«Место подвигу есть!» — FUZZ

МЕСТО ПОДВИГУ ЕСТЬ!

14 апреля спешащих на пресс-конференцию в СКК журналистов грело яркое весеннее солнышко, а в пресс-центре встречал широкий выбор собеседников: группа ПРОВОДА в полном составе, Тэм из LUMEN, вокалистка МЕЛЬНИЦЫ Хелависа, фронтмен группы ZNAKI Алексей Юзленко, Пелагея Ханова со своими музыкантами, молодая группа из Самары МОРЕ!, группа ТАНТРА, Лена Тэ и, конечно же, Главный редактор FUZZA Александр Долгов.

Обстановка царила праздничная и оживленная. Никто, кроме организаторов XI Премии FUZZ и отдельных музыкантов, даже не догадывался, что предстоящая церемония находится на грани срыва. И ни один человек не знал и даже не мог предугадать, что эта Премия останется в истории как самое скандальное из проведенных журналом мероприятий.

Организаторы, конечно, старались предусмотреть всё и подготовили концерт, как обычно, с тщанием. Все шло по намеченному плану. Однако утром, во время саундчеков, внезапно перегорел звукорежиссерский пульт. Интересно, что накануне та же аппаратура стояла в ДК им. Ленсовета, озвучивая сольный концерт Земфиры, и работала без всяких сбоев. Некоторые поспешили окрестить случившееся «проклятием Земфиры». Однако Земфира — все-таки не фараон Эхнатон, а пульты — не саркофаги, до которых нельзя дотрагиваться «простым смертным», и не стоит объяснять мистическими причинами чисто технические неполадки. Хотя странных совпадений и непредвиденных событий в этот день случалось еще немало…

Когда капризную аппаратуру все же удалось привести в рабочее состояние, до начала концерта оставалось менее трех часов. Но на пресс-конференции об этом никто и не заикнулся: зачем же портить людям предвкушение праздника? В результате мероприятие прошло в хорошем темпе, бодро и весьма интересно. Темы поднимались самые разные: Долгова расспрашивали о политике вручения Премий, а Тэма — просто о политике (на что тот объяснил, что позиция LUMEN — сугубо гражданская, и перемен следует добиваться отнюдь не митингами), Пелагею и Хелавису одолевали разговорами о фолк-роке… И всех музыкантов, разумеется, забросали вопросами об их отношении к Премии FUZZ. ПРОВОДА ответили, что, будь у них такая возможность, обязательно голосовали бы за себя, потому что считают свою группу самой лучшей из новых. Пелагея сказала, что очень довольна своим новым альбомом, но «GLORIA» ОКЕАНА ЕЛЬЗИ все-таки круче. И вообще с группами, приглашенными на Премию, соревноваться хоть и труднее, чем с попсой, но гораздо почетнее. Хелависа мило пошутила на тему того, что после многолетнего сидения в сырых подвалах (то есть в клубах) очень полезно узнавать обо всяких номинациях — это, мол, помогает МЕЛЬНИЦЕ корректировать картину мира. А Тэм вспомнил, что LUMEN уже были однажды номинированы FUZZOM в качестве Лучшей новой группы, но, тем не менее, рады называться молодыми и новыми каждый год.

Следующие часы прошли за кулисами СКК в лихорадочной работе. Музыканты спешно отстраивались, организаторы старались внести хотя бы частицу порядка в безвозвратно перемешанные планы. Всеобщие героические усилия привели к тому, что концерт начался всего лишь с часовой задержкой. Все началось с традиционных звуков «Satisfaction». На зрителей в буквальном смысле слова обрушился мощный свет и звук (от «Еuroshow»), а по бокам сцены заработали экраны, на которых кадры из фильма «Игла» с участием Виктора Цоя сменялись информацией о текущей и предыдущих Премиях и видеофрагментами прошлогодней церемонии. Одновременно на трех огромных светодиодных экранах, размещенных на заднике сцены, начал демонстрироваться ассоциативный видеоряд, специально подобранный к сет-листу каждой из выступавших групп.

