«ТОЧНО. РТУТЬЮ. К ЗВЕЗДАМ. или It`s Only Rockapops But I Like It!» А.Шевелев.
«Музыкальной прессы у нас, в общем-то, не
существует. Насколько я понимаю, она не пользуется в народе особой
популярностью».
И. Лагутенко, из интервью журналу «ОМ»
Наверное, ни об одном отечественном бэнде не было написано в последнее время
столько, сколько о «МТ», но — удивительное дело! — во всем этом огромном потоке
статьей, интервью и репортажей с концертов практически невозможно обнаружить
серьезный критический анализ творчества группы. Пожалуй, только Владиславу
Бачурову в «Fuzz»е и Андрею Бухарину в «ОМ»е удалось нечто большее, чем пересказ
(с той или иной степенью восторженности) истории группы и биографии ее лидера.
Но Владислав в «Недопаренности» писал скорее о социально-культурной ситуации
вокруг группы и о том, как «Мумий Тролль» в меру своих возможностей эту ситуацию
изменил. Свою же знаменитую рецензию на «Морскую» Влад, по собственному
признанию, набросал за 15 минут, примостившись на углу стола в редакции «Fuzz»a.
Андрей же в своих рецензиях на альбомы был ограничен самим форматом рецензии (и
тут «формат», мать его…), а его интервью с Ильей в «ОМ»е N 26 — одно из самых
удачных — все-таки в итоге получилось очень точным описанием «текущего момента»,
тогда, весной-летом 98 г.
Александр Кушнир мог бы замечательно написать
именно о песнях и альбомах, о музыке и текстах группы. Но необходимость в
очередной раз пересказывать историю с биографией, к тому же делать это в форме,
доступной для покупательниц «книжки-про-Ильюшу-с-красивыми-картинками», все-таки
немножко увела его от самого главного — критический анализ стал приложением к
жизнеописанию. Сравните, как бережно Александр анализирует творческий процесс
других исполнителей и групп в своей книге «100 альбомов советского рока» с тем,
как он изложил историю создания «Морской» и «Икры» в «Правде о Мумиях и
Троллях». Разница заметна, не правда ли?
А может, нет — и не надо? Вернее,
нет, ПОТОМУ ЧТО не надо? Народу на фиг не нужны чьи-то критические замечания о
новых песнях «Мумий Тролля»; народу нужно кавер-фото Ильи во всю обложку и его
рассказ о том, рубашки какой фирмы он предпочитает. И в принципе «троллизм» и
«мумиймания» ничем особо не отличаются от фанатения по группе «Хенде
Хох»…
Это, конечно, правда — но, к счастью, не вся. Трехлетнее общение со
слушателями достаточно популярной FM-радиостанции в крупном сибирском городе,
переписка с людьми из самых разных мест убедили меня в том, что для многих песни
группы «Мумий Тролль» все-таки важнее, чем рост и цвет глаз ее лидера. Более
того, есть люди, для которых именно «МТ» стал проводником в мир настоящей
музыки, открыл глаза на что-то еще в диапазоне от Дэвида Боуи и «T.REX,
„Portishead“ и „Pulp“ до „Воплей Видоплясова“ и „2манного 100на“. И значит, все
те абсолютно субъективные заметки, которые вы прочтете ниже, могут кому-то
пригодиться.
Ну вот, вступительное слово сказано, назад дороги нет, наберем
в грудь побольше воздуха (надеюсь, жабры не порвутся!) — и вперед, в
лабиринт.
Лабиринт.
Кто-то, сравнивая две знаменитые хард-роковые группы (одна из которых была
истинно великой, другая — не очень-то великой, зато очень модной в бывшем СССР),
точно заметил: „Музыка первых — это лабиринт, а музыка вторых — всего-навсего
коридор“. Открою страшную тайну: первые — это „Led Zeppelin“, вторые — „Deep
Purple“.
C альбомами то же самое. Есть коридоры от двери до двери, от первой
песни до последней. Но есть лабиринты, где за каждым поворотом тебя ждет
неожиданность, звучащее чудо. „Коридоры“, как правило, лучше продаются в первые
три недели после релиза. По „лабиринтам“ интересно гулять и через 10–20–30 лет
после их появления.
