«Надо было всех встряхнуть» — Коммерсантъ
«Надо было всех встряхнуть»
Илья Лагутенко — о новом альбоме «Амба», Викторе Дробыше и призраке Мэрилин Монро
беседовал Борис Барабанов
Нынешней весной в отечественном музыкальном сообществе разразился скандал, достойный славных времен Sex Pistols. Группа «Мумий Тролль» выступила на фестивале журнала Fuzz в сопровождении популярного в узких кругах трэш-шапито «КАЧ», лидер которого Сергей Masterboy внятно и многократно проговорил под аккомпанемент Ильи Лагутенко и его музыкантов: «Витя Дробыш, соси, у..ыш!» Видеозапись их выступления тут же стала хитом в YouTube. Не успели утихнуть страсти, как Илья Лагутенко подбросил публике еще один повод поломать копья — клип «Ru.Da», в котором сюжет с участием артиста развивается параллельно с историей второго персонажа — темнокожего жителя Африки. Как и следовало ожидать, всплеск активности «Мумий Тролля» разрешился новым альбомом. Он называется «Амба» и выходит в свет 7 июля, то есть 07.07.07.
О чем новый альбом группы «Мумий Тролль»?
В моем понимании альбом — это то, что слушается от начала до конца на одном дыхании, как история, как единое целое. В применении к «Мумий Троллю», целое — это группа людей, которая в последние несколько лет занимается почти исключительно тем, что играет концерты, и еще умудряется этим наслаждаться. Нам не скучно, мы уверены в правильности того, что делаем, мы свободны в своем творчестве и не повторяем себя. Магия этого процесса стала основой пластинки.
Первая половина альбома представляется достаточно озлобленной по сравнению с тем, что вы пели в последние годы. Но в конце все, тем не менее, выезжает к такой пляжной-молодежной беззаботности. Можешь ли как-то оценить соотношение обеспокоенности и успокоенности в этом альбоме?
Успокоенности здесь точно нет. А обеспокоенность здесь прежде всего артистическая. Новое время открывает тебе новые горизонты, новые возможности. Насколько ты хочешь и можешь ими пользоваться? Мы хорошо умеем делать то, что умеем, но насколько это вписывается в день сегодняшний? Насколько я как автор и мы вместе как группа вписываемся в то, что происходит в нашей стране, в нашем городе, среди наших друзей, в нашей музыке? Вот это — главный нерв альбома.
Но внешний мир ведь все равно как-то врывается в ваш. Хотя бы в виде телевизора в гостиничном номере.
Это отношения реальности и виртуальности. Жизнь внутри нашего замкнутого круга для нас — реальна, окружающим она не видна, для них она виртуальна. С другой стороны, если считать реальностью жизнь, которую, скажем, показывают в новостях, то к нам она приходит тоже в каком-то трансформированном, интерпретированном виде. То есть она тоже, получается, не настоящая. Конечно, интересно понять, где грань между настоящим и ненастоящим, а с другой стороны — нужно ли? Может быть, оставить телевизору телевизорово? Мне часто хочется, чтобы эта жизнь, о которой мы узнаем с чужих слов, убралась обратно в телевизор. Пусть она будет там.
Что происходит с вашим свежим клипом «Ru.Da.»?
Его снял американский режиссер Энтони Хоффман. Его самая известная работа — рекламный ролик, вот этот, «Хелло, Мото!». Он успешный рекламный режиссер в Голливуде с миллионными бюджетами, кроме того, он снял фильм «Красная планета» — о путешествии на Марс. Он случайно оказался на нашем концерте в Америке. Мы познакомились. Когда рядом оказываются музыкант и режиссер видео, первое, о чем они могут говорить,-- это совместная работа. Нам удалось объяснить Энтони, что мы, российские артисты, ни в каком страшном сне не сможем выполнить все требования, которые приняты в их «большой» индустрии. Мы с ним решили, что будем подстраиваться под его график. Он звонил и говорил: «Такого-то числа я смогу снять вас после своей основной смены в Лондоне». Мы приезжаем, и оказывается, что это воскресенье, и закрыта нужная нам улица, а чтобы ее открыть, нужно вызывать подкрепление — нас больше, чем пять человек, а по новым антитеррористическим правилам в этом случае с нами должна быть полиция. Или, например, надо снимать в Америке, а у них — Пасха. Половина съемок проходила в Африке. Поэтому мы снимали клип несколько месяцев. И главное, я сказал ему, что, честно говоря, в принципе не понимаю, зачем нам этот клип. Режиссеру нравится песня, нам хочется иметь видео, но на практике, сказал я ему, ты вряд ли получишь какие-либо роялтиз с проката этого видео, максимум, что я могу гарантировать, это то, что мы выложим этот клип в YouTube. Единственный вариант попадания этого клипа на какой-нибудь телеканал — это если сами его работники позвонят и попросят его к себе в эфир. Я не собираюсь никому из них ничего предлагать, потому, что их разговор начнется сразу с фразы «Мы считаем…». Я же в 95% случаев считаю по-другому.
