«У НАС КАРНАВАЛ (ПЯТЬ МЫСЛЕЙ ПО „РТУТЬ-АЛОЙНОМУ“ ПОВОДУ)». «Тибетский Еж» (Омск)

Стройный хор самых разных голосов, вложивших в этот крик всю бурю эмоций, еще звучит у меня в ушах: «Му-мий Тролль! Му-мий Тролль!» «Раскатанная» звуком, я еще пыталась анализировать ощущения… Они упорно перебивались голосом Леонида Парфенова: «800 дней, 13 песен, 4 человека, 1 голос»… (Кстати, почему 800?) Илья Лагутенко, Евгений Звиденный, Олег Пунгин, Юрий Цалер — их ведь на самом деле всего-то четверо. Откуда такой нахальный карнавал, такой ураган страстей?!! На эту тему можно рассуждать бесконечно, а правды не узнает никто.
Не узнали этого на пресс-конференции ни журналисты, ни всюду проникающие шустрые девчонки. Нам, утомленным обменом энергии на концерте и ожиданием, не удалось смутить звезд каверзными вопросами. Короткая наша беседа в ослепительно белой комнате носила характер скорее формальный, и обаяние этих ребят — Ильи Лагутенко и не особенно разговорчивого Жени «Сдвига» Звиденного — ничуть не угасло от усталости. Илья сразу хитро спросил: «Как у вас дела? Как ваша газета? Набирает тираж?» — «Спасибо, все хорошо, но, может, мы все-таки про вас поговорим?» — «Нам интересно, что происходит у вас в период нашего отсутствия!»
Ну, а нам было интересно, что происходит у них в период их отсутствия. В прошлый раз они были у нас в день рождения Ильи, и вот опять привезли с собой хорошую погоду… С того момента, когда «Мумий Тролль» гордо покинул сцену, намереваясь целиком заняться новым альбомом и планируя возвращение только в новом (по их исчислению) тысячелетии, произошло множество событий, никак не позволявших забыть про группу. Теперь они вернулись, по сути, никуда и не уходя, просто этот красивый жест был лишним поводом поговорить о феномене «Мумий Тролля». Меня всегда восхищал их безупречный промоушн, выверенный, по западным стандартам. Но, видимо, не только благодаря ему «МТ» продолжает оставаться группой N1!.. Чтобы понять коллектив и его музыку в новом времени, нужно следовать за ним «не один парсек», тщательно изучая все творчество.

МЫСЛЬ ПЕРВАЯ. Концерты «Мумий Тролля» — это некие термоядерные шоу, это нечто космическое, маленький, но очень мощный генератор своего собственного мира… (Для меня концерт начался еще в переходе у СКК, где юные поклонницы, то и дело срываясь на визг, пели «Делай меня точно».) Зал погрузился в темноту, и в этой холодной дымной тьме, когда я будто бы на самом деле видела проскакивающие всюду электрические разряды, — р-раз! — возникли четыре пары мечущихся фонариков и шквал гитарного звука: «Ка-а-а-арнавала не будет»… На фоне скромного черно-красного задника с логотипом «МТ» — полные безумной энергии метания Ильи по сцене. Вираж, еще… Хватает микрофон, как змею… «Вы еще не забыли номер нашего звездолета?..» На сцене они — группа, полная гармонии, с четким центром. Почти подряд — вещи из нового альбома. «А эта девушка едет за нами с самого Северного полюса!» — приветствует Илья фанатку с черной табличкой, и начинается полный позитивного стеба «Северный полюс». Толпа в стоячем партере прыгает в такт, умудряясь подпевать и верно следовать за Ильей в замороченном лабиринте слов. Девчонки по-настоящему плачут от счастья, и я чувствую себя до неприличия циничной потому, что не могу к ним присоединиться. «Ско-ско-ско-ско- быстро!» Мелодраматичная «Ему не взять тебя» вдруг взрывается роскошным фейерверком, и меня едва не сбивает с ног волна восхищения. Как они живут в таком напряжении?! Каждый день невозможно выкладываться настолько… После перерыва — ожидаемая насмешливая «Невеста?» с помпезными клавишами, «Жабры» — и это неподражаемое кошачье «Спасибо большое… большое… большое…» А потом — «тролли» добивают уже почти выдохшуюся публику диким коктейлем из старых вещей, и впечатляющим финальным аккордом звучит «Владивосток 2000». «Наступят времена почище», — многообещающе выкрикивает Лагутенко, сверкая глазами…