“Мумий Троллю» удалось главное — они выстроили-таки
альбом-лабиринт, сделали пластинку более сложную и разнообразную по звуку и
аранжировкам, чем все их предыдущие работы. Они кое-что потеряли в процессе
этого строительства, но об этом позже.
Когда прошлым летом во Владивостоке мы
беседовали с Ильей обо всем понемногу (см. «Любит ли нас этот город — о лете“99
во Владивостоке»), меня поразила одна деталь. Вполне серьезно отвечая на вопросы
об уже изданных альбомах, о концертах и видеоклипах, он уходил в «глухую защиту»
каждый раз, когда речь заходила о новой работе группы. И дело даже не в том, что
он в принципе не любит рассказывать о недоделанной, незавершенной работе.
Похоже, тогда самому Лагутенко было неясно, в какую сторону все это двинется, к
какому результату в конце концов приведет группу ее поиск. Те песни, которые
звучали на летних концертах, конечно, задавали определенное направление но, как
выяснилось сегодня, оно было далеко не единственным.
Слава Богу, «Точно Ртуть
Алоэ» — не возвращение к синему дуршлагу и желтым ниточкам «Морской» и не «Икра»
N2. Альбом получился ДРУГИМ, и качественно новым. И, кажется, именно эта новизна
позволила «Мумий Троллю» сохранить и преумножить одно из самых главных своих
достоинств.
В том, что они сделали, по-прежнему есть тайна, есть множество
скрытых смыслов и есть необходимость. Их новая работа по-прежнему интригует, и
как раз этим «Мумий Тролль» выгодно отличается от всех тех, кто идет следом за
ним.
Выставить модный звук — как оказалось, штука непростая, но все-таки
осуществимая даже в российских условиях. И вот пожалуйста — на сборниках
«У-…», «Maxidrom», «Нашествие», «Fuzzbox», «Прощай, Оружие» радостно несет
свое творчество в широкие народные массы «племя младое, незнакомое», в какой-то
степени уже post-мумийтролльнное. И вроде все у них в порядке, законы
«рокапопса» ими выучены наизусть. Они прекрасно знают, как должна звучать
электрогитара; с каким звуком «прописать» барабаны; куда воткнуть косметическую
дозу электроники. И чтобы текст незагрузный! И чтобы песня не дольше 3-ех минут!
И никакого лишнего инструментального «виртузейства» — не модно-с, народ не
поймет-с… И вот ты слушаешь это «поколение „МТ“ и где-то в душе не можешь
отделаться от грустного и въедливого вопроса — а кому и зачем по большому счету
все это надо? Привносит ли эта музыка хоть что-нибудь реально новое даже в наш
узковатый и душноватый российский музмирок? Если честно — не фига… За очень
редкими исключениями весь этот „рокапопс“ мы уже где-то слышали раньше, и
оригиналы были гораздо лучше копий — и музыкально, и поэтически.
“МТ», к
счастью, остался тем самым редким исключением; остался оригиналом,
первоисточником, если хотите. Несмотря на все недостатки и просчеты, которые
есть в их новом альбоме, НИ ОДНА другая российская группа не смогла бы сказать и
сделать ЭТО, и, что очень важно, сказать и сделать это ВОТ ТАК — с таким звуком,
c таким словом. Возможно, в нынешнем году появятся (и уже появились!) альбомы,
которые в чем-то превзойдут «Точно Ртуть Алоэ» — лично я верю в Земфиру,
«СПЛИН», «Вопли Видоплясова», «Океан Эльзы». Но они скажут свое слово по-своему,
по-другому; а «Мумий Тролль» прочно останется стоять на своей, первооткрытой ими
земле.
