«Это не рок-н-ролл, это—Китай!» — Огонек

«Это не рок-н-ролл, это—Китай!» Илья Лагутенко—о «кантопопе», об у-вэе и том, как бы он распорядился Мандатом Неба

На этой неделе после долгого перерыва у группы «Му`мий Тролль» выходит но`вый альбом — «Амба». Од`нако для лидера группы, Ильи Лагутенко, самым важным собы`тием последних недель стало официальное приглашение для участия в единственном китай`ском международном музыкаль`ном фестивале Beijing Pop Festival —2007. Из российских и даже европейских поп-групп «Мумий Тролль» одна известна в Китае и активно выступает в этой стране, весьма закрытой для современной мировой музыки. О том, каковы шансы наших му`зыкантов получить в качестве потенциальных потребителей русской музыки миллиард слу`шателей, «Огонек» поговорил с Ильей ЛАГУТЕНКО

- Среди русских поп-музы`кантов есть врачи и математи`ки, но вы и в этом ряду исключение: по образованию—вос`токовед-китаист, хотя ваш дед был знаменитым на весь Союз архитектором. Как вас в музы`ку и востоковедение занесло?

- Ну, играл я еще со школь`ных времен… Хотя мои родите`ли и вправду хотели, чтобы я стал архитектором (как отец и дед), сам я, как и все мальчишки во Владивостоке, думал стать моряком. Что касается китай`ского, то получилось так, что ближайшая от дома школа была с преподаванием китайского языка. Может, за 10 лет в ней я и не очень хорошо выучил этот язык, но судьбу мою китайский изменил круто. Когда пришло время определяться с професси`ей, отчим — капитан дальнего плавания — предупредил, что моряк месяцами не видит семьи. Я понял, что так не смогу. А для архитектуры мне не хватало усидчивости. Вариант оставался один — востоковедение в Дальневосточном госуниверситете. Тогда была большая мода на Японию: жвачка, машины, телевизоры, все красиво. И конкурс на японское отделение был тра`диционно больше, чем на китайское. А про Китай во време`на моей юности даже во Влади`востоке мало знали — никаких отношений между СССР и КНР не было…

- Китайский язык — то`нальный. Китайцу, чтобы по`нять смысл сказанного, нужно очень внимательно слушать со`беседника. Следовательно, и в жизни им свойственно различать полутона — это обогащает отношения между людьми. Русскому же человеку важнее суть, смысл сказанного: может, поэтому к музыке у нас не такое требовательное отношение, как у китайцев… Или мы заблуждаемся насчет музыкальности тех же китайцев?

- Да нет, почему же. Китай обожает петь. Там безумно рас`пространено караоке. Другое дело, что современная музыка в КНР для уха европейцев звучит довольно своеобразно — это, я бы сказал, китайская версия поп-музыки. В Поднебесной ее называют «кантопоп» — потому что эти песни попали в осталь`ной Китай из Гонконга, где все говорят на кантонском диалек`те (в КНР десятки диалектов, часто жители разных провин`ций просто не могут понять друг друга. — «О»). А западную эстраду китайские слушатели вообще не воспринимают - она пока не может конкуриро`вать с «кантопопом». Объясня`ется это, наверное, историче`ски. Китай традиционно был закрытым государством, жите`ли которого иностранной куль`турой не интересовались. А в КНР, как и в СССР, рок-музыка долго была под запретом — там еще помнят культурную рево`люцию. Но сейчас кое-что ме`няется; на фоне бурного эконо`мического роста потребность в развлечениях растет, поэтому растет и спрос на попсу, но в своем варианте.

- В прошлом году в КНР впервые выступили «Роллинг Стоунз». Что, и на их концерте слушателей было мало?

- Этот концерт открыл мне глаза на Китай, который, как я думал, неплохо знаю. У меня там много друзей, в том числе и по Владивостоку: ко`нечно, для них этот концерт в Шанхае был событием года. Неожиданностей хватало - «роллинги» перед выступлением должны были отдавать свои тексты на литовку, одну песню им даже «зарезали». Но самым неожиданным было другое: как вы думаете, сколько зрителей пришло на этот концерт? Семь тысяч — и это в одном из самых крупных городов мира! То есть на концерт пришли все ино`странцы, живущие в Китае, и несколько сотен китайцев. При этом никаких запретов на по`купку билетов не было, всех пускали.

