новым Годом.

Продолжение (и окончание) следуют.

Еще