Как ни странно, «Мумий Троллю», «идеологу абсолютной
неидеологичности» (по меткому определению Владислава Бачурова), со временем
становится гораздо труднее стоять на своем, чем «пророкам и властителям дум»,
по-прежнему продолжающим работать на самую мутную часть российской
рок-мифологии. Грубо говоря, когда у «пророков» хорошие песни не пишутся, им
гораздо легче спрятаться за героическую позу, за пафос, за общую, так сказать,
«монументальность замысла». А неидеологичному «Троллю» запросто могут сказать:
«Парень, ты три года назад выехал на модном звуке, приморско-лондонской
романтике и общем ажиотаже вокруг твоей персоны. Но мода на ТЕБЯ ЛИЧНО
потихоньку проходит — поклонницы „первой волны“ чуть повзрослели, появились
новые кумиры для деток периода полового созревания. А все твои маниаки в
подворотне, дельфины под кожей и намазанные вареньем женщины — блестящая
упаковка, под которой, в сущности, и не было ничего. Так, пустота, фига в
кармане, очередной „the great rock“n“roll swindle“.
Могут сказать и, думаю,
скажут; я даже знаю тех, кто скажет. Но для тех, кто чуть менее закомплексован и
чуть более сообразителен, факт остается fuck»том — не изменив себе, не
опростившись, не отменив свои собственные правила игры, «Мумий Тролль» сделал
мощный шаг вперед именно в своей собственной системе координат. И этот шаг вновь
оказался интересным и необходимым нам, слушателям. Пожалуй, именно в этом
содержится ответ на вопрос, удачен ли новый альбом или нет. Когда ты не
адаптируешься, не подстраиваешься; когда ты делаешь нечто новое прежде всего ДЛЯ
СЕБЯ — и все это по-прежнему интересно и актуально для тысяч людей. Если это —
неудача, то я — дедушка Ельцин на пенсии.
И — очень важная деталь! —
качественно новый альбом получился у «Троллей» едва ли не в первую очередь
потому, что это именно альбом БЭНДА, альбом ГРУППЫ «МУМИЙ ТРОЛЛЬ», а не просто
очередная запись Ильи Лагутенко в сопровождении каких-то хороших британских и
российских музыкантов. Десятки сыгранных вместе концертов, долгие часы репетиций
и студийной работы — все это превратило добротный состав сессионных музыкантов в
нечто большее, в группу, в бэнд. А это, как точно заметил однажды Б.Г., другой
энергетический уровень. Именно на этом новом уровне группа отыграла летние
концерты, и этого-то как раз не заметило большинство публики, привычно ожидавшее
разгрыза микрофонного шнура, разбрызга минеральной воды и рассыпа вокруг муки из
стаканчика. Будет вам, детки, и мука, и шнуры, и минеральные воды. Но давайте
сначала чуть-чуть поговорим о музыке.
Ртуть — от «1» до «13»
«Карнавалa. нет». И все-таки, все-таки,
все-таки… Все-таки «Карнавал» что-то потерял в студийной записи. Трудно
объяснить, что. То ли на концертах Юра чуть дольше растягивал вступление, и
песня буквально поглощала, всасывала в себя слушателей. То ли клавишные
«Карнавалу» вообще противопоказаны. То ли Илья чуть-чуть «недошаманил» с
голосом. Но все-таки что-то неуловимое ушло из студийного варианта песни. И
совершенно неожиданно самым пронзительным музыкальным моментом стала тихо
плещущаяся в правом канале на строчке «тушили камин, замеряли перо»
электрогитара. Впрочем, те, кто не слышал live-версии, возможно, меня просто не
поймут.
Илья на «Радио Максимум»: «А песня-то называется
„Карнавала-точка-Нет“! Песня уже была спета, а название было придумано позже. И
когда я общался с нашим web-мастером, она посмеялась и сказала: „Ну, все, жди!