МЫСЛЬ ВТОРАЯ. Для группы уже наступили эти времена. Другое измерение рядом — в него можно попасть, послушав новый альбом «Точно Ртуть Алоэ». Viva El Rockapops! «Раздавленные солнцем, укушенные судьбой» «Мумий Тролли» определяют новую реальность забавным словечком «рокапопс», углубившись в психоделические просторы. «Дневниковые записи из жизни замечательных людей», — говорит, усмехаясь, Илья. Фактически это первый альбом, записанный в статусе мегазвезд. Впервые — вязкий, насыщенный звук и некоторый трагизм в сложных образах новой пластинки, которые многим оказались не по зубам. Группа очень выросла, «потяжелела», и теперешний ее псевдо-глэмовый имидж принимается настороженно. «Мы еще красивееее…» А что же прежние поклонники? Их широкомасштабная влюбленность может скоро выветриться, уступив место более прочному и мудрому чувству. «Точно Ртуть Алоэ» к этому располагает. Мне лично доставляет удовольствие слушать альбом — непросто, словно «вгрызаясь», ввинчиваясь в эту странную музыкальную субстанцию, раз за разом открывая новые «пласты».

- Вы говорили, что хотите сделать нечто радикально другое. Получилось?

Илья: Нет, на самом деле мы ужасные консерваторы. Традиционалисты.

- А мне показалось, что вы очень изменились за эти два года.

Илья: Ну, я надеюсь, не в самую плохую сторону…

- Многим из тех детей, которые сегодня пришли на концерт, не понравился новый альбом. Но они все равно пришли — посмотреть на вас, послушать, так сказать, за прошлые заслуги. Вы заработали себе это право — делать то, что вы хотите? Ведь предыдущие альбомы были более коммерческими.

Илья: Наверное, как сердце подсказывало. Чуть-чуть коммерциии, чуть-чуть конъюнктуры. Я считаю, что это тоже конъюнктурная пластинка, и она коммерчески успешная — мы ее продали больше, чем всех предыдущих. Так что понравилось — не понравилось, это дело такое…

Сдвиг: А дети подрастут, еще раз послушают.

Илья: К нам приходят родители этих детей и говорят: «Знаете, раньше мы над ними улыбались, а теперь вот оно, оказывается…» Мы встречаем друзей, одни восхищения слышим. По-моему, это заслуженно. Я тоже чрезвычайно горд за эту пластинку.

МЫСЛЬ ТРЕТЬЯ. В тот год, когда «Мумий Тролль» не выступал (почти), вовсю шла работа над достойным «возвращением». Передел устоявшихся понятий шоу-бизнеса продолжался с завидным трудоголизмом. Они выпустили два экстравагантных клипа, не видел которые разве что слепой. Не кто иной, как «Мумий Тролль» ввел на российском музыкальном рынке понятие сингла — отдельно от номерного альбома существующей работы, со схемой «хит + т.н. „b-side“ (в альбом позже не входящий) + ремиксы». Последнее слегка утомило, но — надо так надо. Иногда бывает удачно.

Илья: На последнем нашем сингле «Карнавала. Нет» нам делал ремикс Ти-Джей Реми из Великобритании, довольно известная личность, он занимается тем, что называют «азиатским андерграундом». Еще Грег Бримсон делал ремиксы, который и с «Металликой» работал. Он в основном занимается тяжелой музыкой, я смотрю, она у нас не очень популярна.

- Когда наконец выйдет ваша кассета с видеоклипами?

Илья: Насколько мне известна ситуация, кассета готова к выходу, но необходимо решить юридические права, поскольку некоторые клипы принадлежат компаниям, которые их снимали.

- Новое сняли что-нибудь?

Илья: Да, клип на песню «Без обмана». Весь материал готов и находится в монтажной студии. Режиссер клипа — Виктор Вилкс, знакомый вам по работам «Ранетка» и «Невеста?».

- А что с клипом «Инопланетный гость»? Почему его не выпустили?

Илья: Нам он очень нравится. Его Женя монтировал, так что он сейчас вам расскажет, как все было на самом деле.

Сдвиг: А вот на Украине его нормально показывают…

Илья: Да, на Украине его взяли в ротацию, в отличие от российских каналов. У нас ведь на телевидении как: надо или деньги им заплатить, или же надо, чтобы он как бы понравился…

Сдвиг: Видимо, им не понравилось. А вот в Киеве понравилось.

- В клипах «Невеста?» и «Карнавала. Нет» у вас новый имидж. Слегка женоподобный…

Илья: Самое интересное, что меня нет в клипе «Невеста?». Там только мой рот, а все остальные — это наши знакомые девушки снимались, потом их ретушировали на компьютере. Ну а во втором — да, это мы живые… (Добродушно) У нас карнавал. У нас праздник.

- В новом альбоме у вас довольно сложные аранжировки. Как же вы вчетвером на концерте справляетесь?..

Илья: Вы же сегодня видели — справляемся…

- Закон успеха, как правило, в умении удивить. Когда вы почувствовали, что это вам удалось?