Я уже слышал несколько точек зрения насчет этого клипа, многие в недоумении. Как тебе такая трактовка: параллельный сюжет с темнокожим парнем намекает на то, что артисты — это негры музыкальной индустрии, которые встают каждое утро и тоже в своем роде «кидают руду».
Ты не далек от истины. Изначальная идея режиссера была в противопоставлении двух миров. Я долго объяснял режиссеру, что такое «руда», наконец дошел до понятия «черная металлургия», и он тогда сказал: «Значит, и человек должен быть черным». Два человека, черный и белый, у каждого свои проблемы. В итоге черный человек находит свое освобождение в прыжке в никуда, а белый возвращается к своей цивилизации, входит в знакомую дверь, к мухам и бутылкам, пусть они красивые и с этикетками.
Мне, как и любому, кто получил именную промо-копию альбома, конечно, очень льстит, когда на пластинке постоянно звучит: «Копия Бориса Барабанова». Ясно, что это сделано, чтобы предотвратить преждевременный сброс диска в интернет. Но ведь в первую же ночь после того, как настоящий диск появится в продаже, он все равно там окажется.
И выложу его я сам!
Тогда не было ли желания, как это сейчас часто делают с целью привлечения интереса, выложить его заранее, например черновые версии новых песен?
Так они и так там есть в концертных вариантах — мы обкатали примерно половину нового материала на концертах. У всех есть телефоны и камеры, мы на это давно плюнули. Все понимают реалии сегодняшнего момента, только с издателями хочется сохранить джентльменские отношения. О CD как источнике дохода все уже перестали говорить, это скорее материализованные усилия. Диск — это теперь некий лефлет, флаер, рекламная продукция: «У нас есть для вас кое-что новое». Мы как-то сидели в Америке в кафе, подошел человек и спросил: «Вы музыкой интересуетесь?» Я сказал: «Да, конечно».-- «Я записал музыку. Вы можете найти ее в MySpace по такому-то адресу, но, если хотите, можете послушать прямо сейчас, у меня есть диски».-- «Конечно, хочу!» — «Пять долларов». В этом есть какая-то правда. Всех печалит положение на музыкальном рынке в стране и в мире. С другой стороны, по отношению к музыканту оно честное. Ты — это то, чего ты реально стоишь. В конце концов ты пошел на улицу, и сыграл, и продал свои диски. Наши концерты — то же самое. На сколько наиграл, на столько и живешь. Правда, здесь мне могут сказать, что я кривлю душой, мы все же успели кое-что сделать, когда ситуация была иной. Сейчас действительно выигрывают те музыканты, у которых уже есть реальная публика. Какому-нибудь Роду Стюарту, Aerosmith или The Rolling Stones очень хорошо — они тридцать-сорок лет делали свое дело. Наша публика тоже, слава богу, с нами. Но при этом я очень люблю наши выступления на неподготовленных территориях — в таких местах, где нет ни наших соотечественников, ни вообще людей, которые симпатизируют этой музыке в целом. Это момент истины.
Тем не менее в последние годы у «Мумий Тролля» сложился образ группы, играющей преимущественно на олигархических заказниках и вообще ведущей такой воздушный образ жизни — богатые заказчики, запись в Доминиканской Республике, серфинг…
Все это существует, но людям свойственно преувеличивать. Если бы у нас была возможность все время парить в небесах, мы бы не говорили о новых пластинках, просто не спускались бы.
Не жалеешь все-таки о провокации, устроенной на премии журнала Fuzz?
Как можно жалеть о том, что было сделано по зову сердца? Мне безумно понравилась первая пластинка трэш-шапито «КАЧ». Конец прошлого года весь прошел под знаком этой записи. Мне очень захотелось взаимодействия с этой музыкой, это было чисто продюсерское желание — я услышал в своей голове, как она может звучать по-другому, более агрессивно и более доходчиво. Потом мы увидели объявление на столбе — «„КАЧ“ в клубе Ikra». В зале было пятнадцать человек, включая нас четверых. Мы познакомились. Когда подошло время фестиваля журнала Fuzz, я понял: вот отличный повод для совместной работы.
Ты знал, что это будет за текст?
Да, конечно, это я его выбрал. Кач спросил меня: «Ты уверен?» Я сказал: «Да, главное, чтобы ты не переживал за техническую сторону». Серега сказал: «За меня будь спокоен».