Теперь будут регистрировать домейн karnavala.net И я подумал — так вот где
объяснение этой песни! Дело в том, что карнавал-то есть и будет, и вот это
karnavala.net — это как море, сеть различных карнавалов, которые происходят с
нами не только в виртуальном, но и в реальном пространстве. Они происходят с
нами и мы… остаемся с ними!“
„Не Очень“. Мать
вашу, уберите руки с пульта! Заприте звукорежиссера в соседней комнате на ключ,
верните ручки в исходное положение! Ну кому, кому, КОМУ (?!) пришла в голову эта
„гениальная“ идея — свести звук „на ноль“ как раз в тот момент, когда
электрогитара продолжила рассказ о том, о чем Илья так и не решился сказать
словами. Неужели не ясно, что „Не Очень“ могла бы произвести гораздо более
мощное впечатление, если бы звучала минут 5–6, а не жалкие 3 мин. 55 сек.
Детская болезнь „рокапопса“, боязнь всяческих инструментальных излишеств, на
этот раз сыграла с „Троллями“ очень злую шутку — песня так и не раскрылась, не
зазвучала по-настоящему.
Но и о том, что есть, можно написать текст не
меньший, чем вся эта статья. Но зачем? Замечу лишь, что концовка чем-то
неуловимо напоминает „If You Tolerate This…“ „Manic Street Preachers“. И еще
замечу, что пятнадцать минут Энди Уорхолла, те самые пресловутые „fifteen
minutes of fame“ до сих пор не дают покоя рок-музыкантам. „There“s no Mafia
lawer to fight in your corner for that 15 minutes of fame“ (Лу Рид, „Hold On“ —
альбом „New York“, 1989) „Andy, where“s my fifteen minutes?“ (Дэвид Боуи, „I
Can“t Read“ — альбом „Tin Machine“, 1989) „Куда развернуть твои 15 минут?“ Да,
действительно, кто его знает…
Хотя Илья скорее всего будет утверждать, что
имел ввиду нечто совсем другое.
“Скорее И
Быстро“. „Сказка-быстро“ или „ска-быстро“? Как у «Rolling Stones» на
«Sticky Fingers» — гениальная песня «Sway» совершенно затерялась между хитовой
«Brown Sugar» и «сердешной» «Wild Horses». «Скорее И Быстро» с одной стороны
подпирает более мелодичная «Не Очень»; с другой — «Певица», безусловно, одна из
важнейших вещей альбома. Так, похоже, «Сказка-быстро» и затеряется в тени этих
монстров, a жаль. Вслушайтесь в ее медленное, маниакальное вступление; в упругий
«плавающий“ бас Сдвига. В музыкальном отношении это одно из самых сильных мест
альбома, на которое, увы, большинство слушателей вряд ли обратит
внимание.
“Моя Певица». Cначала — небольшая
цитата. И. Л.: «Еще я делал эти кукольные спектакли. Обычно сюжет заранее не
придумывал, а так, импровизировал по ходу дела… А потом, когда я уже начал
музыку слушать, я стал делать не просто спектакли, а ШОУ. Я вырезал фигурки
музыкантов с гитарами, ставил кассету… Раздвигался занавес, потом выходили эти
фигурки… …Музыку включаешь, и они двигаются под моим руководством. Главное,
что это ШОУ можно было смотреть самому, никого не напрягая».
Этот отрывок —
из интервью, взятого Александрой Панфиловой для журнала «Новый Амадей». Одно из
лучших интервью с Ильей вообще, на мой взгляд.
После этой цитаты — нужно ли
что-то еще объяснять про песню? Нужно ли особо оговаривать, что «любое сходство
персонажей с реальными людьми является случайным»? Так и хочется добавить: «При
записи этой песни ни одна морская свинка не пострадала».
И еще один момент из
воспоминаний Ильи про эти детские кукольные шоу: «Мне быстро все надоедало. То
есть я увлекался подготовкой, а потом, когда уже все было сделано, становилось
скучно…»
Да, а теперь занавес закрыт, кукольные фигурки музыкантов сброшены
под стол, а певица вот умирает… Есть что-то вертепное, кукольное в самой этой
песне; какой-то чуточку театральный, «понарошечный“ трагизм — но это ни в коем
случае не плохо. Ведь именно это делает ее потрясающе, мучительно
красивой.
“Мне быстро все надоедало…» Они еще не «поехали в город», она еще
не «сдалась», а он уже «заметает следы» под несладким и некрасным снегом. В
музыкальном отношении «Певица» вполне совершенна, ни одной лишней ноты. И
довольно о ней.
