Интервью с Ильей Лагутенко — Выбор, Владивосток
Илья Лагутенко: «Я сразу могу создать впечатления о человеке, смотря, что его интересует из „Мумий Тролля“
14 октября на родную землю во Владивосток прилетела группа „Мумий Тролль“ — здесь Илья Лагутенко отметил свой 39-й День рождения. В праздничной программе именинника одним из первых пунктов был клубный концерт „Мумий Тролля“, который смело можно назвать концертом для друзей. Перед самым его началом дальневосточный герой уделил время и для эксклюзивного интервью местным представителям СМИ.
За уютным столиком „битловского клуба“ “Yellow Submarine■ Илья давал советы начинающим музыкантам, рассказывал о новом альбоме, Владивостоке, старых друзьях и ностальгии…
Антенна/ Наконец-то вы к нам прилетели….
Да, несмотря ни на что, мы все-таки добрались сюда. Такая идея была давно, и осуществить ее, просто провести эти несколько дней в кругу самых близких друзей ничего не смогло помешать, даже погода.
Антенна/ Вы, на сколько я знаю, давно не были во Владивостоке, каким вы увидели город? Он изменился?
Особо ничего не изменилось, разве что несколько не очень красивых домов построено. Может быть, это лично для меня и к лучшему. Приезжаешь, и все сразу в голове встает на места, все на месте. Поэтому, не скажу, что испытываю какие-то особые ностальгические чувства.
/Риа-медиа/ Не могли бы вы подробней рассказать о своем туре? Он начинается во Владивостоке?
Мы пытались в крайне короткие сроки, как оказалось, сделать невозможное — устроить масштабный тур на открытых площадках страны.
У меня возникла навязчивая идея начать его во Владивостоке. Оказалось слишком много людей в этом завязано – технические службы, иностранные коллективы, оформители сцены, транспортная компания, компания спонсоров. За несколько недель они были готовы сделать свою работу. Но договориться друг с другом им оказалось гораздо сложнее. К сожалению, мы не успели начать тур во Владивостоке, теперь у нас назревает вопрос: имеет ли смысл что-то делать через три недели в Сибири? Поэтому, сейчас мы всерьез думаем о переносе тура на весну следующего года.
Илья, на сколько известно, вы уже исполняете песни с нового альбома „АМБА“. Например, уже было несколько концертов на западе….
Да, мы уже выступали с нашей новой программой в Китае и Америке.
Значит уже можно сказать, что „АМБА-тур“ начался?
Да, конечно, мы выступаем, поем…
Вы говорите, что нет ностальгии по родным местам. Ее нет совсем?
Нет ностальгии, когда хочется плакать. Я это называю — „синдрома березок“ нет. На родине вообще создается впечатление, что я никуда собственно и не уезжал, все знакомые на месте. Конечно, есть места, которые вспоминаешь с особыми чувствами. Например, когда мы сегодня ехали по городу, я показывал дом, где я жил, в какую булочную ходил маленьким…
На этот концерт придут музыканты „старого“ состава — Владимир Луценко, Альберт Краснов?
Алик, наверное, придет. Несколько дней назад мы виделись с ним в Москве, а вчера он должен был прилететь во Владивосток.
Вспомните старые времена, записи….
Мы с ним регулярно общаемся. Знаем, что друг у друга происходит. Он часто бывает в Москве со своими рабочими визитами.
Но музыкой он уже не занимается?
Нет. Пытались мы его как-то привлечь, говорили: „Вот, Алик, тебе студия, иди и работай“. Но он больше хочет своего сына поставить на эту тропу.
А ваш сын не пошел по вашим стопам?
Нет, ему больше нравится быть в качестве слушателя. Сцена не особо его стезя, хотя ему и интересно то, что происходит вокруг нее (смеется)
Илья, вы не следите за успехами дальневосточных групп? Например, „Иван Панфилов“, „Биопсихоз“, „Тандем“?
Слежу, многих знаем лично. Например, с „Иваном Панфиловым“ идет разговор о записи его новой пластинки. Как я говорю: „Чем сможем, тем всегда поможем“. Музыканты группы всегда отзываются, если надо что-то кому-то помочь музицировать – всегда, пожалуйста. Но так как мы не продюсерская компания, то возможности дальше развивать группу, мы не имеем.
А что сейчас с вашей ласточкой группой „Туманный стон“?
