«Мумий Тролль против Хищника» — Телевизор (Красноярск)

«МУМИЙ ТРОЛЛЬ» против «ХИЩНИКА»

«Вот, казалось бы, и всё!» — хитро улыбаясь, сказал Илья Лагутенко в финале концерта разгоряченной публике. «Новые песни спели, старые песни вспомнили — что же удерживает нас вместе? Ах, да! Наш барабанщик пан Пунга сегодня ещё не играл на бас-гитаре»!

Ударно отыграв в клубе «Че Гевара» полуторачасовой концерт, для исполнения финальных «Дельфинов» «мумий тролли»… поменялись инструментами. Барабанщик Олег Пунгин действительно взял в руки бас-гитару, электрогитара досталась бас-гитаристу Евгению «Сдвигу» Звиденному, а гитарист Юрий Цалер уселся за ударную установку. На своих местах остались только клавишник Иван Фармаковский и Лагутенко у микрофона. Впрочем, «Дельфинов» Илья почти не пел – публика и без него отлично справилась с вокальной партией, Лагутенко оставалось только дирижировать и вовремя подхватывать припев.

Новый альбом «Мумий Тролля» ожидается только в будущем году, а пока, помимо повседневной концертной работы, музыканты без труда находят достойные поводы напомнить о себе. То отправятся на гастроли в Китай, то вдруг песня «Мумий Тролля» прозвучит в одном из самых популярных фильмов ушедшего лета «Питер FM». Не далее как на прошлой неделе в продажу поступил уникальный DVD – советский научно-фантастический фильм режиссера Василия Журавлева «Космический рейс» (1935 г.) с новым саундтреком от «Мумий Тролля». Ракетопланы «Иосиф Сталин» и «Клим Ворошилов», гениальный ученый Седых (прообразом которого был Константин Циолковский), Москва в коммунистическом будущем, лунные ландшафты, нарисованные кинохудожниками 30-ых годов, невероятные приключения героев фильма на Луне и в открытом космосе – всё это теперь сопровождается инструментальным спейс-роком от «Мумий Тролля» и хорошо знакомыми песнями группы на космические темы. На ретро-футуристическом фестивале в Москве, посвященном 45-летию полета Юрия Гагарина, «Мумий Тролль» ухитрился сыграть музыку к «Космическому рейсу» вживую, сопровождая ею наивное, но захватывающее экранное действо.

А ещё в этом году у «Мумий Тролля» появился видеоклип, которого музыкальные каналы, похоже, откровенно побаиваются, причем по политическим мотивам. «Хищник» из альбома «Слияние и поглощение» — благодаря жесткому видеоряду, монтажу новостей последних лет из районов военных действий и с мест террористических актов, эта «песня для воображаемого вестерна» приобрела отчетливый антивоенный, антитеррористический подтекст. Не случайно премьера клипа состоялась 22-го июня. Мой разговор с Ильёй Лагутенко начался именно с этой видеоработы, столь неожиданной для, казалось бы, давно знакомого «Мумий Тролля».

- Какую задачу вы ставили перед творческой группой, снявшей видеоклип на песню «Хищник»?

- Творческой группы не существовало. Есть фотограф Кирилл Попов, которого мы знаем вот уже много лет. Он по семейным обстоятельствам перебрался жить в Америку и решил попробовать себя в видеотворчестве. Первым клипом, который он нам сделал, был «Здравствуй – до свидания». В прошлом году на пресс-конференции в Петербурге один журналист задал нам вопрос – не имеет ли песня «Хищник» какого-либо политического подтекста? В тот момент для нас песня такого подтекста, в принципе, не имела, но мне всегда нравится, когда в головах слушателей наши песни приобретают какой-то дополнительный смысл, кроме того, который имел в виду автор. Поэтому мы с Кириллом решили, что видеоклип будет иметь политический, антивоенный подтекст. Дальнейшее было делом техники; Кирилл сам решал, что и как он будет делать, а когда мы были с концертом в Чикаго, я на двадцать минут зашел в студию, чтобы для клипа отсняли мой крупный план. Дальнейшее обсуждение клипа велось исключительно через океан по Интернету.

- Какой реакции от зрителя на столь жесткий клип ожидает «Мумий Тролль»?

- Если бы этот клип показали по телевизору хотя бы раз пять, мы узнали бы о реакции гораздо больше! По тем или иным причинам каналы не торопятся его показывать, но клип можно скачать на нашем сайте www.mumiytroll.com Да, клип нарочито сделан в малобюджетном стиле “low-fi■, это хроника. Хроника теперь стала глянцевой, о войне в Ираке или Чечне снимают очень красивые фильмы, но в случае с «Хищником» мы намеренно придерживались старой школы.

- Запись музыки к фантастическому фильму 1935 г. «Космический рейс» была весёлой работой для «Мумий Тролля»?

- Это была красивая идея редакции российской версии журнала “Rolling Stone■. Спасибо им хотя бы за идею, а то, что у них не хватает управленческих ресурсов довести идею до конца – это уже другой вопрос. Для нас это был повод попробовать себя в совершенно новой для нас роли. У музыкального материала, который мы сделали, есть единственный минус  — он должен быть жестко «прикреплен» к тому, что происходит на экране. Если бы перед нами поставили задачу сделать пластинку «по мотивам» фильма, то это была бы более продуктивная для нас и более понятная для слушателя работа. Со времен мы к этом материалу обязательно вернёмся и его переработаем. Основные мелодии, прозвучавшие в фильме, не будут ограничены хронометражем, а получат дальнейшее развитие. Окончательная идея – из 8–10 основных мелодий, записанных нами для фильма, сделать полновесную космическую пластинку.

- Что больше всего позабавило и рассмешило в «Космическом рейсе» при первом просмотре?

