В слиянии и поглощении — «Телевизор», Красноярск
В СЛИЯНИИ И ПОГЛОЩЕНИИ
или
ПЕСНЯ ОСТА ТСЯ С ЧЕЛОВЕКОМ
«Возможно, понятие «рок» устарело, но вот слово «рок-н-ролл» мне по-прежнему нравится. Рок-н-ролл – это когда весело».
Б.Г.
Мне всегда хотелось, чтобы «МТ» сыграл у нас именно такой концерт – не во Дворце Спорта, не в концертном зале, а в небольшом уютном клубе. Мечта сбылась – 2-го апреля, в субботу, «Тролли» ударно отыграли в популярном красноярском заведении, клубе-баре «Че Гевара».
Это был именно клубный концерт – хиты со всех альбомов «Тролли» грамотно перемешали с песнями из саундтрека к фильму «Похитители Книг», более камерными по звучанию и настроению. За исключением «Медведицы», конечно – е сыграли ТАК, что гитарный усилитель, не выдержав сумасшедшего драйва, вырубился. На чей-то пьяненький вопль «Владивосток» давай!» Лагутенко вежливо ответил: «Вы знаете, мы тут перед концертом подумали и решили – те, песни, которые будут выкрикивать, мы не будем исполнять. Не из неуважения, просто так, для разнообразия». «Владивостока 2000», действительно, не было – зато была «Утекай», из которой группа сделала нечто совершенно невообразимое. То ускоряя, то замедляя темп, они превращали припев «ла-ла-лай» то в кантри, то в откровенный блатняк, то почти в техно, то в медленный «слезовыжимательный» блюз. Никогда раньше я не видел среди «чегеваровской» публики столько смеющихся лиц.
И, конечно же, «Где Такой Я», «Девочка», «Моя Певица», «Водопады Сл з», «Невеста», «Золотые Ворота», «Дельфины», «Такие Девчонки» и финальная «Карамель» с печальным джазовым соло на гармонике. Обескуражило лишь то, что группа не сыграла ни одной новой песни; даже активно ротирующаяся на радио «Здравствуйдосвидания» в «Че Геваре» в тот субботний вечер не прозвучала. Но уже в воскресенье, проводив «Троллей» на самол т до Новосибирска и вернувшись из аэропорта, я первым делом врубил CD-R с нарезанным для меня новым, ещ не вышедшим тогда альбомом «Слияние и Поглощение» — и буквально через пару минут забыл о вчерашнем концерте.
Скажу просто — «Мумий Тролль» записал отличную новую пластинку; альбом, который намного сильнее «Похитителей» и «Меамуров». Альбом, который можно сравнить только с овеянными славой «Морской», «Икрой», «Шаморой». И в данном случае абсолютно не важно, что я лично знаком с музыкантами и давно люблю музыку «Троллей» — если бы это был дебютный альбом никому не известной группы, я был бы о н м столь же высокого мнения.
Да, в новом звуке «Троллей» много современной электроники — жесткой, колючей, вызывающей ассоциации с “Fischerspooner”, “Junior Senior”, электронными экспериментами Дэвида Боуи. Но дело даже не в звуке – эти песни отлично прозвучали бы и в традиционных рок-аранжировках, и в сопровождении струнного квартета… да хоть под две акустических гитары и перкуссию из пустой пивной банки! Просто потому, что сами песни настолько хороши, что никуда не делись бы в любом звуковом обрамлении. Тексты бьют наотмашь – в них немало фирменного «мумийтролльского» цинизма, но в нескольких песнях (особенно в «Хищнике», «Кораллах» и «Непокое») Илье удалось передать в слове такую неподдельную боль и любовь, которых от вечно ироничного Лагутенко трудно было ожидать. Слушая и переслушивая эти вещи, я вспомнил, как несколько лет назад Илья ответил на мой вопрос, не считает ли он «Меамуры» первым ПОП-альбомом в дискографии «Мумий Тролля»:«Если говорить об искренности рок-н-ролла, то «Меамуры», пожалуй, самый РОК-альбом из всех, что у нас есть». Сегодня, несмотря на обилие электронных «примочек» и танцевальные ритмы «электроклэш», «Слияние и Поглощение» — это едва ли не самый рок-н-ролльный альбом «Мумий Тролля»; конечно, если понимать под рок-н-роллом музыку искреннюю, полную энергии, новизны и вызова. Пожалуй, новой программе будет тесновато в клубах и концертных залах с мягкими креслами – ей нужны стадионы. Что ж, подожд м очередного “MAXIDROM’a”, подожд м нового турне «Мумий Тролля», порадуемся за тех, кто впервые прид т на встречу с «Троллями» в Пекине и других китайских городах. А в ожидании и предвкушении попробуем разузнать у Ильи ещ кое-что о «Слиянии и Поглощении», и не только …
- В ч м новизна «Слияния и Поглощения» для группы – в звуке, в аранжировках, в процессе записи?
