«Эстеты хмурятся» — Итоги
Эстеты хмурятся
Евгений Белжеларский
Группа «Мумий Тролль» записала самый брутальный альбом в своей истории
Любая даже не очень короткая заметка о «Мумий Тролле» тяготеет к притче. По той простой причине, что ее лидер Илья Лагутенко — одна из немногих по-настоящему культовых фигур, возникших в рок-мейнстриме 90-х. Илья был «звездным мальчиком» и вундеркиндом, постигшим тайны модного английского саунда, в то время как остальная музыкальная тусовка вяло пережевывала наследие конца 80-х. Его альбомы по умолчанию считались продвинутыми. Классические диски «Морская» и «Меамуры» с пушистым крылатым котиком на обложке стали образцом жанра рокапопса. А дальше началась стилистическая мутация. На последней записи «Слияние и поглощение» музыканты достигли той грани, когда искусство теряет всякий смысл и становится просто игрой в слова и ноты.
И вот новый подарок от Лагутенко. Название альбома — «Амба» — в переводе с удэгейского означает «тигр» (заметим в скобках: Илья активно борется за спасение уссурийских тигров). Так вот звучание Лагутенко, Цалера и группы товарищей вполне соответствует названию. Это весьма аскетичный, упругий рок, состоящий из лапидарных, но точных и цепляющих мелодических ходов. Мощный, как прыжок тигра. Из западных аналогов первыми на ум приходят The Troggs с их дебютной пластинкой Wild Thing («Дикая вещь»). Есть только одно «но». Если музыканты The Troggs были парнями с рабочих окраин и их брутальность диктовалась классовым чувством, то здесь мы имеем дело с бунтом рассерженного эстета. Даже не бунтом, а просто эксцентрикой, сопровождаемой некой насупленностью. Лагутенко в собственных глазах — «предпоследний и последний герой», у которого наступила «последняя осень». В общем, эстеты хмурятся…
Несмотря на все это, на пластинке, как всегда, есть место любви, эротике и притворному снобизму. Лагутенко, как всегда, обаятельно циничен. Рядом с ним очередная «невеста», над которой он изобретательно издевается: «Тучи глаза сжигают последние капли любовного пота. / Сегодня имею тебя я, и ты моя / Королева рока!» Однако время сколько-нибудь складных стихов для «Мумий Тролля» прошло. Стилистика его текстов теперь больше напоминает поэзию абсурда с легкой примесью гламура. Как если бы, например, поэт-футурист Крученых вместо заумных стихов написал сценарий для передачи «Дом-2». И вложил бы в прекрасные уста Ксюши Собчак что-то вроде: «Отдавая за деньги себя, за тепло и за свет, / Сигаю в прорубь: / Ледяные скульптуры живут по сто лет». Не слабо, верно? «Бермуды» и «Королева рока» — стопроцентные хиты. Да и вообще половина песен цепляет — либо темой, либо мелодическими ходами. В общем, альбом довольно удачен, хотя «классическим», скорее всего, не станет. Единственный вопрос: привычный образ вроде как исчерпан, вычерпан до дна. Найдет ли Лагутенко продолжение темы «предпоследнего и последнего героя»? До сих пор находил.
Прислано: Tat