Первой на сцену вылетела АРИЯ, с места в карьер обрадовавшая поклонников новой песней «Армагеддон» — благо, это выступление грандов хэви-метала проходило в рамках одноименного тура группы. Дальше следовали сплошные хиты — «Колизей», «Крещение Огнем», «Штиль», «Беспечный Ангел», «Герой Асфальта»… Все это сопровождалось огнем и дымом и закончилось небольшим фейерверком. Публика была в восторге и вполне закономерное вручение АРИИ статуэтки «forte» как Лучшей live-группе тоже встретила одобрительными криками. Команда получила приз из рук Александра и Нелли Барыкиных, причем Александр, не имеющий, собственно, отношения к тяжелой музыке, не удержался от эмоций, сопроводив свои добрые пожелания фестивалю и группе лихим выкриком «Йо!»

Серию сюрпризов со знаком «плюс» открыл неожиданный дуэт: на сцену поднялись Лена Тэ и Илья Черт, вместе спевшие красивую песню про солнце. Видно было, что у Ильи нет опыта работы с Леной, но их совместное пение звучало очень трогательно. А после и Лена Тэ сменила имидж, исполнив рискованный номер про девушку, пьющую водку в баре…

LUMEN на сей раз все же получили давно причитавшуюся им Премию в номинации «Лучшая новая группа» (а вернее, сообразно сути приза, — «Прорыв года»). Тэм поблагодарил публику («Если бы не вы, ничего бы этого не случилось»), и тут же, не уступая темпом АРИИ, группа сыграла энергичные песни, горячо принятые зрителями. Они могли бы сыграть гораздо больше и дольше, но, к сожалению, из-за задержки концерта регламент всем выступавшим пришлось немножко урезать.

После этого настал черед специальных призов от читателей FUZZA. Именно на основе подсчета их голосов в ежегодном опросе Группой-открытием года были объявлены ZNAKI. Алексей Юзленко, немного смущаясь, поблагодарил вручавшую ему приз Екатерину Борисову, потом выразил свои чувства по отношению к Петербургу, «городу всех рок-н-роллов», и к питерской публике. Небольшой сет из двух песен ZNAKI при этом сыграли без всякой скованности — им уже не привыкать к большим залам, да и на Премии они не новички: в прошлом году уже выступали на большой сцене «Юбилейного».

Лидер ПИЛОТА вышел на сцену снова не один, а в сопровождении Вадима Самойлова из АГАТЫ КРИСТИ, которому было доверено вручить Илье другой спецприз: по версии читателей FUZZA именно ПИЛОТ является Лучшей группой года. Подобные награды Черт получает на Премии уже не первый год и, видимо, давно им не удивляется — вряд ли ему приходится сомневаться в народной любви. Однако выбор песни для сольного выступления несколько удивил: «…Петь среди собак наши песни волчьи» — это был намек? И если да, то на что?

Заинтриговал народ и легендарный председатель Ленинградского Рок-клуба Николай Михайлов, выйдя на сцену в образе этакого бюрократа с пухлым портфелем в руках. Но тут все разъяснилось быстро: Николай просто решил пошутить, намекнув на свой «казенный» статус. Порученное задание — наградить МЕЛЬНИЦУ статуэткой “forte” за Лучшую песню года «Травушка» — Михайлов выполнил тоже не без юмора, отметив в приветственной речи, что МЕЛЬНИЦА «вроде играет рок, а вроде нет… но получается все равно фантастически здорово». И действительно, выход группы с суперпопулярными песнями («Ночная Кобыла», «Травушка», «Прялка») получился весьма эффектным и зажигательным. Для тех же, кто еще не бывал на концертах МЕЛЬНИЦЫ, несомненным открытием стал тот факт, что виолончелист коллектива Алексей Орлов способен привлечь к себе ничуть не меньше внимания, чем красавица Хелависа. На ум приходили сравнения не иначе чем с АРОСАLYPTICA…

А вот молодая группа МОРЕ! играла как раз рок — тот, что принято называть общим термином «альтернатива». Никаких наград они пока не получили, но публика отнеслась к этой команде, почти неизвестной в Питере и впервые выступающей здесь на большой площадке, с явным интересом. Так что у МОРЯ!, можно не сомневаться, еще все впереди.