- Я для себя определил такой принцип – я вообще никогда не говорю, что пластинка является для музыкантов чем-то новым. Это просто наша жизнь, рутинная работа, если хотите – сочинять песни, издавать их, представлять публике на концертах. Я не ставил перед собой специально каких-то новых горизонтов, не ставил задачу открыть неизведанное – просто хотелось четко, доходчиво, эффективно и быстро донести до слушателя те мысли, что были в голове. Вот потому пластинка и получилась, на мой взгляд, ч ткая и доходчивая – может быть, это и есть новое для «Мумий Тролля»? (смеется)
- Как бы ты объяснил читателям, who is mister Simpson? (саундпродюсер нового альбома – прим. автора)
- С Риком я знаком довольно давно – мы встречались с ним в лондонских студиях, он делал нам ремикс на песню «Доброе Утро, Планета!». Мне этот ремикс очень понравился за нетрадиционный подход к нашей песне. Также он очень понравился одной пивной компании – настолько, что они его сделали чуть ли не своим гимном. Ещ тогда я подумал, что у парня есть какое-то сво видение музыкальной ситуации – и уникальное, и доходчивое. Я решил с ним познакомиться поближе, мы долго общались на всевозможные музыкальные темы – кто что слушает, кто что любит, кто как видит рабочие процессы в студии. Оказалось, что Рик занимается не только электронной музыкой; у него есть своя группа, которая до сих пор абсолютно не востребована, как мне кажется, именно за массу новаторских идей. Он также записывал альбомы таким успешным английским группам, как “Coldplay” и “Kasabian”. Лично написал песню в духе r’n’b для одной известной темнокожей певицы, чему я тоже удивился – оказалось, самые популярные r’n’b-хиты сочиняют люди отнюдь не «т мные», а абсолютно белые. И я подумал – это как раз тот человек, который нам максимально необходим при работе над следующим альбомом, который будет максимально эффективно крутить ручки.
- А почему запись «Слияния и Поглощения» началась в Доминиканской Республике? Это было связано с отдыхом или с уходом от налогов?
- Я подумал, что группа, которая без малого десять лет регулярно выпускает альбомы и активно гастролирует, заслужила возможность поработать над новым альбомом не в душной т мной студии одного из мегаполисов, будь то Москва, Лондон, Нью-Йорк или Токио… Заслужила возможность, как подобает музыкальным корифеям, выехать в Карибский бассейн и там просто-напросто забыть о каких-то проблемах глобального мира, предаться слиянию с природой и собственными эмоциями.
- «Мумий Тролль» и кино, персонально Илья Лагутенко и кино – что в этой области интересует в первую очередь?
- Признаюсь честно, поимев какой-то опыт акт рства, я не особенно хочу сниматься в кино. Я не профессиональный акт р и не хочу им быть. Меня больше увлекает создание какого-то музыкального ряда к фильму. Ведь музыка в кино реально многое меняет, настроение на экране созда тся не только игрой акт ров, но и той музыкой, которая звучит. Даже если вспомнить времена немого кино – его ведь тоже пытались озвучить какой-то музычкой! Так что если у нас и будут какие-то киноэксперименты, то в первую очередь это будет связано с записью саундтреков.
- Тогда вопрос о том саундтреке, который у «Мумий Тролля» уже есть. «Похитители Книг» стали для группы нормальным, как принято говорить, «номерным» альбомом? Или вы больше воспринимаете его как некий эксперимент, «передышку между боями»?
- На мой взгляд «Похитители Книг» — это действительно просто очередной альбом группы «Мумий Тролль». И я бы назвал его не передышкой, а, скорее, переходным мостиком между «Меамурами» и «Слиянием и Поглощением».
- Существуют ли в зарубежной музыке какие-то слои, направления, течения, имена, группы, которые у нас совершенно не знакомы ни слушателям, ни критикам, ни музыкантам? А, возможно, именно музыканты могли бы там чему-то научиться?