Илья: Нет, закон успеха, скорее, в тяжелой, кропотливой работе. Наверное, у нас много лентяев, раз они этому удивляются.

- Когда-то вы назвали главной причиной того, чем вы занимаетесь, деньги. А сейчас как?

Илья: Хватает. На пластинки хватает, на переезды. Если денег не будет, будет, наверное, как-нибудь по-другому. Что-нибудь делать будем. Просто ездить без пластинок (смеется)…

МЫСЛЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Сейчас очень немного людей подобным занимается, поэтому целенаправленная деятельность «Утекай Звукозаписи» по поддержке молодых талантов вызывает уважение. Этим заведует в основном Леонид Бурлаков, директор (не доверяя всю гамму теплых отношений этому сухому определению, все «тролли» нежно называют его Канцлер) «МТ». (Илья уточняет: «Я не являюсь никаким административным лицом „Утекай Звукозаписи“, так, иногда чеки просматриваю».) Вышло два небезынтересных сборника — «У1» и «У2», и многие имена, теперь известные практически каждому, на этих сборниках появились впервые.

- Какие сейчас отношения с Земфирой?

Илья: Мы передали все права на ее пластинку компании Real Records.

- Что с группой «Deadушки»? Почему их не слышно?

Илья: Это был не самый наш коммерчески успешный проект. Но пластинку «Искусство каменных статуй» я считаю одной из самых интересных в электронной музыке и по сей день из тех, которые были выпущены российскими музыкантами. Кроме них, по-моему, лучше до сих пор никто не сделал. То, что эту музыку широко не принимают у нас в стране, — так у нас и кое-что другое тоже не очень хорошо принимают.

- Какие были последние проекты «Утекай Звукозаписи»?

Илья: Был выпущен сборник «У2», на котором много различных групп, мне лично интересных, скажем, таких, как питерская группа «Сегодня Ночью».

- А что за F.A.C.T.?

Илья: Да, была моя с ними совместная песня («Три раза»), это группа из Риги, хардкор-рэп-трио. Я их лично очень хорошо знаю, и как-то так сложилась у нас эта песня.

- Как дела у «Туманного Стона»?

Сдвиг (в прошлом, кстати, басист «ТС»): Чудесно. Они записали новую песню, которую вы могли слышать сегодня перед концертом. Видимо, пока мы ездим, записали еще что-то и готовят новый альбом.

МЫСЛЬ ПЯТАЯ. С началом гастрольной жизни «МТ» вернулись в водоворот переездов — выступлений — саундчеков — пресс-конференций — дорожных впечатлений — новых встреч — коллективной жизни — и опять переездов, переездов, сумасшедшей гонки длиной в месяцы и тысячи миль…

- Летом у вас, вроде бы, планировался фестиваль во Владивостоке.

Илья: Нет, летом нет. Но мы окажемся во Владивостоке через 13 дней, и с нетерпением ждем этого.

- Дома тоже есть ажиотаж?

Илья: Ну, есть чуть-чуть, но там больше, знаете, ажиотаж такой… дружеский. У нас там много друзей, знакомых, родственников, всех надо вниманием не обделить и еще успеть вкусить прелести приморской жизни. 1 мая будет открытие навигации, обязательно поучаствуем в регате — без нас никак.

- Сейчас вы где проживаете?

Илья: В автобусе. Там у каждого на втором этаже есть кровать, подушка, одеяло. На первом этаже у нас столовая и импровизированная студия. Сколько нас там? 8–9… Иногда кто-нибудь присоединяется, кто-нибудь хочет с нами прокатиться в другой город. Есть определенные факторы, когда человека мы можем взять с собой, некоторым, например, нужно куда-то доехать… Хотя сейчас мы никого на дорогах не видели.

Сдвиг: Мужика на телеге видели.

Илья: Да… Уже тысяч семь километров проехали, но больше никого не было. Сейчас, наверное, время такое, что люди не пытаются автостопом ездить.

Юные авантюристки уже, наверное, представили себе романтичное путешествие в автобусе с «Мумий Троллем», а группа тем временем в шикарном двухэтажном «Сryzel“е», на котором кто-то уже вывел вездесущее «До Парижу», катит в сторону прямо противоположную. На Восток.

- Что вы скажете о развитии рокапопса в стране?

Илья: Как видите, идет семимильными шагами, набирает обороты. Если вы послушаете радио сейчас, там сплошной рокапопс. Правда, всегда нужно видеть тонкую грань между рокапопсом и попсороком.

Легко убедиться в том, что рокапопс горы может двигать при правильном приложении сил. Сокращать расстояния и пробивать пространство — уж точно. «Так мне показалось, вроде, так, наверно, и случится…»

Еще