Нет, еще несколько слов. Идея видеоклипа c 12-ю величайшими
певицами уходящего века, которую Илья изложил в интервью Капитолине Деловой,
бесспорно, хороша. Да только… да только кто бы их узнал? Сомневаюсь, что
большинство поклонников «МТ» знает, как выглядели Элла Фитцджеральд, Эдит Пиаф
или Дженис Джоплин. Ну не Мадонну же с Аллой Борисовной делать величайшими
певицами, честное слово.
Б.Г. с клипом «Гарсон N 2» все-таки повезло чуть
больше. Там среди «мумий всех близких друзей» хоть Леннона с Хендриксом иногда
узнавали.
«Северный Полюс». А вот «Полюс», в
отличие от «Карнавала», в студийной версии только выиграл, приобрел четкость и
завершенность. Юра, может быть, с «квакушкой» вообще играть почаще, если такие
интересные результаты получаются? Хотя меня искренне позабавил короткий ход на
акустической гитаре, неожиданно прорезавшийся во втором припеве. Для прежнего
«МТ» подобная деталька была вряд ли возможна и… забавно все это! Конечно,
подобное бережное отношение к «деталям отделки» не может не радовать, но… вот
так все больше и больше зацикливаешься на мелочах в аранжировке, ба-бац! — и ты
уже похож на Стинга. А заодно на Фила Коллинза с «Dire Straits» впридачу. Или на
Клэптона в его нынешнем состоянии. Ох, нет, только не это! «Невесту» мне,
«Невесту“!
“Невеста?». Когда «Невеста?» осенью
прошлого года появилась на сингле, наблюдать за реакцией людей на эту песню было
забавно. «Хорошая песня! Попсовая!» — радостно восклицали те, кого в словечке
«rockapops» больше привлекает вторая составляющая. «Хорошая песня, но…
попсовая…» — тихонько вздыхали те, кого в «rockapops“е» привлекает
составляющая первая. Студийная версия, на мой взгляд, способная всех примирить.
Кусочек декоративного джаза в финале не лишил песню иронии и легкости, но придал
ей необходимый музыкальный вес.
У меня «Невеста?» всегда стойко
ассоциировалась с песнями Дэвида Боуи времен «Hunky Dory» (вспомните «Changes»,
«Oh, Your Pretty Things», «Feel Your Heart»). А еще «Невеста?» — это своего рода
«альтернативный вариант истории», вернее, его кусочек, полунамек. Представьте
себе, что звук «Мумий Тролля» двинулся в эту сторону — предельно чистое, легкое
звучание инструментов, отсутствие каких-либо аранжировочных виньеток и
электронных звуков и (хотя бы в нескольких песнях) акцент не на гитару, а на
клавишные, на пиано. Интересно, правда? И эта мысль — повод отвлечься на
тему…
… ЧТО они потеряли.
Потеряли эту удивительную легкость и четкость звука, лаконичность и ясность
аранжировок, которая многих и подкупила в 97 г. на «Морской». «Маленькие четкие
звуки» — слушая «Морскую», закрыв глаза, можно было представить, что этот бэнд
играет где-то рядом, буквально в твоей комнате. С новыми песнями этот номер уже
не проходит. С песнями из «Икры», впрочем, тоже.
Мой друг-меломан, послушав
«Точно Ртуть Алоэ», заявил: «Теперь у „Троллей“ в будущем два пути — или
радикально-электронный альбом, или „unplugged“. А мне вот кажется, что если в
будущих студийных записях „Мумий Тролль“ попытается вернуть звуку утраченную
легкость и простоту — может получиться что-то очень интересное.
Зато теперь
никто не обзовет их брит-попом! Чес-слово, в брит-попе так не умеют. Впрочем, мы
несколько отклонились от темы.
“Клубничная». Она «разворачивается», как конфета; она бодрит маршевым ритмом, она наваливается на слушателя сдвоенными «куиноподобными» гитарами… и вдруг обрывается как-то совершенно неожиданно и смущенно. Концовка песни явно скомкана, но почему-то кажется, что это сделано совершенно сознательно. Как будто «Клубничная“ должна стать только прологом к следующей песне.
