«Неядовитая звезда» — Billboard
НЕЯДОВИТАЯ ЗВЕЗДА
Группа Мумий Тролль в начале года проехала по концертным площадкам США и Канады.
ПОЛУЧИВ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОДГОТОВИТЬ МАТЕРИАЛ ПРО СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЕ ГАСТРОЛИ ГРУППЫ МУМИЙ ТРОЛЛЬ, Я НЕВОЛЬНО ПРЕДСТАВИЛА СЕБЕ ОЧЕРЕДНУЮ ВЕЧЕРИНКУ, УСТРОЕННУЮ В ЧЕСТЬ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ НА БРАЙТОН-БИЧ. НО СОМНЕНИЯ ИСЧЕЗЛИ, КАК ТОЛЬКО СТАЛО ЯСНО, ЧТО В ОТЛИЧИЕ ОТ СВОИХ КОЛЛЕГ ГРУППА СОБИРАЕТСЯ ВЫСТУПАТЬ НЕ ТОЛЬКО В БРУКЛИНСКОМ MILLENIUM, ЧТО В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СТАЛО СВОЕГО РОДА МОВЕТОНОМ, НО И В ПРЕСТИЖНОМ ЗАЛЕ БОГЕМНОГО РАЙОНА МАНХЭТТЕНА – WEBSTER HALL
Примерно за час до начала кон’церта нас пригласили в гримерную артистов. Мы ожидали, что солист группы будет эксцентричен и не слишком разговорчив, а встретил нас улыбающийся человек в элеган’тном, но ни в коей мере не консер’вативном сером костюме с намеком на традиционный рок-н-ролл 60-х. Разговор зашел о той публике, на которую рассчитаны заграничные выступления группы Мумий Тролль: «Безусловно, чаще всего это пред’ставители русскоязычной диаспо’ры на Западе», — признался Илья Лагутенко. После столь откровенного начала разговор сразу же принял доверительный характер без лиш’ней претенциозности и лукавства.
Как правило, представителям оте’чественного шоу-бизнеса присущи чрезмерно красочное воображение и бесконечная фантазия. Яркий тому пример — видеоклип одного из рос’сийских певцов, в котором режис’сер монтажа использовал кадры из концерта крупнейшей американской звезды в Лас-Вегасе, где вместо нее якобы выступал тот самый отечест’венный исполнитель.
Но видимо, участникам МТ в свое время удалось не попасть под «чары» российского шоу-бизнеса. «Когда альбом „Морская“ неожи’данно принес нам популярность, мы встали перед дилеммой — либо идти по этому тернистому непонятному пути, называемому „шоу-бизнесом“, или же… зачем нам все это нужно? И все было хорошо, пока рок-н-ролл оставался для нас любимым хобби, некой игрой…»
Лагутенко не строил иллюзий, столь обычных для наших соотечест’венников, по отношению к группе, ос’нованной им в 1983 году под названи’ем Муми Тролль (без фирменной «й»). «Я никогда не претендовал на очень серьезное, высокоинтеллектуальное творчество, — размышляет над кон’цепцией собственного „чада“ фронтмен команды. — Скорее я рассмат’ривал это ремесло как некую форму развлечения».
Хотя назвать Мумий Тролль поп-группой тоже нельзя — это что-то между российским «поп-роком» и взрослой американской инди-альтернативой. Да и огромной разни’цы между выступлениями в России и за ее пределами сами музыканты не видят. «Чем шире становится география наших гастролей, тем больше я убеждаюсь, что универсальным является не текст (к которому я, кстати, очень бережно отношусь, и у которого есть уйма скрытых зна’чений). Люди понимают то, что на’ходится за пределами слов — может, это вообще находится за пределами сознания».
По словам Лагутенко, в гастроль’ной жизни группы бывали случаи совсем уж удивительные, напри’мер, экспериментальные концерты, к которым относится и выступление в Гренландии. «Что уж тут говорить о русской музыке — они еле догады’ваются о существовании России во’обще, ну только если о Чукотке что-то слышали!» Говорят, что МТ — вторая рок-группа, когда-либо выступавшая в Гренландии: первой там побывала команда под названием Slade, а вто’рой должна была быть группа Вlur, которая так и не доехала, так как не было продано достаточного по их меркам количества билетов. «Если честно, на продажу билетов мы не обращаем никакого внимания, — при’знается Илья. — Собрались все сто трезвых людей, которые нашлись на территории Гренландии, и нам было интересно наблюдать за их реакци’ей. Признаюсь, мне совсем не близка позиция типа „О-о-о, нас эти люди не понимают!“ Ведь нужно находить общий язык со всеми! Когда ты встре’чаешься со слушателем, между вами начинается сугубо личный диалог. И это нормально, какими бы ни были технические трудности».
Кажется, подобных трудностей на североамериканских гастролях у группы не возникло. Мумий Тролль играл почти два часа подряд для полностью заполненного зала. Биле’ты стоили совсем не дешево — цена на них составляла $55 и выше. Но питавшаяся от энергетики МТ публика веселилась на славу при’мерно до полуночи — максимальной отдачи четверых музыкантов хвати’ло на каждого из присутствовавших в зале. Публика состояла по боль’шей части из двадцати-с-чем-то-летней молодежи. Но немало было и тех, кому давно за пятьдесят, нос’тальгирующих по 9О-м, когда группа только начинала набирать популяр’ность по всей стране. В то время без лишних PR-трюков МТ, как чуть поз’же Земфира, стали символом альтернативного мэйнстрима во время невероятного бума эстрадной музы’ки, которая тогда всецело домини’ровала в российской музыкальной индустрии. Они обладали тем, чем в ту пору не мог похвастаться поч’ти никто из отечественных звезд — мистическим обаянием и некой долей западного шарма.
