Илья Лагутенко: «Было бы здорово сыграть в скафандрах в открытом космосе» — Interview
Илья Лагутенко: «Было бы здорово сыграть в скафандрах в открытом космосе»
ИЛЬЯ ЛАГУТЕНКО НЕ СИДИТ НА МЕСТЕ — ОТПРАВИЛСЯ В КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ, НО В ПЕРЕРЫВАХ УСПЕВАЛ ВЫДАВАТЬ НОВЫЕ КЛИПЫ НЕ ТОЛЬКО «МУМИЙ ТРОЛЛЯ», НО И ПРОЕКТА «КЕТА».
Илья Лагутенко — из тех героев, кто с возрастом не теряет в смелости и безбашенной готовности начинать с нуля. После экспериментальных проектов «Кета» и «Горностай», фантастической книги «Владивосток-3000», вирусного успеха видео «Медведица» и большого североамериканского тура, главный Мумий Тролль страны и его товарищи отправляются к новым горизонтам: кругосветное плавание, кино-проект и выход первого альбома на английском языке. Подробности своих амбициозных планов Илья обсудил c Interview.
Вы недавно сошли на берег с барка «Седов». Какие впечатления от кругосветного плавания?
Впечатления от любых путешествий у меня исключительно положительные. Без позитивного настроя не стоит даже отправляться в путь. Я, в принципе, склонен выбирать необычные путешествия — наверное, это требует сердце и душа.
Я клоню к тому, что море в вашей жизни и в музыке играет не последнюю роль. Это уже всем очевидно.
Да, абсолютно. Я вырос у моря и если его нет рядом, мне его не хватает. Пока жил в Лондоне, на выходных садился в электричку и ехал поближе к большой воде: в Шотландию, в Ирландию, в тот же Брайтон. Мне всегда хотелось жить так, чтобы смотреть из окна на океан, на горизонт.
Какое море самое красивое из тех, что вы видели?
Безусловно, Тихий океан — самый красивый. Он влечет меня чем-то непосредственным.
Может не все знают, но кроме романтических мечтаний о море, вы еще и мастер парусного спорта. Получается, что кругосветка на «Седове» — осуществление детской мечты и одновременно серьезный спортивный интерес?
Я занимался парусным спортом еще школьником во Владивостоке, а в Англии сдавал экзамен на квалификацию Королевской Яхтенной Ассоциации. Была такая мечта: пройти квалификацию океанского шкипера и устроиться работать капитаном на какую-нибудь яхту, чтобы работа была связана с морем. Я все время мечтаю о чем-то, а сбывается оно не сразу. Когда был маленьким, мечтал играть в рок-группе. Я рос в советские времена, и только в совершенно фантастическом сне могло бы присниться, что когда-нибудь я буду зарабатывать на жизнь игрой в рок-группе. За железным занавесом казалось, что это просто нереально и вообще не про нас. Оказалось — про нас. Поэтому никогда не знаешь, как распорядится судьба. Вот теперь хочу быть моряком!
Какие еще большие мечты осталось реализовать? Полететь в космос, например?
Хочу стать художником, писать маслом масштабные абстракции, чтобы эти картины нравились людям, а я мог вести хорошую, даже фантастическую жизнь. Мог бы быть и архитектором: проектировал бы жилые дома и здания на альтернативных источниках энергии с художественной и дизайнерской ценностью, непременно у моря и особенно в местах с плохой историей, связанной с загрязнениями или производством. Хочу быть капитаном парусного судна. Хочу продолжать дальше! В космос тоже можно полететь, только я бы в тур полетел с музыкой, с группой «Мумий Тролль», конечно же.
В инопланетный тур?
Да, это интересно. Было бы здорово сыграть в скафандрах в открытом космосе.
Вы с турами почти весь мир объездили. На карте еще остались места, не исследованные «Мумий Троллем»?
