«Безвыходное положение» — Газета
Безвыходное положение
Ярослав Забалуев
Группа «Мумий Тролль» записала альбом о конце света, а Илья Лагутенко неожиданно стал похож на Леонида Федорова.
В тот день, когда наиболее эстетически озабоченные москвичи наслаждались переливами голоса Энтони Хегарти, произошло еще одно важное для культурной жизни столицы событие. Точнее, произошло оно уже после полуночи: в одном из московских магазинов состоялась презентация нового альбома группы «Мумий тролль» под лаконичным названием «Амба». Судя по отзывам в блогах, первое мероприятие, прошедшее в праздник нумерологов и новобрачных (07.07.07), не произвело должного эффекта, чего нельзя сказать собственно об альбоме.
Официальный сайт альбома «Амба» стартует с длинной и совершенно психоделической черно-зеленой заставки, из которой можно узнать, что, собственно, означает это слово кроме известного значения «безвыходное положение». Оказывается, амба – это такой изначальный хаос с щупальцами, которыми была опутана Вселенная до начала времен и в их объятия которых будет снова помещена в конце. Изображение музыкантов «Мумий Тролля» рядом с лежащим тигром, помещенное на обложку альбома, – это не просто очередная причуда автора гимна «Владивосток-2000».
На самом деле от окончательного и безвозвратного вторжения амбы нас стерегут именно эти самые тигры – после смерти этих самых сказочных животных нас ждет окончательный каюк.
Надо сказать, что, конечно, все эти головоломки и потаенные смыслы воспринимаются в данном случае как данность – чего еще ожидать от группы, записавшей альбом с названием «Точно Ртуть Алоэ». Удивляет другое.
Все уже привыкли к тому, что понять, что, собственно, имеет в виду Лагутенко, совершенно не представляется возможным. Да это и не нужно. В конце концов, все можно списать на специфическое мировоззрение космополита из Владивостока, знающего китайский и время от времени проживающего в Лондоне. А фанатам обоих полов довольно того эротизма на грани приличия, которым сочится голос исполнителя. Ну и, конечно, Лагутенко не изменил себе и напоминает, что он первый в стране экспортер брит-попа уже на вступительной RU.DA. Все эти составляющие на месте.
Только вот нежданно-негаданно витиеватая поэзия сменила кожу, то есть форму, и теперь вместо отстраненного потока сознания перед нами оказался продолжатель традиции, как ни странно, Леонида Федорова и группы «Аукцыон». Достаточно сравнить недавнюю федоровскую «Падал» и «Как будто» в исполнении «Мумий Тролля».
Главный гедонист российской рок-сцены раньше даже страдал как-то отстраненно, вроде это и не он вовсе. Здесь же строчка «как будто только я зачем тут-то» звучит совершенно прочувствованно и эмоционально, и даже привычное «мяуканье» лагутенковского вокала звучит как-то трагично.
Да и вообще, альбом кажется каким-то очень личным. Конечно, местами возникает и привычная капризная интонация, как в песнях «И если честно» и «Когда ты была», но по большей части понятные тексты в сочетании с доверительной интонацией и придыханиями производят неожиданный эффект. Складывается впечатление, что до сих пор Лагутенко просто дурачился (об этих временах напоминают номера вроде глумливой «Королевы рока»), а сейчас, убедившись, что мы и вправду готовы к более близкому знакомству, вдруг из напомаженного андрогина перевоплотился в трогательного, елы-палы, поэта.
Правда, лазейку для возобновления арлекинской карьеры он все же оставил: финальный романс «Гори. Это все» вдруг завершается совершенно дискотечным уханьем про мерседесы и моторолы.
Похоже, что после подозрительных «Меамуры» и «Слияния и поглощения» группа «Мумий тролль» записала лучший альбом, а слушателям остается только молиться, чтобы тигры не вымерли – во всех своих кошачьих проявлениях.
Прислано: Tat