Не знаю, вам тут лучше во Владивостоке известно. Так случилось, что по ряду причин пластинку „Зорро“, которую мы записывали с „Туманным стоном“ широкой массовости не получила. У Мити (лидер „Туманного стона“) оказались свои взгляды на жизнь. Когда существует музыкальный коллектив – это целое взаимоотношение между авторами, исполнителями, издающими компаниями, СМИ, друзьям. Тут все должно быть, как кубик-рубик, все в итоге на своем месте.
У вас есть два первых магнитоальбома „Новая луна апреля“ и „Делай Ю-Ю“. Кто выбирал песни для их перезаписи на альбом „Шамора“? По личным интересам? Ведь у вас есть замечательная песня с альбома „Новая луна апреля“ „Ветер времени“ и для меня до сих пор остается загадкой, почему ее так и не перезаписали?
Песни выбирались по личным интересам. „Ветер Времени“, когда мне было 14- 15 лет было удобно петь, сейчас как-то не могу. Не знаю, что такое собственное в голове происходит. Хотя вот „Алло, Попс!“…..
Вы уже можно сказать объездили весь мир, скажите, что есть во Владивостоке такого, чего нет в других городах? Есть ли здесь для вас какая-то своя изюминка?
Наверное, это целый набор факторов, которые кроятся даже не в географическом положении, а все-таки в людях. По сравнению с другими людьми на земном шаре человек из приморья не самый идеальный, но в определенной мере более искренний.
Почему на этот раз вы решили отказаться от европейских студий и записать новый альбом в Лос-Анджелесе?
Мы не ставим перед собой цель записывать альбомы в определенных студиях. Все происходит само по себе. Половина этого альбома мы вообще записали у себя дома в Москве, в подвале, где репетируем. Потом так сложились обстоятельства, что нас занесло в Лос-Анджелес. Мы познакомились с музыкантами и людьми из музыкального бизнеса Калифорнии. В итоге мы подружились и теперь, когда я обращаюсь там к владельцу студии, он сразу говорит: „Ребята, вы можете расценивать студию, как свою мировую штаб квартиру“. Дружелюбные они там. Наверное, сказывается большой опыт работы с разными людьми, со всех концов света. Многие люди из Америки записали успешные альбомы, построили карьеры, поэтому там все к этому очень спокойно относятся. Но при этом уже есть большой опыт, даже если сравнивать с Англией. У англичан все равно всегда в голове есть какая-то такая маза разорвать Америку.
С Крисом Бенди сотрудничаете?
Мы иногда перезваниваемся, он пытался делать последний альбом Земфиры. Судя по той пластинке, которую я слышал, его версии в альбом включены не были. Но это уже выбор самой Земфиры, ведь, как известно, клиент всегда прав.
Кстати, 21 октября Земфира дает во Владивостоке свой концерт…
Да, я знаю…
Вы до 21 числа не задержитесь?
Нет, не задержимся. Тем более ее новую программу мы видели и, признаюсь честно, в группе сейчас не так много поклонников новой Земфиры.
Илья, посещала ли вас когда-нибудь мысль, мечта выступить на одной сцене с какой-нибудь группой. Или исполнителями, например Дэвидом Гилмором или Джимом Моррисоном?
Веселее было бы реанимировать фестиваль владивостокского рок-клуба 83 года. Для меня это было бы гораздо интереснее, чем все зарубежные исполнители.
На самом деле, когда мы росли, все они для нас были, как потусторонний фантастический мир. Я тогда и не думал, что когда-нибудь с кем-нибудь из них встречусь. А сейчас так получается, что приходится встречаться с разными людьми, включая и „старую гвардию“ зарубежных групп.
Антенна/ У вас изменилось мнение о них?
Наверное, нет. Единственное мнение у меня создалось, что нам и не стоило знакомиться, потому что это все равно вряд ли перерастает дружбу. Ведь все эти знакомства из чистой политкорректности „Познакомьтесь, познакомьтесь…“.
Мне было бы интересно узнать, какая у них жизнь, но я понимаю, что у каждого человека она своя и за столом вы все равно будете разговаривать о каких-то бытовых проблемах и не факт, что тебе это будет интересно. Например, какая у него собака? Дом или машина, какие отношения с женой?
Мы как-то делали песню с Бретом Андерсоном из группы „SUEDE“. Когда записывали „Морскую“ на тот момент это был один из моих самых любимых коллективов. Прошло несколько лет и благодаря стечению обстоятельств, во время записи песни мы познакомились. С тех пор мы часто с ними встречаемся, уже несколько раз выступали на фестивалях, но настоящего дружеского общения у нас нет. Делать песню – это одно, а перезваниваться и приглашать в гости – это другое.
