«Рецепт от Лагутенко: морская икра «Шамора». «Новости» (Владивосток)
Москва. Балашиха. Мумий-дом… Мы сидим в маленькой комнате, где живет семья Лагутенко. Илья рисует, а я задаю вопросы.
- Илья, какое самое нелепое высказывание ты слышал о группе «Мумий Тролль»?
- Раньше говорили, что нас финансирует приморская мафия, теперь — что тамбовская.
- Во всевозможных публикациях о вашем творчестве мы откопали около пятнадцати версий возникновения названий альбомов «Мумий Тролля».
- Первый альбом, официально вышедший на пластинке, надо
было как-то обозвать. Мы решили действовать по классическим канонам — выбрать
название по песне или концепции. В голову, как обычно, ничего не приходило, но в
конце концов родилось название «Морская болезнь». Правда, впоследствии «болезнь»
решили убрать — в ответ на аргументы некоторых участников группы, что это
словосочетание женского рода звучит не очень красиво.
Теперь об «Икре». Одна
из композиций второго альбома была «Доля риска». Мы подумали, а почему бы не
назвать нашу вторую пластинку так же, тем более, что это несло бы смысловую
нагрузку. Но затем решили, что два слова писать долго. В конце концов путем
долгих размышлений мы родили название «Диско», чтобы заранее определить, что
альбом будет тяжелей по сравнению с предыдущим.
- А когда появилось название «Икра»?
- Практически в самый последний момент. Родилось, и все… Между прочим, об этом мы не рассказывали другим журналистам. Но для «Новостей» делаем исключение.
- Недавно вы закончили работу над альбомом «Шамора». Но на нем мы услышим только старые песни. А каким будет новый альбом?
- Мне сейчас трудно думать, какой он будет, какой получится. Я не считаю, что он будет тяжелее по звучанию, чем «Икра»… Хотя кто его знает, как обстоятельства сложатся, какое будет настроение в течение года…
- И как скоро вы начнете его записывать?
- Если все будет нормально, то, учитывая наш график
гастролей, вполне возможно, что работу над ним мы начнем еще будучи во
Владивостоке… В планах у нас стоит месячный тур в ноябре, на котором мы
заканчиваем свои выступления. Потом целых двенадцать месяцев «Мумий Тролль»
будет отдыхать от гастролей и только для родного города сделает исключение.
Я хотел бы, чтобы записью мы занялись поздней осенью или в январе, чтобы
провести зиму не в дороге, а в более комфортных условиях — в студии.
- Последнее время в прессе активно муссируется мысль, что после «Икры» былая слава «троллей» пошла на убыль…
- Я не считаю, что это спад в нашем творчестве. «Икра» — сильная пластинка, намного сильнее, чем «Морская». Тот факт, что по цифрам раскупаемости второй альбом превышает первый, говорит, что людям он нравится. Ну а наше отсутствие на телеэкранах — это продуманная позиция и принципы. Мы не хотим играть по правилам столичного шоу-бизнеса.
- Неужели из-за этого вы не подвергаетесь нападкам?
- О, да — нападки совершаются. Но разве можно представить «Мумий Тролль» в программе «Старые песни о главном»? Разве что с песней Майка Науменко «Ты дрянь».
- А что, были предложения?
- Да, предложение поступало. Но мы долго смеялись, когда увидели, что нам предлагают.
- Но тем не менее вы все-таки получили «Овацию». Значит, все-таки пошли на поводу у шоу-бизнеса?
- Эта печально известная премия «Овация»… Пришлось взять… Но для меня дорога другая премия — три статуэтки журнала «Фузз».
- Не мог бы ты в нескольких прилагательных охарактеризовать отечественный шоу-бизнес?
- До сих пор развивающийся. В большинстве своем малокомпетентный. Завистливый. И безпрограммный… Но к счастью, развитие идет.
- Илья, давай вернемся к вашему последнему альбому «Шамора». В газетах рассказывали, что вы отказались записывать его на питерской студии «Добролет», потому что там нет кондиционеров. Это правда?
- Хм… Забавно, что журналисты путают компрессора с кондиционерами. А вообще-то я стараюсь не обращать внимания на подобные высказывания ваших коллег. Мне лично очень нравится студия «Добролет», штат, который там работает. Но в Питере не было нужной аппаратуры, и мы перебрались на «Мосфильм».
- «Шамора» будет двойным альбомом?
- Верно. Альбом состоит из двух частей. Первая — это
период с 1983 до 1987 года, выйдет 30 июня. Вторая — «Делай Ю!Ю!» — это 90-й
год, выйдет в июле.