Зато ОКЕАН ЕЛЬЗИ — признанные любимцы публики, причем вовсе не только украинской. И даже незнание языка не ме’шает оценивать по достоинству этот великолепный, во всех смыслах высокопрофессиональный состав. Недаром ОКЕАН EЛЬЗИ получил из рук редактора сразу две награды — не только «forte» Лучшей группе года, но и спецприз «За артистизм и драйв». Этими двумя словами характеризовался и сет ОЕ, но стоит добавить к ним третье слово — «тепло». Теплом струилась музыка, и очень теплыми были слова, с которыми Святослав Вакарчук обращался к зрителям: поздравил с победой «Зенита» в только что окончившемся матче, рассказал, что за пару часов пребывания в городе уже успел встретить многих любимых друзей, поблагодарил журнал FUZZ «за рок-н-ролл», а уходя со сцены, сказал: «Спасибо за поддержку и любовь, это взаимно!» Никто и не сомневался…

После такого выступления небольшой сет ТАНТРЫ показался немного холодноватым — эффект контрастного душа. Да и группа, опять же, в Питере почти неизвестна. Но, похоже, с неплохим потенциалом, а посему время рано или поздно покажет, на что они по-настоящему способны. Почти то же самое можно сказать и о ПРОВОДАХ — с поправкой на то, что уж группу-то КИНО знает и любит практически каждый меломан, и, соответственно, песня ПРОВОДОВ «Про КИНО» не могла не вызвать резонанса в зале. Особо с учетом того, что на боковых экранах по-прежнему периодически демонстрировались отрывки из «Иглы»…

Диана Арбенина получила из рук Олега Гаркуши (до того, кстати, он премировал LUMEN) награду от FUZZA за Лучший видеоклип «Светофоры», произнесла «Спасибо и Господь с вами!» и удалилась.

Андрей Тропилло сообщил, что несколько часов назад скоропостижно скончался его друг, музыкант Владимир Сизов, один из авторов рок-оперы «Оллипорт». Понятно расстройство Андрея Владимировича, и немудрено, что о группе ПЕЛАГЕЯ, которой предстояло получить Премию в номинации «Лучший альбом», знаменитый рок-продюсер высказался весьма туманно. Но общий смысл его речи заключался в том, что музыку ПЕЛАГЕЯ исполняет правильную, качественную и хорошую. Выскочив на сцену, музыканты тотчас этот тезис подтвердили, а сама Пелагея была просто феерична. Играли они с блеском и, главное, с удовольствием. Наверняка не все, кто увлеченно слушал Пелагею, заметили, что на боковых экранах во время исполнения «Нюркиной Песни» транслировались архивные видеозаписи Янки Дягилевой (очень уместное и щемящее зрелище), — но зато на призыв хором спеть и дружно сплясать «Валенки» откликнулся практически весь зал. Да и как тут было устоять?

Перекличка двух поколений продолжилась присуждением еще одного «forte» — Александр Долгов вручил приз в новой номинации «Лучший музыкальный фильм» Олегу Флянгольцу, режиссеру, создавшему фильм-концерт «Просто хочешь ты знать» о, как нетрудно догадаться, Викторе Цое. Публике был также показан специальный ролик «Камчатка» — питерские дворы, городские пейзажи, Цой, поющий эту песню под акустическую гитару…

Финальный аккорд — рэп про и Дробыша от Маsterbоу и МT.

