«Р-р-рокопопс это звучит-очень по-русски!» — Newsweek

ИЛЬЯ ЛАГУТЕНКО: «Р-р-рокопопс это звучит-очень по-русски!»

Илья Лагутенко и «Мумий Тролль» выпускают новый альбом «Амба»: за 10 лет группа-легенда практичес╜ки не изменилась и осталась верна изобретенному ею же стилю — рокопопсу, удачному компромиссу между «галимой попсой» и надрывным рус╜ским роком. Накануне презен╜тации «Амбы» Илья Лагутен╜ко рассказал корреспонденту Newsweek: Варваре Бабицкой о своем опыте выживания в эпоху тотального айподизма и о том, действительно ли рокопопсу настала эта самая «амба».

«Амба» означает «хватит», «каюк». Чего, собственно, хватит? Кому каюк?

Я провел исследование про слово «амба» — и вот этот «каюк» распростра╜нен в каком-то детском сленге в районе Уральских гор, а во Владивостоке это все-таки связано с тиграми (амба—про╜звище тигров на Дальнем Востоке. — Newsweek). Так что этот «каюк» не про нас — это еще далеко не конец.

С выхода вашего первого альбома -«Морская» — прошло 10 лет. Пик безу╜мия под названием «Мумий Тролль» по╜зади — ваша музыка уже не звучит из каждого ларька и приемника…

Ну, учитывая, что вместо ларьков у нас все больше супермаркеты (смеется). Для меня, честно говоря, до сих пор остается странноватым такой успех первой плас╜тинки «Мумий Тролля»: тогда действи╜тельно совпало и время, и место, и дух, и порывы, и все на свете. Хотя то, что произошло за последние 10 лет, больше похоже на правду. Меня подобные даты не настолько впечатляют, чтобы устраи╜вать юбилейные представления в Крем╜ле. Но это дает тебе определенную уверенность в завтрашнем дне. Потому что — если вспомнить — 10 лет назад мало кто предрекал «Мумии Троллю» буду╜щее больше чем на год-два.

Но за тем, что вы делаете, по-прежнему следят. Как вы поддерживаете интерес к себе?

Тут, конечно, можно по╜кривить душой и сказать: мы все делаем только для себя. Все музыканты так говорят. Но если я не буду делать то, что интересно мне, начнутся какие-то не╜правильные внутренние компромиссы. И это приведет к каким -то нервным и душевным потрясениям. Потому что самое ужасное даже не когда ты делаешь то, что тебе нравится, а тебя не понимают, — самое ужасное — это делать то, что тебе не нра╜вится, а все вокруг это любят!

Вы в свое время нашли свою нишу и с тех пор практически не менялись. Не бо╜итесь перекочевать в рубрику «ретро»?

Кто-то начал нас слушать 10 лет назад, а кто-то начинает с последнего альбома, и каким-то образом мы все находим друг с другом взаимопонимание. Наверное, их всех объединяет какая-то усталость от потока одинаковой, стереотипной ин╜формации. Я ни в коем случае не хочу кого-то обижать или критиковать, прос╜то некоторым хочется чего-то другого.

Вас называют родоначальником русско╜го рокопопса. Как у нас с ним сейчас об╜стоят дела?

Меня всегда удивляло, откуда берутся все эти названия музыкальных стилей, кото╜рые за границей появляются почти каж╜дый месяц. Ради шутки уже много лет на╜зад мы вышли со словечком «рокопопс», которое мне очень понравилось: оно описывает рок-музыку в ее популярном проявлении и звучит очень по-русски. Потому что там первая буква «р»: «р-р-р-рокопопс! Но когда я впервые прочитал исследование о рокопопсе в „Литературной газете“, я чуть со стула не упал! С русской музыкой дела обстоят так же, как всегда обстояли: ни хорошо, ни плохо. Откройте питерский рок-жур╜нал FUZZ: там рецензии на миллион неизвестных пластинок и исполнителей; послушаете ли вы хоть одну, прочитав рецензию — вот в чем вопрос!

Вы когда-то сами несли музыку в массы — откры╜ли Земфиру, например. Вам это наскучило или нет достойных кандидатов?
У компании „Утекай Зву╜козапись“, которая пыта╜лась в свое время донести до слушателя Земфиру, группы „Туманный стон“ и „Сегодня ночью“, административный ресурс, к сожалению, был не таким эффективным, как творческий. Быть в ответе за самого себя — это одно дело, а работать с артистами — совсем другое: мало открыть что-то, что тебе лично нра╜вится,
нужно это донести. Но времена меняются. Если 10 лет назад создание рекорд-лейбла было такой панацеей для ар╜тиста, то с падением продаж и наступле╜нием эпохи тотального айподизма нас ждут какие-то новые пути.

Прислано: Elis

Еще