- Наверное, что-то такое существует… но вообще-то мне сейчас немного смешно рассматривать современную музыку с точки зрения «научиться». То, что происходит сейчас – это вс -таки некое повторение проторенных дорог, которые были проложены лет 20–30–40 назад. И борьба за новые звуки, как показывает время, вс -таки проигрывает именно классическому написанию песен. Вероятно, наше сознание и восприятие мира ещ не настолько переломилось в сторону новых технологий, в сторону будущего, чтобы найти какой-то принципиально новый вид музыки, который бы нравился более-менее всем.
- А singer-songwriter всегда будет востребован?
- Думаю, что главный определяющий фактор в каждом конкретном случае – это вс -таки время. Но если мы проанализируем то, что произошло в музыке за последние 100 лет, во главе угла будет прежде всего, Человек, Написавший Песню. В общем, «песня оста тся с человеком»! (сме тся)
- Ты мог бы что-то посоветовать тем людям, которые, судя по эфирам наших поп-рок-радиостанций, усиленно продолжают поиски «второго «Мумий Тролля»? Может быть, им вообще в другой области стоит новую музыку поискать? Где вообще она прячется от продюсеров, радиостанций и звукозаписывающих компаний, хорошая новая музыка?
- У каждого сво определение «новой музыки». Мне кажется, в наше время информация абсолютно доступна, почти нет никакой сложности найти то или иное… если раньше наши кассеты ограничивались кассетами, катушками или виниловыми дисками, то теперь у нас любому человеку, который начн т собирать музыку, открываются возможности в размере мега- и гигабайт. Я считаю, в конечном итоге вс сводится к тому, насколько ты сам готов воспринять новую музыку, решить – нравится тебе это или нет.
- Какова ситуация с концертным DVD, который должен был выйти ещ в прошлом году?
- Он вышел, но пока за пределами нашей страны. Надеюсь, что наша отечественная дистрибьюция в ближайшем будущем его выпустит – а если не выпустит, то обязательно «запиратят»! (сме тся).
- А у тебя личная DVD-коллекция большая?
- Нет, я, честно говоря, не особо увлекаюсь собиранием кинофильмов, очень редко пересматриваю что-то по второму разу. На DVD у меня в основном какие-то архивные, семейные и «мумийтролльные» съ мки.
- А музыка на DVD?
- Нет, я тоже е почти не собираю. Как-то склоняюсь к тому, что если это был живой концерт, уж лучше посмотреть его один раз живь м. Опять же, сейчас столько каналов и телепередач, что, рано или поздно, сможешь увидеть то, что тебе нужно. Может, я уже ушел с того уровня, когда создают коллекции? (сме тся) То есть мне до сих пор интересно собирать музыку, но в новом формате DVD как-то у меня «не сложилось».
- Самые сильные впечатления последнего времени в области литературы и кино?
- Мне определ нно понравился последний труд Пелевина. Мне очень понравилась книжка, которую, кстати, подарила одна из наших поклонниц. Просто подошла после концерта, сунула мне книжку в руки и сказала: «Наверное, вам будет интересно». Книжка польской писательницы Мануэлы Гретковской, называется «Метафизическое Кабаре». До отл та из этого города нам нужно было провести пару суток в гостинице, я начал читать и мне понравилось буквально с первых страниц – теперь советую всем друзьям и знакомым. А что касается кино – тут мой ответ будет не слишком интересен. При всех моих попытках посмотреть максимально количество фильмов, выходящих в последнее время, в итоге получается, что я вс равно посмотрел очень-очень немного. Видимо, потому, что выбираю их уже по каким-то своим устоявшимся принципам. Если я люблю китайского режисс ра Чжан Имоу, то я смотрю все его фильмы, и все они мне нравятся. Я даже не обсуждаю детали, просто нравится, и вс . Это касается, например, фильма «Дом Летающих Кинжалов». А ещ мне нравится смотреть все эти страшные японские фильмы, которые сейчас переснимаются в Голливуде. Они, действительно, настолько страшные, что иногда их просто сложно смотреть. Из отечественного кино – положа руку на сердце, мне больше всего понравился фильм «Свои». Вроде бы на военную тематику сейчас всего снимается очень много – но это, пожалуй, самая сильная картина.
Андрей Шевелев