«Тролли в Лос-Анджелесе» — Российская Газета
Тролли в Лос-Анджелесе
“Мумий Тролль» представила неожиданный двойной альбом «VIII»
Эта группа всегда обожала музыкальное шаманство, бойкие ритмы, артистизм на грани шока и декларативный пыл интонаций искусителей-скоморохов. Новый диск, названный по порядковому номеру в дискографии «Мумий Тролля», оказался работой довольно сложной, многоплановой и концептуальной. В инструментарии уже задействован и саксофон, немалая часть песен сочинена лидер-гитаристом и клавишником Юрием Цалером, да и записывался диск в Москве, Лос-Анджелесе и украинской Евпатории. Неспроста.
Презентация диска была проведена с присущим «Мумий Троллю» размаху. Этот диск, пожалуй, наиболее масштабный и разноплановый из всех записанных группой. Если слушать его от первой до последней ноты, то он представляется очень занимательным драматическим и музыкально-событийным спектаклем. Презентация случилась почти столь же театрально-эффектная и масштабная. Участники «Мумий Тролля» разъезжали по ночной Москве в автомобилях, транслировавших по высотным зданиям города новые музыкальные видео группы. А то, вдруг, объявлялись в одном из столичных магазинов за прилавком и продавали покупателям майки с символикой группы. После чего — столь же неожиданно исчезали.
Во всей этой музыкально-театральной феерической презентации, растянувшейся не на один день, не участвовал только сам главный смутьян-музыкант-лицедей. Илья Лагутенко срочно улетел в Лос-Анджелес, дабы находится в роддоме рядом со своей молодой женой. Справедливо решив, что хоть искусство — вечно и «принадлежит народу», но семья — это святое. И объяснять причины многих значительных перемен в творчестве «Мумий Тролля», в частности, снова начавшего работать с саундпродюсером первого альбома «Морская» англичанином Крисом Бэнди, пришлось Юрию Цалеру. Безусловно — одному из лучших и ярких гитаристов России, однако предпочитающему держаться в тени и нечасто давать интервью.
Российская Газета: Гастроли у вас и так расписаны на год вперед. Зачем еще тратить силы на столь хлопотные хэппенинги?
Юрий Цалер: Не хлебом единым жив человек. И музыкант. И артист тоже. Хочется всегда делать что-то необычное, поскольку «Мумий Тролль» всегда претенциозен. Мы стараемся быть всегда оригинальными, во всём и абсолютно во всём. Поэтому не могли не поразить в очередной раз наших поклонников.
РГ: Прошлый альбом «Амба» был очень стильный, глэмовый и цельный, честно говоря, столько рокового диска многие от вас уже и не ждали. Но нынешним — «VIII» — вы снова удивили…
Цалер: Многие от нас этого не ожидали, да и мы сами от себя этого не ожидали. И «Восьмерка» была записана на абсолютной инерции предыдущего. Мы тогда познакомились с американской индустрией звукозаписи, с известными рок-продюсерами и звукоинженерами. Это был наш первый заокеанский опыт, мы много готовились. А в итоге многое поменяли в своём сознании, в созидании звука и новых песен.
РГ: Насколько важно было записать большую часть альбома в Лос-Анджелесе — одном из главных центров мировой рок-индустрии?
Цалер: Принципиальным было успешно проявить себя на не «своей территории». Калифорния — это дух рок-тусовки начала 1960-х. Да и весь брит-поп, рок, по моему мнению, были рождены именно на этой прекрасной земле древних индейцев. Не случайно там много золота, ведь Дикий Запад — это и есть Калифорния. Там дрались за это золото и немало вытащили его из недр матушки Земли. Оттого калифорнийская почва рождает сильные стремления, желание оказаться там и подпитаться тамошней энергией.
РГ: Какие песни на новом диске вам особенно дороги?
Цалер: Точный ответ я дам через год, когда в голове всё уляжется. Все свое «Я», все познанное мною за долгое и одновременно короткое нахождение на этой земле, я отдал сполна и ничего не утаивал. Вообще мне ничего не жалко: я все готов отдать ради сохранения баланса во Вселенной. И я говорю это абсолютно серьезно.
РГ: В свое время «Мумий Тролль» придумал термин рокапопс — похоже, сейчас от него страдаете — есть в нем что-то очень несерьезное и глумливое…
Цалер: «Рокапопс» мы изобрели, по-моему, в Японии в 1999 году. Жили там неделю: у нас было три концерта на острове Хакодате. Пели для японских студентов, изучающих русский язык. И собственно говоря, из этого общения и родился этот термин. Мы его вот так взяли и аккуратно и очень правильно внедрили. И, похоже, никто от него не страдает. «Рокапопс» — это символ добра и, может быть, чего-то несерьезного… А насчет глумливого — точно нет. Впрочем, если и глумливого, то разве это плохо?
РГ: С тех пор вы изменились…
Цалер: Круг замкнулся. Вот так мы определяем свою нынешнюю музыку. Мы замкнулись, по-хорошему. Я имею ввиду, что мы стали более цельными, более крутыми художниками, не такими маленькими творцами, а все больше и больше. Конечно, чем больше для себя находишь чего-то, тем больше теряешь, это принцип бытия. Я имею ввиду все то, что связано с бессознательным в молодости. Но сейчас мы уже приобрели и какое-то мастерство. В этом есть свои плюсы и минусы.
РГ: За годы успешной карьеры вы уже, наверное, хорошо поняли, как писать хиты?