«В середине 90-х мы оказались свидетелями закладки основ циви’лизованного шоу-бизнеса, который должен был работать по общепри’нятым законам рынка. Но, к сожале’нию, по тем или иным причинам это’му не было суждено сбыться. Люди начали создавать рынок по западной модели, но дело не увенчалось ус’пехом. Ну и что же теперь — сидеть и жаловаться до самой смерти? Кому это интересно?»
Десять лет спустя группа все еще остается верна своему ре’меслу и своим слушателям, будь то приходящая в восторг от вкрадчивого вокала Лагу’тенко толпа в «Олимпийс’ком» или русскоговорящая публика, стоящая в длин’ной очереди в нью-йоркском даунтауне у входа в Webster Hall. «Новых слушателей на наши концерты нужно каким-то образом завлечь — например, интригующими вывесками типа „До’стоевский российской музыки“ или просто „приходите — здесь будет много красивых русских девочек“. В принципе меня устраивает любой из этих вариантов», — с улыбкой при’знается Илья.
Без сомнения, как свойственно всем уважающим свое творчество людям, участники группы повзрослели не только как личности, но в первую очередь как музыканты. Звучание, в котором раньше доми’нировали синтезаторы (что когда-то считалась хорошим тоном), стало более акустическим или, как принято называть такое направление на Запа’де — unplugged. «Последние два года мы отказались от воспроизводства студийных записей на наших концер’тах», — рассказывает Лагутенко.
В то время как многие исполни’тели все еще предпочитают высту’пать под фонограмму, одной из са’мых ценных особенностей Лагутенко «live» является его умение владеть своим главным инструментом — мик’рофоном — с максимальной дели’катностью и точностью профессионала. «Каждый день делать одно и то же на сцене… можно сойти с ума! В этом смысле я уважаю „фанер’ных“ артистов, которые десять лет подряд могут делать одно и то же. Ведь для этого надо иметь громад’ное терпение и стальные нервы — и еще при этом уважать себя. Это дорогого стоит. Но для себя я сделал следующий вывод: самое главное — уникальность момента, то есть то, что происходит здесь и сейчас».
«Сегодняшние технологии, — про’должает Лагутенко, — позволяют до’биться звукового воспроизведения один в один, но мы решили, что это не самое главное. Я считаю, что гораздо честнее смотрится и слушается Му’мий Тролль в том составе, в котором мы сегодня выступаем. Мне кажется, что не нужно ставить на сцену какую-то невероятную аппаратуру, исполь’зовать бэк-вокал и дополнительные инструменты — в конце концов, не в этом суть. Суть в том, что слов песен никогда никто дословно не раз’берет, о них каким-то образом только догадываются. Сравнивать какие-то партии на пластинке с живым вари’антом — скучное занятие. Главное — тот момент, который ты фиксиру’ешь сегодняшним днем, и, наверное, за этим люди и приходят на шоу». За этим, признается Илья, он и сам хо’дит на концерты.
Что касается планов на будущее, то их у Мумий Тролль громадье. В первую очередь, это запись нового альбома, над которым группа в дан’ный момент работает в Лос-Андже’лесе. Вероятно, этот альбом будет двойным: «В век „айподизации“, ког’да все скачивают, как правило, толь’ко одну песню, мы лучше выпустим двойной альбом — пусть на нем бу’дет много новых песен. Мне кажется, что каждая из них в состоянии стать живой классикой». Да и старым пес’ням Илья все еще остается верен — и не только в формате концертного репертуара. Лагутенко признается, что он переслушивает свои альбомы десятилетней давности с большим удовольствием: «Любую из этих пе’сен можно было бы выпустить и се’годня в том же самом виде, и она ос’талась бы такой же актуальной. Даже песни, которые я сочинил, когда мне было лет 13 — я до сих пор могу с лег’костью проговаривать эти слова без какой-либо неловкости, что немало’важно для человека, которому уже далеко за 30…. Это только прибавля’ет мне уверенности!»
Последний концерт Мумий Тролль состоялся 6 марта, и это было достой’ное завершение их турне по США. «Я рад, что нью-йоркский концерт удался на славу. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы наше шоу увидело больше американцев», — признался Лагутенко уже после концерта.
Впереди Канада, а уж потом и дальняя Сибирь… Но столь не’вероятный контраст музыкантов не пугает, а скорее радует. Как заме’тил Илья, «это здорово, что спустя столько лет с начала нашего пути у нас такой серьезный гастрольный график!»
Североамериканское турне группы Мумий Тролль:
15 февраля 2008 University of Calgary, McEwan Hall Calgary, AB
16 февраля 2008 Croatian Cultural Centre Vancouver, BC
21 февраля 2008 Vanguard Los Angeles, CA
24 февраля 2008 The Independent San Francisco, CA
29 февраля 2008 Logan Square Auditorium Chicago, IL
01 марта 2008 Fur Nightclub Whashington, DC
02 марта 2008 Millennium Theatre New York, NY
04 марта 2008 John Bassett Theater Toronto, ON
06 марта 2008 Webster Hall New York, NY
Тина Джапаридзе
Прислано: Elis