На сколько я знаю, вы раньше очень интересовались Интернетом?
В принципе я понимаю, что это новый медиум человеческого общения и наше будущее будет тесно с ним связано. С ребятами сели недавно и завели разговор о том, что когда 10 лет назад мы начинали выпускать CD – это была какая-то фантастика. Теперь пересылаем какие-то версии песен на «найках».
Мир развивается очень быстро. Например, вы бы мне сейчас посоветовали песню, которая вам очень нравится. Я нахожу ее в Интернете, слушаю и создаю о ней свое впечатление. В этом, конечно, есть своя прелесть.
Читаете, что пишут поклонники на форуме вашего официального сайта?
Да, читаю. Но больше, чтобы создать впечатление о них, а не узнать о себе. Потому что о себе лучше меня никто из людей не знает. Я вообще могу сразу создать впечатления о человеке, смотря, что его интересует из «Мумий Тролля».
Не секрет, что армия ваших поклонников разделилась на тех, кто слушает «Морскую» и «Икру» и на тех, кто слушает то, что было записано после «Меамуров»…
Это как первая рота, вторая, третья… Зато у нас армия большая (смеется)
Но все требует опять «Икры» ….
Не знаю, кто, что требует….? Это лично их мнение. Надо просто делать дальше — это уже в первую очередь мое мнение. Силы есть – иди дальше, одно не получилось – значит, получится другое.
Антенна/ Что сегодня для вас приоритетно, что является в жизни кайфом?
Близкие люди, «Мумий Тролль» и тот, кто вокруг него, мои старинные владивостокские друзья. Все главное в этих людях. Мы уважаем друг друга, ладим, нам интересно вместе, мы можем что-то творить. Получается довольно гибкий коллектив в творческом плане. Концерты – это одно, но попутно мы делаем и другую работу – пишем музыку для кино, помогаем другим музыкантам — это уже то, что сложно назвать «Мумий Троллем».
Есть песни, композиции, которые услышишь и никогда не скажешь, что это «Мумий Тролль», но за этим никто особо внимательно и не следит. Мы это не афишируем, это больше для себя.
Лишний раз убеждаешься, что людям, нашедшим свой круг общения, расширять этот круг друзей не имеет смысла. Есть определенная самодостаточность, а новые общения они все поверхностные. К чему свое и чужое время тратить на поверхностное общение?
Какой телевизионный проект вам был бы интересен?
Я всегда считаю, что, если до кого-нибудь дойдет идея развернуть съемки именно во Владивостоке, то это будет весьма интересно. Посмотреть, как здесь выглядят люди, как они одеваются, как выглядят дома, обилие японских автомобилей. Ведь все это создает особый, совершенно другой вид, если сравнивать, например с европейским.
Т.е. в Риге все не так?
Везде не так, как здесь. Просто сюда нужно положить какой-то сюжет, который был бы интересным, но это уже дело сценаристов. Помните, японцы снимали фильм «Отель Венус» — это пример, почему его так любят критики. По картинке он создает совершенно фантастические впечатления.
Илья, кто занимался дизайном нового альбома? Откуда взялись, например, эти зеленые тона?
Все просто. Амба – это тигр, поэтому решили, что надо сделать на обложке человека – тигра, которому в голову вместо трех шестерок вписали три семерки. Это такая шутка. Помните в фильме «Омен» у мальчика где-то на затылке три шестерки возникало? А вот у этого во лбу три семерки.
Идея родилась в недрах «Мумий Тролля», а выполняли ее ребята – одесские дизайнеры, которых я знаю тысячу лет. Парень делал нам оформление «Необыкновенного концерта» еще в 99-м. Познакомились мы случайно через Интернет. Он нам написал: «Мне нравится ваше творчество, у меня есть идейки по оформлению, посотрудничаем?». Сейчас они уже разрослись в большую компанию компьютерного дизайна, занимаются разными вещами. Например, мультик нам нарисовали. Вообще Одессу многие сравнивают с Владивостоком.
Похож?
Похож, там и пейзажи похожи, вот только люди другие. В одесситах больше еврейского юмора, а здесь сурового дальневосточного (смеется)
Я смотрю, вы во Владивосток со своей девушкой приехали, чем будете удивлять? Трепангами?