- Могу признаться честно – когда я смотрел этот фильм в первый раз, я уснул на середине. Но это, наверное, из-за музыки – классическая «киношная» музыка меня почему-то в сон грузит. А вообще впечатления от этого фильма очень положительные, в нём рассказана внятная история, это не какой-нибудь космический «арт-хаус», а вполне поп-фильм, просто 1935 года.

- А каково было играть эту музыку вживую, сопровождая ей экранное действо?

- Трудновато. В первую очередь потому, что у нас не было возможности всё это как следует отрепетировать. Скажем так, если бы в процессе показа этих старых фильмов с «живыми» современными саундтреками было больше заинтересованных лиц, у нас в большей степени были бы развязаны руки для творчества.

- А как вам «Питер FM»? Песня «Такие девчонки» очень удачно вписалась в саундтрек этой картины…

- Кстати, я это фильм так и не посмотрел. И вообще я был очень удивлен его успехом, потому что нам сказали, что нашу песню берут в какой-то малобюджетный молодёжный фильм. Ну, я всегда за то, чтобы наши песни звучали в малобюджетных молодёжных фильмах, всегда рад подарит наше творчество тем людям, которые что-то делают. А оказалось, что этот фильм стал настолько популярным!

- Обложка альбома «Слияние и Поглощение» изначально выглядела чуть-чуть по другому…

- Да, вот этот чёрный человек, «жених», был с лицом Владимира Владимировича Путина, а «невеста», беленькая – с лицом Ходорковского. А что, слияние и поглощение! За две недели до выхода альбома выпускающая компания нам заявилa, что ТАКОЕ они на обложку не поставят ни под каким видом. Причем, насколько мне известно, из Кремля им никаких указаний не поступало, там эту обложку даже и не видели. Просто у нас все боятся непонятно чего. Но у нашей группы есть небольшая дистрибьюция за пределами России – там альбом вышел в первозданном виде.

- «Мумий Тролль» пребывает в статусе одной из самых популярных российских групп вот уже восемь лет – ты замечаешь, что публика меняется? Поклонники «первой волны» стали уже вполне взрослыми.

- Определенно. Кто-то из тех, кто приходил на наши концерты в 97-ом, и сегодня к нам приходит, кто-то – уже нет. Довольно странно другое; в последнее время я часто слышу фразу «мне было 8 лет, когда я впервые узнал о существовании группы „Мумий Тролль“. Или 12 лет. Это те, кому сейчас 15–20, и они на концертах хором поют и новые, и старые песни.

- Мой друг был на вашем концерте в прошлом году вместе с 9-летним сыном…

- Вот когда друг станет совсем ленивым, на пенсии, его сын, даст Бог, придёт на наш концерт, и мы его сможем порадовать лет этак через 15–20. Я почему-то на это надеюсь, мне это не кажется нереальным. Репертуар, конечно, изменится, подача тоже, но встречи со слушателем, пока группа существует, нам необходимы.

- Расскажи о твоем участии в записи русского альбома Марка Элмонда “Heart On Snow■? Конечный результат тебе понравился?

- Песню Вадима Козина для альбома предложил я – с детства хорошо знаю этого исполнителя, у нас в семье его много слушали и любили. Нашу совместную композицию мы записывали одной из последних, Козин в альбоме в тот момент ещё не присутствовал, и я подумал – почему бы нет? Мне кажется, она очень хорошо получилась, и в целом альбом, по-моему, понравился всем, кроме прессы в родной стране. Марк мне присылал восхищенные рецензии из английской и французской прессы – там “Heart On Snow■ очень хорошо приняли, писали о нем как о музыкальном и культурном прорыве. Вероятно, потому, что наши русские песни для тамошнего человека очень необычны. А у нас Марка Элмонда ассоциировали с Иваном Ребровым или Борисом Рубашкиным – дескать, поет по-русски с каким-то акцентом дурацким.

- „Мумий Тролль“ в разное время помогал многим музыкантам и группам – и Земфире, и „Туманному Стону“, и “DeadУшкам■, и „Сегодня Ночью“…

- (смеясь) Да никому мы, в общем-то, не помогли, если судить по окончательному результату!

- Ну, это как посмотреть. Думаю, сами эти группы не будут отрицать факт вашей поддержки. А что сейчас? Нет времени и возможностей или просто некому помогать?

- Ну, почему же некому? В последнее время прослушал несколько демо-записей, которые в какой-то мере меня вдохновляют. Но наш эксперимент с „Утекай звукозапись“ показал, что это, может быть, очень хорошее и доброе дело, но как бизнес оно для меня всё никак не может сложиться. У людей, вместе с которыми я пытался это делать, наверное, есть хороший музыкальный вкус, но нет необходимых профессиональных навыков, желания и возможности довести дело до конца. То есть нужна профессиональная менеджерская и продюсерская группа. А пока я для себя решил, что буду ограничиваться в адрес молодых музыкантов добрым словом – по крайней мере, это будет честно. Сыпать какими-то обещаниями, которые мы потом не в силах будем исполнить – это не моя философия и политика. А что касается конкретных имён – на одном концерте мне передали диск группы „Заводной Апельсин“. Прослушав запись, я понял, что у рок-музыки в нашей стране всё-таки есть будущее.

- Твой сын Игорь по-прежнему занимается менеджментом подростковой рок-группы?

- Сейчас он музыку обходит стороной. Учится в колледже, мечтает стать тренером по футболу. Лавры Гуса Хиддинга не дают ему покоя; видимо, тоже хочет однажды приехать и поднять российский футбол. Это ему сейчас интереснее, чем „поднимание“ рок-музыки. Рок-музыку он пока оставил отцу.

АНДРЕЙ ШЕВЕЛЁВ

Еще