“Сны». Удивительно. Удивительно слышать такой звук, такую аранжировку и такую мелодию в альбоме «МТ». Удивительно слышать «Мумий Тролль» таким, но более всего удивительно слышать таким Илью — совершенно беззащитным. Не прячущимся за гитарными аккордами, кошаче-мяукающими интонациями и вечной спасительной иронией. Ноль стеба, ноль двусмысленности. Во сне не лукaвят. Он еще раз так же откровенно посмотрит в глаза слушателям только в финальных «Случайностях». Но там — все-таки с улыбкой. А здесь — как заклинание: «Спи, спи…»
Мелодия «Снов» тоже удивительно красива, но вот звуковое решение поначалу вызывает бурный протест — ну кто же так пишется в 99-ом году? С такой кучей синтезаторов и оркестровыми эффектами, явно страдающими синтетической белковой пышностью? Но гитары — гитарами, а неоромантическая юность с «Depeche Mode», «Duran Duran», и «A-Ha» нет-нет, да и напомнит о себе. Аранжировка — как воспоминание о тех временах, как сон о детстве. Если врубиться в это, понимаешь, что «Сны» очень дороги для Ильи, что на самом деле это очень личная вещь.
Но вообще-то вариантов звука тут могло быть множество. «Сны» спокойно можно было двинуть в направлении трип-хопа; можно было сделать тихую акустическую балладу с живым струнным квартетом. Вполне допускаю аранжировку в духе спокойных вещей Джона Кейла, Ника Кейва и ранних работ Кейт Буш и Тори Эмос — простая, спокойная ритм-секция и выведенное на первый план торжественное пианино. Любопытно — если песни из «Морской», «Икры» и «Шаморы» трудно представить в каких-то других вариантах аранжировки, то песни из нового альбома подчас допускают множество звуковых решений; причем далеко не всегда решение, избранное группой, кажется самым верным. Так что если дело когда-нибудь дойдет до сборника кавер-версий «МТ» или кто-нибудь (а может, сами «Тролли»!) решится записать «Another Side Of Tochno Rtut“ Aloe“ — есть где разгуляться.
“Без Обмана». Али Маас, похоже, скоро научится не только петь, но и говорить по-русски. Роскошный гитарный рифф (спасибо, Юра!), диско-фанковый бит и… и как вы это все будете играть вживую без женского бэк-вокала, молодые люди? Вот и повод для еще одного лирического отступления, которое вкратце можно выразить одним словом —
Обидно!
Обидно, что предыдущий состав группы, с Денисом Транским и Олесей Ляшенко,
который в 97–98 гг. стал идеальным сценическим воплощением «МТ», так и не успел
адекватно выразиться в студии. «Шамора“ не в счет — старые песни, аранжировки
которых не так уж радикально изменились по сравнению с оригиналами 85 и 90 гг.
Не думаю, что участие Дениса и Олеси радикально изменило бы аранжировки нового
альбома, но, во всяком случае, они имели право на свой (пусть скромный) вклад в
эту работу. Обидно-с.
К слову — всех тех, кто интересуется, чем сейчас
занимается Олеся, отсылаю на www.farpost.com — http://mt.stl.ru/ol/ Послушайте
ее собственные песни — да, это пока стадия ученичества, но, честное слово, в
этом что-то есть! Впрочем, мы опять отвлеклись.
Позволю себе кое-что добавить к этим словам. Прежде всего то, что ТАКИМ мы тоже раньше не слышали «Мумий Тролль» и, наверное, даже не ожидали от них таких ходов в аранжировке. Фраза «Точно Ртуть Алоэ“ в музыкальном смысле — это даже не шаг вперед, это шаг куда-то в сторону» в последнее время стала очень модной; что ж, тогда «Ему Не Взять Тебя», «Сны» и (как ни странно!) «Невеста?» — самые далекие путешествия в эту самую сторону, в глубины собственного лабиринта.