Кстати, параллельно с «двойником» выйдет книга
Александра Кушнира «Правда о мумиях и троллях». В ней мы обязательно опубликуем
список всех бывших и настоящих участников группы.
- Неужели кто-то пытается нажиться на вашей славе?
- Самые смешные прецеденты — это когда звонят мне домой и представляются именами старых друзей. Представь, звонит какой-нибудь мальчик, говорит: «Я — Сеня Мариенгоф. Позовите мне Илью». Естественно, я подойду.
- А смысл?
- Поговорить, наверное, хотят.
- Вам пытаются подражать?
- Очень много пародий в КВНе, говорят, что и в «Джентльмен-шоу» было. Это приятно… Я считаю, что копированием нашей музыки занимается сейчас очень большое количество коллективов в пределах бывшего Советского Союза. И в этом можно убедиться, послушав вновь выходящие пластинки.
- Каких исполнителей?
- Ну вот у Пугачевой… (смеется) Я считаю, что она нас переслушала.
- Илья, год назад во Владивостоке вы выступали другим составом. Куда делись виртуоз Род Блейк и Алик Краснов, кто их сменил?
- Род Блейк до сих пор вспоминает Владивосток и говорит,
что с удовольствием бы туда переехал. Но путешествовать по Сибири он наотрез
отказался и поэтому не решился принять участие в нашем туре.
Его место занял
Юрий Цалер — талантливый и самобытный гитарист. Он из Екатеринбурга, играл в
популярной группе «Птица Зу». А нам его порекомендовал Илья Кормильцев.
Наш
клавишник Денис Транский, он из московской группы «Экзе». И когда Алик Краснов
ушел от нас окончательно, мы пригласили Дениса на клавиши. А кроме того, он еще
играет на саксофоне.
Ну а остальных вы знаете — это наши, владивостокские:
Олег Пунгин на бар-р-р-рабанах, Сдвиг на басе и бэк-вокалистка Олеся
Ляшенко.
- В октябре страна узнает еще об одной владивостокской группе — «Туманный стон». Как вы будете делить Сдвига, ведь он же «туманник»?
- А мы распилем его на две части… Только не знаю, какую часть лучше оставить — правую или левую.
- Год назад ты рассказывал, что «Мумий Троллю» предложили принять участие в нескольких кинопроектах…
- Один фильм — «Бедная Саша» — уже вышел на кассетах. А мы
должны были писать звуковые дорожки к этой картине. Но так как сценарий меня не
впечатлил, да и условия, которые предложили, мы сочли неприемлемыми, пришлось
отказаться.
От второго варианта тоже отказались — к сожалению, когда дело
дошло до контракта, продюсеры фильма выдвинули музыкальной стороне идиотские
требования. Но есть еще третий кинопроект, где я должен сыграть одного из
героев. Кроме того, коллектив «Утекай звукозапись» получил предложение записать
к этому фильму звуковую дорожку… Больше ничего не скажу, потому что знаю, в
каком состоянии сейчас находится наш кинематограф, и не хочу загадывать.
- Кроме музыки у тебя есть и другие увлечения: ты не перестал писать фантастику?
- Пока на нее не хватает времени. Стараюсь хотя бы не забрасывать свои дневниковые записи.
- А о публикации дневников ты не задумывался?
- Честно говоря, не думал об этом. Мне кажется, что они еще не готовы к печати.
- Илья, 2 июля у вас состоится концерт во Владивостоке. В прессе проскользнуло сообщение, что на этом выступлении «Мумий Тролль» похоронит свой хит «Утекай»…
- Все может быть. Но могу обещать, если похороны и состоятся, то они будут похожи на первомайскую демонстрацию.
- Уж коли мы заговорили о похоронах… Группа «Мумий Тролль» когда-нибудь задумывается о смерти? Не творческой, а реальной.
- Это случилось на переезде из Магнитогорска в Екатеринбург. Ночь. Сорокаградусный мороз. Ехали на легковых автомобилях, а путь оказался неблизкий — около 12 часов по уральским горам. Олеся простудилась, машина, в которой ехала часть группы, сломалась, а впереди на 100 километров никого нет и позади на 100 километров ни души… Было о чем тогда задуматься.
- Ну что ж — живите долго и будьте счастливы.
- Легко.
P.S. Быть может, у людей, хорошо знающих Илью, проскользнет мысль, что стилистика его ответов чуток не соответствует действительности. Мне тоже так показалось. Поэтому я и спросил после интервью: «Илья, почему ты стал серьезней?» На что он ответил: «Иногда хочется рассказать все. И очень серьезно…»