Как бы часто Сергей ни произносил слова «мистический Дробыш», есть конкретный человек, которому не позавидуешь.
Ну, надо же было всех встряхнуть. Десять лет о фестивале журнала Fuzz никто не вспоминал, а тут смотри-ка. Если не устраивать вот таких встрясок время от времени, так вообще все скиснет. Я думаю, что от этой ситуации все только выиграли. У Кача в текстах есть кто угодно, и Герман Греф, и я, но так получилось, что досталось Виктору. Я больше чем уверен, что сам Витя все прекрасно понимает и трезво оценивает ситуацию. Нагнетают ее те, кто вокруг него. Мне все это наблюдать забавно и смешно, для этого все и затевалось. Тут мой приятель съездил впервые с женой в Лос-Анджелес, я спрашиваю: «Жене-то понравилось?», а он говорит: «Она все время высматривала на улицах каких-нибудь актеров, знаменитостей».-- «И что, увидела кого-нибудь?» — «Ага, Дробыша, на Родео-драйв!»
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=779426
Человек-разгадка
Борис Барабанов об альбоме «Мумий Тролля» «Амба»
Вопрос «о чем поет „Мумий Тролль“? — из той же категории, что и „почему не падают самолеты?“, „кто убил Кеннеди?“ и „who is Mr. Putin?“. В новом альбоме „Амба“ воззрения и мессиджи Ильи Лагутенко зашифрованы менее надежно. Начало диска дает мощный повод предположить, что до благообразного поющего серфера, любимца девушек и олигархов, жизнь остальной части вселенной все же достучалась. Первые строчки: „Все криво и сыро, остекленелые взгляды мира убийственно некрасивы“ („Ru.Da“). „Ru.Da“ — гораздо более прямолинейный рок, чем, например, материал прошлого диска „Слияние и поглощение“, здесь и ортодоксальный брит-поп Oasis, и стадионный рок U2 и Simple Minds. Нам не дано узнать, что же это был за ужас, что остановил на себе взор поэта, но результатом стал ряд достаточно озлобленных номеров, которые позволили заговорить даже о некотором родстве нового материала с традиционным социально неравнодушным русским роком.
Танцы отошли на задний план. Вечный подросток Лагутенко, отучивший нас от мысли, что рок на русском языке — это обязательно депрессия, вдруг ставит себе диагноз: „Зачем я в небо лез, не знаю, зачем,/ Там космонавтов полно, а я лишний./ Начистить звезды, чтобы всем было светлей,/ Не получилось, видно просто не вышло“. Песня „Как будто“ — словно бы про артиста, под которым вдруг зашатался пьедестал, но чем дальше, тем больше кажется, что это — про всех, кто, подобно Илье Лагутенко, встал на ноги в 90-е, а десятилетие спустя задался вопросом: „Я зачем тут-то?“ Кажется, что ровно так же, как альбом „Морская“ попадал прямо в сердца тех, кому в 1997 году было „около 20“, „Амба“ подписывает приговор тем, кому теперь „30+“.
Однако на третьем треке „Бермуды“ к артисту возвращается уверенная интонация, а вместе с ней — мотивы диско и фанка, знакомая абсурдно-эротическая тональность в тексте. Разделавшись с рефлексиями, 38-летний музыкант заявляет: „…Они могли бы тоже / Хотеть и любить отдохнуть./ Такое желание еще не подкралось ко мне“. Перестав быть подростковым героем, Илья Лагутенко не собирается складывать оружие и сбавлять обороты, просто смутные сомнения порой одолевают даже такого стойкого оптимиста, как он. В тексте песни „Ядовитая звезда“ присутствует строчка про то, что „ в городе вечной зимы прописка одна — холода…“, но в целом это произведение уже совсем похоже на то, что обозреватели привыкли называть „боевиком“. Оставшееся пространство альбома отдано любовно-авантюрным мотивам, перемежающимся противоречивыми эмоциями певца по поводу своего места на сцене. Ближе к финалу возникает мысль о том, что среди тем экзаменационных сочинений в вузах непременно должны быть „Женские образы в поэзии Ильи Лагутенко“. Случится это или нет, текст песни „Когда ты была“ со строчкой „Портрет, где я и бабочки, в идиотской рамочке“ можно немедленно признать классикой XXI века. Финал альбома — гитарный шлягер „Королева рока“, изящная белиберда под названием „Свидетели“ и песня „Гори. Это все“, в которой слова про „серую холодную страну“ волшебным образом сходятся с искренней, совсем никакой не постмодернистской приморской романтикой, в которой группе „Мумий Тролль“ равных, кажется, нет.
Мумий Тролль „Амба“ «Союз»
Прислано: Elis