Концовка жутковата и очень красива — замирающая (будто замерзающая) электрогитара, тихие вскрики и подводный шепот: «Остаются, остаются…» «Ремни сзади не распутав…» — какие ремни? Те, которыми «пристегнись, наверное, крепче» или привязные ремни кресел в рухнувшем вниз и сгинувшем вдруг в океан самолете? Слушая «Ему Не Взять Тебя» я впервые задумался о том, что мейк-ап полупривидений-полуутопленников, использованный в оформлении «Точно Ртуть Алоэ», может быть чем-то оправдан.
Но вообще-то оформление альбома — на мой взгляд, одно из его слабых мест. Оно, конечно, очень нравится юным девам периода полового созревания; сцену обцеловывания Ильюшиной груди я несколько раз лично наблюдал в музыкальных магазинах. Но, во-первых, подобное «ню» не новость со времен «Raw Power» «Stooges» (не говоря уже об «Aladdin Sane» Боуи, «Psychomodo» «Cockney Rebel» и т.д., и т.п.). Во-вторых — некая абстракция на обложке гораздо лучше соответствовала бы содержанию альбома. И присмотритесь внимательно к обратной стороне диска; Юра Цалер смотрит в объектив с такой тоской, будто хочет спросить: «Фотограф, а фотограф? Когда ж, бляха-муха, это все кончится?!»
Рецепт для гурманов — если в «Ему Не Взять…» вы окончательно запутались и потеряли связующую нить во всех этих «турецких телебашнях» и «нравится — не нравится“, добавляйте на своем аппарате низких частот и слушайте бас Сдвига, оттянитесь на настоящей музыкантской работе.
“Тише». Как бы это лучше выразиться? Приближаясь к финалу, лирический герой впадает в буйное хард-роковое помешательство.
Гитарный рифф в припеве (если ЭТО можно назвать припевом) чем-то напоминает аналогичный фрагмент в «цеппелиновском» «Black Dog». Китайский оперный вокал немедленно вызывает в памяти сначала «В Думах О Девушке Из ГЦП КНР», а потом и (в который уж раз!) Дэвида Боуи, альбом «Scary Monsters» и вступительную версию «It“s No Game». Но у Боуи был японский перевод текста, а здесь — китайская опера. Наверное, это как раз тот случай, когда ученики в чем-то превосходят своего учителя, отталкиваясь при этом, тем не менее, от его идей.
В музыкальном отношении «Тише» вообще маленький шедевр, особенно гитарная перестрелка в финале и бешеные барабаны Олега Пунгина. И тем не менее есть в этой песне что-то декоративно-пародийное. Старые рок-н-ролльные формы сегодня хороши только в том случае, если в них искренне верят изнутри; верят те, кто их играет — как «Rolling Stones», Нил Янг или «Алиса». Корни музыки «МТ» все-таки немножко не здесь, и в результате хард-рок получился опереточным в прямом и переносном смысл слова. Невольно ловишь себя на мысли — а если бы вместо «Тише» поставить на альбом «Масло», а «Тише» увести на сингл? Да, в этом случае финал альбома получился бы несколько перегруженным, но в то же время, если можно так выразиться, более эмоционально достоверным.
«Случайности». Ну вот и все. «И проснешься — снов нет, слов нет». По одному и вдвоем мы вышли из лабиринта на свет. И ведь совсем неброская песня, согласитесь. Нет в ней на первый взгляд ничего особенного — ни гитарного драйва и удивительно точных, чеканных строчек «Времени Тепла», ни вокальных откровений «Сигналов», ни вселенской тоски «Эхом Гонга». В ней есть нечто большее — как будто в конце пути Автор спокойно и честно, с доброй улыбкой взглянул нам в глаза: «Ну что? Вам было не скучно? Вам было не страшно? Вы придете еще? Мне кажется, придете».
Так мне показалось вроде —
Так, наверно, и случится!