По непонятной причине я очень хочу выучить испанский, причем сделаю это в ближайшее время, это не так трудно. И сразу поеду изучать Латинскую Америку. Я особо нигде не был дальше Мексики, но мне люди нравятся, жизненный уклад, музыка. По-английски народ немного понимает, но я бы хотел говорить с ними на испанском. Хочу туда с какой-нибудь культурологической или страноведческой миссией отправиться.
Занимательная этнография получается. А какой месседж вы несете новым слушателям в Китае, например, или в Америке на их языке?
Про месседж никогда не задумывался и не придавал значения. Я прислушиваюсь к интуиции. Моя концепция — делать то, чего в других артистах мне не хватает. Чтобы создать идеальный образ для самого себя, я и придумал группу «Мумий Тролль».
По морской аналогии: когда корабль приходит в порт и моряки встречают местное население, как разные культуры сталкиваются?
Моряки не придают этому значения. Многие дальше seaman`s club не выходят. В каждом порту есть такое место, обычно с маленькой библиотекой, недорогим магазином, чтобы моряки могли сойти на берег и отдохнуть от своей каюты, от жизни с экипажем. В Скандинавии, где традиционно к людям получше относятся, такие клубы с саунами и спа. Интересно то, что клубы для моряков содержатся на религиозные деньги. Вроде как Бог должен подумать о моряках, когда они сходят на берег.
Помимо seaman`s club у вас есть членство в закрытых клубах?
Когда я говорю о Королевской Яхтенной Ассоциации Великобритании, люди думают, что ее величество благословляет капитанов. Но это, конечно, лишь название. Я не являюсь членом никаких закрытых клубов. Моя жизнь — это и есть закрытый клуб, по узким интересам.
Еще раз про мечты: кого бы вы взяли в dream team записывать альбом или снимать следующий клип?
У меня плохая память на такие референции, а заготовок для ответа нет. На самом деле если вам нравится чья-то работа, не факт, что у вас с этим человеком что-то получится. Например, ваша знакомая семейная пара живет душа в душу, но это не значит, что вы бы с кем-то из них жили так же. С музыкой ситуация аналогичная. Найдем ли мы общий язык с человеком или нет — этого никогда нельзя предсказать.
Уже давно невероятные проекты делаются онлайн, встречаться необязательно. У вас тоже есть такой опыт?
Онлайн коллаборации — забавная вещь. Альбом «Vladivostok» наполовину создавался так, что я в лицо не видел многих людей, с кем работал. Или, например, мой электронный проект «Кета». Такого рода музыка не нуждается в личном присутствии, это обмен идеями, который легко и удобно делать онлайн. Я гастролирующий музыкант, а мой партнер по «Кете» — скитающийся электронщик Андрей «Oid». Хотя, когда мы можем вместе оффлайн работать, все идет быстрее. Без закачек, перекачек и раскачек.
Каково было работать с мамонтами индустрии над англоязычным альбомом?
Забавно, ведь всегда интересно посмотреть в глаза мамонтам. По большей части все мамонты музыкальной индустрии — замечательные и простые ребята, такие мистеры nice guys. Тут важно только, насколько хорошо ты сходишься с людьми.
Последнее время клипов, ставших настоящим событием, все меньше. После «Медведицы» следующая интересная история с клипoм «Фантастика». Страшно ли было на вулкане снимать?
Страшно не было, это очередное приключение. Получился в итоге клип, а вообще мы хотели снять кино. Компания была расслабленная, без особых идей. Такие экспедиции надо серьезно планировать. А когда все само происходит, никогда не знаешь, чем все может закончиться. Мы засняли целый концерт на этом вулкане: изображение осталось, а звук не сохранился. Получилась «Фантастика».
А в кругосветке кино снимали? Ждать документальный фильм?
Можно ждать документальный, или научно-фантастический, или художественный — можно чего угодно ожидать. Процесс творческий — что получится, не знаем. Мы как раз сейчас прервали это путешествие, чтобы набросать план. Что-то придумываем про Китай, Японию, Южную Африку — места, которые я более-менее знаю и которые мне близки.
Новый альбом пока пишется, а посвящение уже есть. Почему именно русский рок и на каком языке будет пластинка?