Цалер: Бывает по-разному. Можно написать хит и с удачного риффа, как например было с песней «Ядерные станции». Она родилась у меня после бурной вечеринки. Я проснулся, взял гитару, включил усилитель и тут же начал наигрывать. Рифф показался удачным. И я тут же всех разбудил и заставил сесть за барабаны, взять в руки гитары… Мы убедились, что получилось действительно гениально и круто, после чего я насвистел на диктофон мелодию и предложил Илье сочинить текст. Мой импульс передался ему, и Лагутенко буквально через неделю показал готовый текст — так родилась эта песня. А иные складываются, начиная с поэтической хуковой фразы. Но так чаще получается у Ильи. Вот, например, песня «Мы просто проспали» началась с того, что у меня была эта одна единственная фраза и музыка, а Илья дописал весь остальной текст.
РГ: У «Мумий Тролля» крайне мало баллад о любви. Это ваше кредо или просто не пишется?
Цалер: Вовсе нет. Все баллады, которые были написаны, в том числе мои — можно смело причислить к балладам душещипательным и как раз о любви. Только не тупо и не напрямую. К примеру, «Молодость» и «Мамы дочерей». Отмечу, что полностью не только баллады, но и весь альбом посвящён этому чувству под названием «любовь».
РГ: Кстати, влюбленный Илья Лагутенко уже пишет колыбельные в процессе ожидания пополнения в семье?
Цалер: Да, я уверен, что колыбельные в стиле «рок» уже готовы. И, наверное, это начало следующей «новой» жизни и нового альбома.
РГ: Чем занимаются остальные трое, пока лидер группы, как это, наверное, у вас называется, пребывает в отпуске «по семейным обстоятельствам»?
Цалер: Сдвиг (басист Евгений Звиденный — Прим. А. А.) и Олег Пунгин (ударник — Прим. А. А.) пытаются тоже найти какие-то возможности сбежать в отпуск. А я занимаюсь своими делами. Пытаюсь подготовить новые песни для своего проекта «Птица Зу». Эта группа была у меня в середине 90-х, пока я не распустил ее и не уехал в Москву, в «Мумий Тролль».
РГ: Ваша резкая атакующая манера игры удивительным образом совпала с манерой игры студийного гитариста первого CD «Мумий Тролля» Рода Блэйка — кто в итоге кого копировал: вы англичанина или он — вас?
Цалер: Думаю, что никто. Род Блейк — прекрасный гитарист, но у него всё-таки не такая атакующая манера, как у меня. И он более мягкий человек по характеру, а я, наверное, жестче. Но мы действительно в чем-то близки. Объединяет нас разноплановая игра: мы оба не зациклившемся на одном стиле. И нам нравится все: мы познавательно двигаемся по музыкальным склонам. Слушаем и играем: фанк, рок, джаз, фьюжн. Но то, как играет любой гитарист, в первую очередь определяется его характером. А потом уже — мастерством и всем остальным… Кстати, скоро в прокат выйдет фильм Леонида Рыбакова «Скажи, Лео», для которого я написал музыку, вместе со своими братьями (саксофон Олега Цалера, в частности, можно слышать и на альбоме «VIII» — Прим. А. А.).
РГ: Прежде вы играли с Павлом Кашиным — из других музыкантов выделяете именно его, потому он — полная противоположность «Мумий Троллю»?!
Цалер: Да, нам удалось совместно поработать над тремя его пластинками. И я могу сказать, что Паша — талантливый художник. Но сравнивать его с Ильей не надо. Я считаю, что творческих людей вообще нельзя сравнивать, так как каждый из них самодостаточен, уникален и индивидуален. У каждого свой рок-н-ролл!
РГ: Редкое явление для отечественной рок-музыки: состав «Мумий Тролля» уже много лет не меняется. Похоже, что это уже не просто творческий союз, а вас объединяют и общие интересы, и крепкая дружба?
Цалер: Да. И какие-то общие интересы помимо музыки у нас, безусловно, есть. Впрочем, если бы их и не было, мы, наверно, все равно играли вместе. Кстати, буквально позавчера ночью мы обсуждали с ребятами этот вопрос. И пришли к выводу: главное, что мы любим то, что делаем. Ну а еще — это привычка. И, безусловно, дружеский комфорт. Причем процент этого комфорта, наверное, превышает дискомфорт, который иногда накапливается после какого-то месячного тура или совместного пребывания.
РГ: Как проводите свободное время на гастролях?
Цалер: Когда мы двигаемся между городами на гастролях, то устраиваем пикники на обочинах и не только. Обожаем рыбалку, но никакой охоты. Мы — абсолютные пацифисты. У меня в детстве был такой случай. Решил перед одним мальчиком повыделываться и похвастаться своей рогаткой. Говорю ему: смотри, на ветке сидит воробей, и я сейчас в него попаду. А ветка была очень далеко, метров 30 от меня. Я целюсь и говорю, мол, смотри, вот сейчас этот воробышек упадет камнем вниз. Конечно, я бахвалился, ведь был уверен в том, что промахнусь. Но стрельнул, и воробей упал… Я побежал к нему сломя голову. На улице стояла 30-градусная жара, но я взял птицу в ладони и начал на нее бессознательно дуть: будто хотел, чтобы она оттаяла. И, о, чудо! Воробей взлетел! После этого мистического случая ни о какой охоте речи быть не может!
РГ: Отправитесь в тур теперь уже и с новым альбомом «VIII»?
Цалер: Да, но я думаю, что играть будем не только премьеры. Многим хочется послушать и наши прошлые хиты. Поэтому обычно поступаем так: берем лучшие песни из нового альбома и добавляем что-нибудь старенькое и проверенное. В этот раз, может быть, вообще выберем все самое-самое сырое и самое-самое забытое и все это сыграем.
Александр Алексеев
Прислано: Elis