Большинство песен «МТ» привлекают как раз недосказанностью, полунамеком. Как будто близкий и дорогой тебе человек в кои-то веки решился заговорить о чем-то крайне важном и вдруг на полуслове осекся, махнул рукой — «да ладно, чего там, в другой раз…» — и перевел разговор на какую-то милую чепуху, на мосты, сигареты, цветы, обычный вечер-обычный дом, расколотые пластинки, сто новостей и один телевизор. Исключения редки — «Время Тепла», «Воспитанник Упавшей Звезды», «Сиамские Сердца», «Сигналы». «Случайности» как раз из числа этих редких исключений, и эта неброская на первый взгляд песня на самом деле стоит очень дорого, особенно для самого Автора.
Ну, теперь все? Можно идти в клуб «Studio» к заказанным столикам праздновать победу? Нет, стоп, все назад! Ну вот, как всегда —
Олега забыли!
И Сдвига тоже. В альбоме нет песен, в которых ритм-секция как-то особенно выдвинулась бы на первый план, но всем тем, кто придет на концерты «Ртуть Алоэ Тура», думаю, станет ясно — ритм-секция «Троллей» на сегодня одна из лучших в России. Одно дело — механически молотить нужные ритмы, и совсем другое — играя на басу и барабанах, не просто создавать нужный «бэкграунд» гитаристу, клавишнику и вокалисту, но быть очень чутким к нюансам коллективной игры. Впрочем, в полный рост это становится ясно только на концертах.
Алоэ.
Когда бонги в финале «Случайностей» отобьют последнюю дробь и музыка стихнет,
возникает очень классное чувство. Как в тот миг, когда в финале «Ziggy Stardust»
струнный квартет словно подводит окончательную черту под шестидесятыми и
объявляет о начале новой эры. Как в тот момент, когда в «New York» полоумная
виолончель домучивает последние ноты «Dime Store Mistery». Как в «Mezzanine»,
когда несколько секунд в финале звучит прощальный шорох винила. Я не сравниваю
масштаб новой работы «Троллей» с масштабами Дэвида Боуи, Лу Рида и «Massive
Attack». Масштабы, может быть, и разные — а смысл тот же самый.
Это АЛЬБОМ.
Это законченная, цельная, многослойная работа, слушать которую — все равно, что
смотреть хороший фильм или читать хорошую книгу. И что-то может нравиться,
что-то не нравиться, с чем-то можно не соглашаться, можно хотеть чего-то еще и
предъявлять претензии к деталям. Но главное все-таки получилось. В той точке
времени и пространства эти четыре человека — Илья Лагутенко, Юрий Цалер, Евгений
«Сдвиг“ Звиденный и Олег Пунгин — были ТАКИМИ. И сумели воплотить это ощущение
себя и свои чувства в звук. И время и пространство в рамках этого альбома тут же
перестали существовать.
“Точно Ртуть Алоэ» — это еще один пример того, что в
таком быстротечном и эфемерном жанре, как популярная музыка, можно делать что-то
всерьез и от души. Пример того, что популярными могут стать произведения умные,
парадоксальные и будоражащие воображение. Пример того, что можно взрослеть и
набираться опыта, не старея, не надувая щеки от пафоса и многозначительности, не
примеряя на себя затасканную тогу пророка и властителя дум. И это, пожалуй,
самое целебное алоэ, которое растет в Лабиринте, ведущем к звездам.
P.S.: Большое человеческое спасибо — Леониду Бурлакову, Илье Лагутенко, Евгению «Сдвигу» Звиденному, Юрию Цалеру, Олегу Пунгину, Александру Кушниру, Кириллу и Валентине Бабий, Роману Самоварову, Олесе Ляшенко, Андрею Немкову, Наталье Черкашиной, Дмитрию Удалову, Михаилу Друяну, Александре Панфиловой, Константину Евгеньевичу, Лунной О. из города Киева, Дарье и ф/клубу «Всецело Всем», Капитолине Деловой, музыкальным магазинам «Погружение» (г. Красноярск) и «CD-Land» (г. Владивосток), Юрию Федорову, Дмитрию Коннову и всем-всем-всем на «Радио Максимум» (г. Москва) и «Радио Афонтово» (г. Красноярск).