Будут песни и на английском, и на русском, может быть, даже на испанском, если успею изучить. Мне показалось, что пришло время подвести итоги. Оглядываясь назад, я для себя понял, что расцвет русского рока пришелся на поздние 80-е. Слушая современную музыку — причем мировую — я нахожу много перекличек с русским роком тех лет. Даже переслушивая собственные ранние записи, понимаю, что в каких-то вещах мы сейчас замыкаем круг. Мы пришли к абсолютному наполнению жанра. Не знаю, куда все это двинется, потому что сегодня музыку стало слишком легко делать.
Информационная перегрузка, проблема выбора, мусора и шума — как вы решаете их для себя?
Приметы сегодняшнего дня. Надо опираться только на свой вкус и чувство стиля, чтобы взять то, что необходимо именно вам. Никто не заставляет вас рыться в этом огромном музыкальном супермаркете.
Но все таки нужна какая-то стратегия поиска, чтобы найти свое?
Поиск через коллег и друзей, вкусу которых иногда можно доверять, через социальные сети. Каждый в итоге находит свою компашку. Сегодня все-таки время компашек, ниш, как их называют специалисты по маркетингу. Уже не время Элвисов Пресли и Майклов Джексонов, и Мадонна сейчас не одна единственная, как казалось раньше, а одна из многих похожих певиц. Мы больше не ходим на массовые первомайские демонстрации, а сидим на частных вечеринках своей компашкой.
Вы сами так активно пишете в твиттер и или кто-то это делает за вас? И о проблеме шума: не ощущаете ли вы растущий дефицит и ценность тишины?
Да, тишины определенно не хватает. Дома я не слушаю музыку, предпочитаю общественные места и рестораны без шума. А про информационный шум — я немного пишу в твиттер. Мы решили, что каждый член группы может писать и делаем это по очереди, по желанию.
Что у вас играет в наушниках или в машине? Что из новой музыки запомнилось или даже понравилось?
На днях несколько раз переслушал в машине пластинку Twin Shadow и про себя удивился: если бы я сейчас поставил музыку, которую слушал в 84-м или 85-м году, рок напополам с новым романтизмом, то в принципе песни были бы почти идентичными по звучанию. Слушаю Lotus Plaza, мне нравится этот парень, который прежде выступал под именем Deerhunter. Последний его альбом не запомнился, а вообще мне нравится, что он делает. Blood Orange хорош — это англичанин, который раньше был Lightspeed Champion. Там несколько песен похожи на «Агату Кристи» 10-летней давности. Забавные такие рождаются находки и ассоциации у меня от прослушивания современной музыки.
Вы сказали, что мечтой музыканта всегда должно быть завоевание мира. Англоязычный альбом — про это?
Это первое, о чем надо думать. Зачем вообще мальчики и иногда девочки организовывают рок-группы? Идея у них в том, чтобы прославиться на весь мир и таким образом его завоевать. Больше они, наверное, не могут объяснить, зачем и почему им это нужно. Но это то, что всеми движет.
Ваш выход на новые территории — такой шаг к завоеванию мира?
Шаг довольно объяснимый. В англоязычном мире, который с точки зрения музыкального рынка гораздо объемнее, песни не на английском воспринимаются как novelty или прикол, связанный исключительно с географией исполнителя. Должно быть признание общих правил. Вроде все и соглашаются: раньше им было непонятно о чем мы поем, а теперь понятно. Ну и хорошо.
История показывает, что это нелегкая задача.
Конечно, это сложнейшая задача. Я не строю никаких иллюзий, никогда не строил. Вероятно, там сверху кто-то говорит — а теперь побудь в рок-группе. Я просто выполняю это предписание.
Получается, что «Мумий Тролль» перешел на английский органично и даже логично.
«Vladivostok» отражает текущее состояние нашего коллектива. Последние несколько лет мы не были озадачены написанием нового материала, много гастролировали и не только по родной стране. Это состояние мы и зафиксировали на пластинке. Многие тексты песен пришли во время выступлений. Люди, которые не понимали наших слов, их сами транскрибировали. «Владивосток-2000» стал «Vladivostok Vacation» совершенно случайно, когда пришел человек и сказал «что вы там поете Владивосток …, что там дальше?» Ему показалось, что это было vacation, мы согласились.