А дальше свершился бросок из прошлого в настоящее: хоть МУМИЙ ТРОЛЛЬ и довольно давно вошел в историю отечественной музыки, и получил специальную Премию За Вклад, но назвать эту группу несовременной просто язык не поворачивается. Многие из тех, кто только что намеревался уходить из зала, дабы успеть на метро, оставили эти мысли при первых аккордах песни «С Новым Годом, Крошка». Илья Лагутенко был в ударе и выглядел немыслимо эффектно. Однако основные спецэффекты Илья приберег к финалу своего сета, внеся свой вклад в историю рок-культуры совершенно неожиданным образом. После исполнения «Медведицы» Лагутенко вывел на сцену Сергея Маsterbоу из трэш-шапито КАЧ, который прочел матерный номер в адрес «Фабрики Звезд» с рефреном: «Витя Дробыш, соси, у…быш!» Далеко не все зрители, пришедшие на Премию, поняли, о ком идет речь — любители рок-н-ролла к «Фабрике» обычно как минимум равнодушны, — но запах жареного наверняка почуяли. Организаторы во главе с Долговым были несколько ошарашены происходящим, тем более что Лагутенко никого из них не предупредил о готовящемся трюке. А FUZZ никаких межплеменных войн никогда не поддерживал (при этом всю Премию снимал телеканал «МузТВ»). Именно об этом, вероятно, думал Александр Долгов, выйдя на сцену с заключительным словом. Тем более что судьба подбросила ему еще один сюрприз, но на этот раз скорее забавный: оказалось, что за фестивалем пристально наблюдал из директорской ложи Андрей Разин, создавший в свое время поп-группу ЛАСКОВЫЙ МАЙ. Смотрел он (как все зрители) и на экраны, где весь вечер показывали фрагменты фильма с участием Цоя. А ведь мало кому известно, что песня «Муравейник» из «Черного Альбома» — это своего рода пародия на ЛАСКОВЫЙ МАЙ, и что группа КИНО когда-то любила развлекаться, исполняя в кулуарах и на настройках нарочито детскими голосами песни ЛМ… Вот такие непредвиденные совпадения и странные параллели.

Вывод из всего этого можно сделать любой, но самым объективным, наверное, будет тот, что музыка бесконечно многообразна, и каждый выбирает сам, что ему слушать. Главное — чтоб выбор был в принципе и мог свободно осуществляться. И журнал FUZZ постарался и на сей раз предоставить возможность выбора всем, кто пришел на фестиваль.

м. м. нокс

ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ FUZZ 2007

Лучшая группа
ОКЕАН ЕЛЬЗИ

Лучший альбом
ПЕЛАГЕЯ «Девушкины Песни»

Лучшая песня
МЕЛЬНИЦА «Травушка»

Лучшее видео
НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ «Светофоры»

Лучшая новая группа
LUMEN

Лучшая live группа
АРИЯ

Премия За Вклад
МУМИЙ ТРОЛЛЬ

Лучшая группа: версия читателей FUZZA
ПИЛОТ

Открытие: версия читателей FUZZA
ZNAKI

За артистизм и драйв
ОКЕАН ЕЛЬЗИ

Лучший музыкальный фильм
«Просто хочешь ты знать»

Илья Лагутенко

Спасибо журналу FUZZ за подарок нам в связи с 10-тилетием альбома «Морская»! Теперь, десять лет спустя, мы можем смело сказать, что после МУМИЙ ТРОЛЛЬ, пришло не только целое поколение новой музыки, а выросло целое совершенно новое поколение россиян. И как же здорово, как же им повезло, что достались им не только вечно живые герои «Песни-год-подставьте-сами» и их последователи, а ещё и совершенно своё и новое — мы.

Надеюсь, многим зрителям пришелся по вкусу сюрприз, приготовленный МУМИЙ ТРОЛЛЬ, — представление питерского трэш-шапито КАЧ! Лично для меня альбом КАЧА (случайно найденный нами в Интернете!) — самое запоминающееся музыкальное событие 2006 года. Это самый бескомпромиссный, необычайно юморной альбом, по-настоящему модный и искренний! КАЧ, мне кажется, намного хлеще ЛЕНИНГРАДА и КРОВОСТОКА, а имен русских псевдо-рэпперов, чья музыка вообще не стоит капли моего личного внимания, вообще упоминать не хочу. Посему я и решил, что это моя обязанность — постараться представить КАЧ как можно большему количеству людей. Думаю, песня ПОДВИГ, исполненная на FUZZE вместе с МУМИЙ ТРОЛЛЬ, это только начало! «В жизни всегда место подвигу есть: нет подвига, не ххх лезть!» — это ответ на все вопросы всем переживающим за сегодняшнее положение дел в стране и музыке.