Да, это моя будущая жена. Удивлять не буду, но покажу, как мы здесь живем, она уже и многих моих здешних друзей знает. Вообще она много раз была во Владивостоке. Аня бывшая спортсменка, поэтому в детстве приезжала сюда на соревнования. Но ей и сейчас интересно, для нее город сильно изменился. Может быть благодаря мне (смеется)
Не знаете, сегодня Олеся Ляшенко придет на ваш концерт?
Не знаю. Когда последний раз писала нам письмо, она была в Японии.
На бэк-вокал вновь не просится?
Нет, что вы. Слава богу, у нее сейчас своя интересная жизнь, своя карьера.
Что сегодня будете играть?
Обязательно сыграем все песни из нового альбома и какие-то старые. Потом концерт заканчивается и начинается День рождения…. (смеется)
Антенна/ Вы уже предвкушаете?
Да, мы предвкушаем и все остальное….
Антенна/ Что хотите в подарок?
Я не люблю говорить о подарках. Хорошее настроение людей, которые вокруг – вот самый главный подарок для меня.
Илья, понятно, что в каждый ваш альбом вложено немало идей, времени и труда. Но можете ли вы для себя выделить одну пластинку, которая вам наиболее интересна?
Знаете, каждая пластинка – это своя собственная история. Из наших пластинок самая примечательная — «Похитители книг». Потому что ее мы сочинили и записали меньше, чем за неделю. Мы никогда не думали, что эти песни станут альбомом, который будет одним из самых широко обсуждаемых в нашем творчестве. Некоторым он очень не нравится. Нам говорят, что это предел и кульминация нашего творчества. Я должен признать, что это действительно самая неавторская работа «Мумий Тролля», и мы не планировали, что это будут песни «Мумий Тролля».
Это песни к фильму, режиссер которого был продюсером альбома. Именно он нас и направлял, создавал настроение для каждой песни. Все это было в 30 градусный мороз, нам не хотелось выходить на улицу. Пять дней записи в студии и пластинка была полностью готова.
Все наши остальные альбомы, они были более-менее похожие по концепции – песни сочиняются, потом мы их несем в студию, некоторые репетируем на сцене. Проходит время и думаешь, что они могли быть какими-то другими. Но, оглядываясь назад, прослушивая каждую из наших пластинок, понимаю, что и сейчас все равно все вертится вокруг того, что придумал. Любая из них могла бы выйти сегодня и ни одна из них не устарела, все они актуальны и сейчас.
Представим такую ситуацию, никто сейчас не знает группу «Мумий Тролль» и выходит не «Морская», а альбом «Слияние и Поглощение» или «Меамуры», думаете, был бы у группы такой успех?
Кто его знает. Конечно, есть особенный фактор во всех тех песнях, но, сколько вокруг других вещей работает. В первую очередь – это время, с которым мы живем и то, что находится у нас в голове. Это сродни массовому сознанию, психозу. Попадая под него, ты определяешь, какая песня лучше, а какая хуже.
А что за группа должна была приехать вместе с вами из Америки?
«Ringside» — очень хороший коллектив. Я считаю его сейчас одним из самых интересных на американской сцене. Один из основателей группы Balthazar Getty – внук великого американского миллиардера Гетте. Многие его понят по фильму «Шоссе в никуда». Кстати, новый хит Энрике Иглесиаса («Tired of being sorry») — это песня группы «Ringside», ставшая, к сожалению гораздо популярней у Энрике. Но в их исполнении она звучит гораздо интересней.
Американский слушатель готов слушать «Мумий Тролль»?
Да, вы знаете, вполне. Будучи в Лос-Анджелесе, мы не афишируя, давали несколько концертов. Наши друзья музыканты «Ringside» помогали нам вписаться в клубах. Это была новая программа «Амба» и мы ставили цель просто отыграть на публике, которая не особо нас ждет и знает. Но прием был хороший, хотя и заходит разговор о том, что хорошо бы было все песни перевести на английский язык.
Не планируете ли вы совместных туров, концертов, как когда-то с украинской группой «Вопли Видоплясова»?
Пока самый оптимальный вариант — это «АМБА-тур» с «Ringside». А на нашей сцене на данный момент нет музыкальных коллективов, с которыми у нас была бы гармония.
«Вопли Видоплясова» тогда были не особо известны в России, но группа мне безумно нравилась еще с древних времен. Поэтому, мы при возможности сделали с ними совместный тур.
Нам бы очень хотелось выводить вместе с нами на сцену новые группы. При этом хочется поставить на сцену то, что самому интересно. А так получается, что все, что в последнее время в русско-язычной музыке происходит, называется хип-хоп андеграундом и нам это не особо нравится.