Эта история показывает, как ничтожен интерес китайцев к иностранной музыке и до ка`кой степени они консерватив`ны. В стране, конечно, есть про`слойка рокеров 1980-х — тех, что выходили на площадь Тяньань-мэнь. Это было «золотое время китайского рока», но популяр`ными в масштабах страны 4–5 рок-групп типа «Династии Тан», «Пантеры» так и не стали. В отличие от попсы, которая процветает в «своем» варианте, рок-музыка в Китае не интере`сует ни слушателей, ни спонсо`ров. Рок в Китае коммерчески не успешен — в отличие от Рос`сии. Там с роком вообще уникальная ситуация: никто его особо не запрещает, но он ни`кому и не интересен.

- На что же рассчитывает «Мумий Тролль», собираясь на Beijing Pop Festival в конце это`го года?

- Мы действительно бук`вально на днях получили при`глашение и подписали бумаги на участие в этом единственном разрешенном правительством фестивале альтернативной му`зыки. Больше того, мы единст`венная, так сказать, западная группа, которая в нем участвует. Между прочим, обязатель`ное условие участия — литовка песен, прямо как в советские времена. Западным музыкантам понять это трудно, Мне амери`канские коллеги говорили: что это за рок-н-ролл такой, чтобы тексты литовали?! На это я отвечал, что рок-н-ролл, мол, вы будете играть у себя в Америке, а в КНР… немного другая ситу`ация. Китайцы считают: если кто-то хочет быть гостем, он должен соблюдать их правила. К тому же мир, честно говоря, в них сегодня больше заинтересо`ван, чем они в нем.

- Еще бы: такой рынок, миллиард потенциальных слу`шателей…

- Буду скромен: пока потен`циальными нашими слушателя`ми в Китае являются лишь наши бывшие соотечественники и прочие «лаоваи» — иностранцы, которые работают в КНР, плюс продвинутая китайская моло`дежь… Кстати, наши концерты в Китае стали возможны только благодаря моим однокурсникам по ДВГУ: чувствуем себя единомышленниками как в старые до`брые студенческие времена. Нас, конечно, раскидало по миру, но я точно знаю, что никогда не потеряюсь на Востоке—в Япо`нии, Южной Корее, Китае, Син`гапуре обязательно найдется знакомый со студенческих времен. Это общение, кстати, к обо`юдному удовольствию: органи`зация концерта для них — своего рода отдых.

- Скажите честно, вам нра`вятся какие-то восточные фи`лософские или религиозные течения? Вот мне лично нра`вится идея у-вэй—сиди, ниче`го не делай и гармония мира не будет нарушена.

- Ага. Идея недеяния. В тео`рии она мне близка, но на прак`тике осуществить ее сложно. Я, пожалуй, в авангарде тех, кто пропагандирует деяние. Я счи`таю, что надо всегда что-то де`лать. Чтобы у-вэй применять в жизни, нужно твердо решить, готов ли ты отрешиться от все`го суетного. Я, например, нет.

- Есть еще такая даосская идея о Мандате Неба, которым наделяется правитель. Если пра`витель оказывается не способ`ным управлять страной, то небо этот Мандат забирает обратно. А больше его никто не может за`брать. В российских условиях эта концепция актуальна?

- В России правители пере`дают Мандат Неба друг другу. Но это не мое дело. Вообще, в жизни придерживаюсь прави`ла: «Не знаешь—не говори, что умнее. А знаешь, как лучше, - сделай сам». Я пока не знаю, как изменить это положение. Меня в общем политика не очень волнует. А что пугает, так это то, что практика передачи Ман`дата распространяется на все остальные сферы жизни. Получается замкнутый круг. Я ре`шил для себя, что для исправле`ния этой ситуации ничего сде`лать не могу. Поэтому буду писать музыку и тексты к ней - свой Мандат Неба я крепко за`жал в руках и никому не отдам. А из преемников на пост прези`дента мне оба нравятся—очень импозантные мужчины, произ`водящие впечатления умных и немного себе на уме.

- А на выборы пойдете?

- Конечно. Только пока не решил, за кого голосовать. Тем паче что уже появился и третий кандидат. Очень мне понрави`лось, как его ввели в игру: про`сто детектив. Мне такое по нра`ву. Это как в последней серии сериала: ты думал, что дело к финалу — вдруг появляется но`вый герой. И сюжет раскручива`ется заново.

- Вопрос к вам как китае`веду. Как вы думаете, к какому полюсу примкнет Россия в будущем; к КНР, к США или бу`дет разыгрывать свою карту?

- Мне кажется, нам сужде`но быть одиночками. Мы исто`рически ни с кем не умели находить общую долговременную позицию. Для русского очень важен престиж: даже имея пос`ледние сто рублей, он их потра`тит на показуху. Мы мало, в от`личие от китайцев, думаем о се`бе, своих близких и о том, как приумножить богатство.

Илья Козицкий

Прислано: Elis

Еще