В заключение хочу добавить, что выступление КАЧ и МУМИЙ ТРОЛЛЬ я посвятил Саше Фадееву, моему лучшему петербуржскому другу, который мечтал увидеть это выступление, но трагически погиб прошлой зимой.

Заявление для прессы, www.mumiytroll.com

Сергей Masterboy

Трэш-шапито КАЧ не является хип-хоп коллективом и никогда таковым не являлся. То, что мы делаем — это на 100% русскоязычный трэш. Трэш-культура с русским акцентом. В своём творчестве, мы используем элементы многих стилей. Хип-хоп — лишь один из них. Я «предпочитаю работать на стыке культур». Наш дебютный альбом (вышел 1 сентября 2006) и последний сингл (вышел 1 января 2007) нельзя купить в пластмассе. Они распространяются инет-релизами на нашем сайте www.ka4.spb.ги. Мы первые в России использовали всю мощь инет-релиза — как способа сохранения концепции и способа, как не «стать группой одной песни».

Дебютный альбом трэш-шапито КАЧ можно скачать в Интернете только ЦЕЛИКОМ вместе с обложкой. Это будет «стоить» 105 Mb трафика. Таким образом, пользователи вынуждены либо принять нашу концепцию, либо нет. Это я и называю бесплатным Интернет релизом. Я надеюсь, что после успеха КАЧ (более 107.500 сКАчиваний только с сайта www.ka4.spb.ги) таких инет-релизов станет на порядок больше. Берите пример с нас!

МУМИЙ ТРОЛЛЬ

Я вырос и сформировался в 90-е. МУМИЙ ТРОЛЛЬ для меня это — не группа, это — символ того времени. 70% девушек в конце девяностых потеряли девственность под их песни, в то время как остальные 30% жевали «орбит без сахара». Непохожесть МУМИЙ ТРОЛЛЬ ни на кого, помноженная на бешенный драйв, поистине сносило башню у целой страны. Илья Лагутенко повлиял на целое поколение и многое изменил в их жизни. Я не был исключением.

Сейчас, в своём творчестве я стараюсь нести ту «искорку девяностых». Ту пьянящую свободу. Как это получается у трэш-шапито КАЧ, судить не мне.

ИЛЬЯ ЛАГУТЕНКО

Он пришёл на концерт: презентацию новогоднего сингла трэш-шапито КАЧ — «Будущие папы» в московском клубе «Икра» в начале этого года. После концерта зашёл к нам в гримёрку. Для меня было полной неожиданностью, что он слышал и знает все наши песни. Он очень тепло высказался в наш адрес. Было приятно. Познакомились.

Решение выступить вместе на Премии FUZZ пришло внезапно, как и всё, что происходит в МУМИЙ ТРОЛЛЬ и трэш-шапито КАЧ. Мы ценим творческий процесс тем, что идеи для него берутся из НИОТКУДА. Зачем, что-то планировать и просчитывать? Это не интересно.

ПЕСНЯ «ПОДВИГ/ВИТЯ ДРОБЫШ»

Эта песня была записана трэш-шапито КАЧ, весной 2006 года совместно с группой ГОПОТА. Более полугода она исполняется на всех концертах трэш-шапито КАЧ. Месседж этой песни прост: Уважающий себя творческий человек НЕ ДОЛЖЕН иметь ничего общего с т. н. «шоубизом» и рекорд-индустрией в нынешнем российском варианте. Это убежище циников и мракобесов, которые возомнили из себя саблезубых хищников, лишь из-за того, что узурпировали медиаэфир. Они варятся в собственной жиже, которая приучила их смотреть на тех, кто не в их обойме, как на навоз. То, что они делают — это дискредитация творчества как процесса.

Но они забыли и недооценили возможности Интернета. Оттуда, из сети, им давно пора показать, кто есть кто. Я показываю на своём примере, КАК это надо делать: минуя форматы и прочую шелуху. МЫ СВОБОДНЫ И НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ОБЯЗАНЫ!

Прислано: Elis

Еще