Основной перевод лирики ваш? Как получается писать и петь на другом языке? Насколько удалось передать смысл?
Перевод мой, но пытаться в лирике передать смысл уже написанного на другом языке — архисложная задача. Я пытался читать переводы английских авторов на русский и наоборот. Маршак был гений перевода на русский, но когда Бродского или Пушкина читаешь на английском — это не то. Международная общественность считает Пушкина великим поэтом, но они не могут понимать его по-русски, а по-английски это диковато звучит. Я не особо билингва-товарищ, но какое-то чувство языка у меня есть. На другом языке можно писать на ту же тему, что и по-русски, но все будет другое, что и произошло в этом альбоме. Это был осторожный первый шаг, а теперь у меня вообще развязаны руки с английским языком и экспериментами.
Хоть вы и не жалуете маркетологов, но идея про уникальное конкурентное преимущество — из разряда неоспоримых. У вас оно есть?
Любой продукт можно как угодно позиционировать, но у нас другая ситуация. Я независимый автор, исполнитель и композитор. Нашу группу не связывают и никогда не связывали долгосрочные контракты или обязательства. В данном случае мы продаем для себя. Много это или мало — не знаю. Я решил, что не буду заниматься придумыванием технологий продаж. Я не называю себя профессиональным продюсером или композитором. Делаю все, что получается, а нравится или не нравится — решать вам.
А что стало с проектом «Горностай»?
Альбом вышел онлайн через thankyou.ru, а сейчас эксклюзивность сделки закончилась. Мы, наверное, выпустим его на физических носителях для тех, кто до сих пор ими пользуется. И какое-то сценическое воплощение будет у этой музыки, но уже без моего участия. «Горностай» живет своей жизнью.
Проект «Кета» продолжается с вашим участием? Делаете ли новые записи с Андреем «Oid»?
Альбом «Кеты» мы сделаем к концу года, но насчет этого проекта у нас нет никаких маркетинговых идей. Просто нам двоим интересно. Мне хотелось бы некоторые песни облечь в другую аудио оболочку, а человек, который в основном занимается аудио оболочками, хотел бы, чтобы там присутствовали песни. Когда мы это сделаем, тогда и поймем, кому и зачем это нужно. Тут творчество ради творчества.
Какое отношение у вас ко времени и, как бы не прозвучать обидно, кo взрослению?
Взросление уже не то, что на пороге, а болевой порог уже давно пройден! Что тут сказать: с этим все понятно, с другой стороны — ничего не понятно. Безусловно, очень полезное качество времени заключается в том, что его течение все расставляет по своим местам. Возьмем песню: не сразу понятно хороша она или так себе. А если вы через двадцать лет ее все еще поете, значит, очень хорошая! Оглядываясь назад, я понимаю, что как не планируй и не мечтай, все равно скорей всего все будет по-другому.
До сегодняшнего дня у вас с реализацией идей и конкретных планов все в порядке. Что больше всего помогает в достижении целей?
С мечтой просто — как ты на нее настроишься, так оно и будет. Мне запомнилось интервью англичанина, переплывшего Атлантику. То ли полицейский, то ли пожарный, но не профессиональный пловец, он решил, что надо переплыть океан. Просчитал, сколько надо набрать веса, чтобы жировая прослойка выдерживала охлаждение в воде, учитывая, сколько веса он потеряет в этом переходе. Несколько лет ел фаст фуд, толстел, тренировался и переплыл в итоге Атлантику. В таких историях со стороны непонятно, куда человек полез и зачем ему это нужно. Он сказал, что было интересно поставить себе задачу и с ней справиться. Задачу, которая тебе не сверху дана, а которую ты именно сам себе поставил. Эта ответственность за свой выбранный путь толкает и на личные подвиги, и дает пример остальным. Надеюсь, у меня похожая история.
Юлия Гордина