Как можно воспринимать ваш коммерческий проект «Утекай звукозапись»?
Это был не совсем удачный коммерческий опыт группы «Мумий Тролль». Идея была идеалистичная, но, к сожалению «Утекай звукозапись» не хватило опытных управленцев. Музыканты не являются опытными управленцами по определению, Леня Бурлаков, на которого все это возлагалось, тоже таким не явился. Посему «Утекай звукозапись», как коммерческая структура не смогла существовать.
С Леонидом Бурлаковым больше не сотрудничаете?
Нет, не сотрудничаем. Более того, нам даже особо не о чем общаться. У нас определились разные взгляды на мир, действия и общие ценности. Он занимается какими-то своими вещами, наверное, слышали группу «Братья Гримм»? Но беда Лени в том, что у него все одинаково заканчивается…
Антенна/ Можете сказать несколько слов о наших звездах, что является ведущим, чтобы пробиться?
Чтобы пробиться с одной стороны надо четко понимать, чем именно ты хочешь пробивать? Зачем? Для кого? И в каких условиях потом ты окажешься? Многие говорят, что не дело творческого человека обо всем этом думать. Но если это не дело творческого человека, значит и не нужно задумываться над пробиванием, все само сложиться, жизнь поставит тебя на ту ступень, которой ты принадлежишь. Если тебе нравится играть, то играй, ради бога. Играй, пиши, ведь все это сейчас нет так дорого стоит, как весь этот процесс лет 10–15 назад. Ты можешь построить звукозаписывающую студию минимальными средствами. Тебе сейчас даже не нужно особых музыкальных навыков, чтобы свои идеи воплотить дальше, вот самосовершенствование – это уже другой вопрос.
А тот, кто хочет пробиваться с целью карьеры, я считаю, что это не обязательно должна быть музыка. То, что сейчас пробивается на сцену, с музыкой вообще мало общего имеет. Это больше свой личный имидж, как ты умеешь подать себя публике, заинтересовать чьи-то интересы. Здесь музыка уже второстепенное занятие. Есть автор, к которому можно обратиться, продюсеры, которые видят в тебе что-то свое. Если ты согласен играть по их правилам, то почему бы и нет?
Антенна/ Если сравнивать Америку и Россию, есть ли там какая-нибудь школа, база для начинающих музыкантов?
Так получилось, что за последние несколько десятков лет поколения в Америке росли и интересовались музыкой. И сейчас там они готовы покупать музыку не особо значащего музыканта через тот же Интернет.
Что касается всей ситуации с рекорд лейблами и.т.д. в Америке ситуация еще хуже, чем у нас, потому что они были в какой-то мере развращены большими бюджетами и прибылями со всего мира. Сейчас у них продажи падают, в компаниях невозможно содержать весь штат сотрудников. Поэтому все компании становятся меньше, выживают те, кто более гибкий и успешный.
Но есть такие примеры, как Швеция. Там вообще все это субсидируется на государственном уровне, поэтому из такой маленькой страны, как Швеции мы знаем столько музыкальных коллективов. Просто там ты не считаешься безработным, если сидишь дома и пишешь музыку. Я не знаю, кто там за всем этим подробно следит, приходит ли к тебе домой полиция и проверяет, действительно ли ты сидишь и записываешь музыку? Но насколько мне рассказывают, там не нужно сдавать материал в управление по безработице, как доказательство того, что ты что-то делаешь и дурака не валяешь.
В Англии, кстати, тоже решали вопрос с безработными музыкантами, чтобы они не считались безработными по статусу. Поэтому, с голоду там умереть не дадут, а дальше уже от тебя зависит, готов ли ты существовать на минимальные средства и чего-то добиваться?
Конечно это какая-то фантастическая история для нашей страны, тем более у нас музыка и творчество государством не ставится на первый план.
Илья, планируете ли вы съемки клипов, помимо «Ru.Da» с нового альбома?
Да, как раз на прошлой неделе прошли съемки целых двух клипов. На песни «Бермуды» и «Кто ушел из банды первым», которая будет играть в фильме «С.С.Д.» Вадима Шмелева. Недавно на большие экраны вышел его «Код Апокалипсиса», а этот фильм он снимает в стиле хоррор, ужасный фильм, базированный на пионерских историях, вроде: «Однажды в темной-темной комнате…»
Но все это будет после нового года. «Бермуды» может быть и раньше, посмотрим.
Руслан Ко