«Колобродим с Мумий Троллем» — Бизнес-Актив (Красноярск)

КОЛОБРОДИМ С «МУМИЙ ТРОЛЛЕМ»

Девять вечера, гостиница «Красноярск», собираемся на первом этаже, ждем автобуса, чтобы ехать «на площадку». «В Иркутске всё отлично было» — рассказывает мне барабанщик «троллей» Олег Пунгин – «в баньку сходили, омуля наелись. Жаль только, что в этом туре мы так до Владивостока и не долетели, не удалось настоящей-то рыбы попробовать».

Иркутская идиллия с банькой и омулем закончилась на следующее утро – задержка рейса, несколько часов муторного ожидания в аэропорту «на чемоданах», прибытие в Красноярск с большим опозданием. Времени на отдых, прогулки по городу и раздачу интервью просто-напросто нет – саундчек начинается намного позже, чем хотелось бы, концерт задерживается, публика волнуется. Кто сказал, что рок-н-ролл – это не работа?

«А не открыть ли нам с тобой, Ваня, в Москве бар под названием „Лаврентий Павлович“?  — спрашивает Женя „Сдвиг“ Звиденный, басист „Мумий Тролля“, клавишника Ивана Фармаковского, глядя в окно автобуса на неоновый фасад „Че Гевары“. В гримерке юмористический настрой сохраняется, существенно облегчая обмен музыкальной информацией. „Вот, Ваня, это те самые „новоромантические“ группы, которые на синтезаторе одним пальцем играли – „плям-плям-плям!“ — веселится Илья, разглядывая подаренные ему DVD “Japan■ и “Ultravox■. Иван Фармаковский, между прочим, окончил Гнесинку и успел поиграть с изрядным количеством авторитетнейших джазменов – ну как над ним не поиронизировать? Гитарист Юрий Цалер тем временем извлекает из кофра своё новое приобретение – „Фендер Стратокастер“ 69 г. выпуска. „Купил в Москве у одного хорошего человека, который серьёзно занимается старыми гитарами. А все эти „салоны винтажных музыкальных инструментов“… — эпитеты оставим „за кадром“. Обсуждаем гитарную технику Фрэнка Заппы, альбомы Джона Кейла и Ричарда Томпсона, виртуозов „Хэммонд“-органа, новинки французского шансона и греческого фольклора – в „Мумий Тролле“ не только играют, но и слушают хорошую музыку. В разговоре немедленно всплывают всевозможные гастрольные байки. „В одном самолёте с Киркоровым летели недавно“ — усмехается Лагутенко – „ух, насмотрелись…“ Хиханьки да хаханьки, прибаутки-шуточки, а в нескольких метрах от нас, за тонкой стенкой, на расстоянии трёх шагов – заполненный до предела, нервничающий от затянувшегося ожидания зал. Зал, который им сегодня предстоит взять, сделать.

Я всегда исчезаю из гримёрки за несколько минут до начала концерта, чтобы не пропустить момент выхода группы на сцену, первые аккорды первой песни – а ей в тот вечер стали „Кораллы“. И не было на этом концерте привычного для рок-коллективов со стажем разделения программы на „две-хорошие-песни-с-последнего-альбома“ и „лучшее-любимое-за-десять-лет“. „Невеста“, „Утекай“, „Это по любви“, „Скорость“, „Владивосток 2000“, „Медведица“, и вместе с ними – „Хищник“, „Золотые ворота“, „Приватизация“, „На удачу“. И то, чего совсем уж не ожидали – „Стёкла“ из альбома „Меамуры“, специальный подарок для красноярцев, песня, которая играется „троллями“ на концертах только по особым случаям.

И вот когда зал был сделан и взят, когда он на ура принял „хиты“ и „нехиты“, когда девушки станцевали всё, что положено, на барной стойке, а какой-то неукротимый вьюнош из-за дальнего столика в полный голос проорал вместе с „Мумий Троллем“ все песни, вместо обычной в таких случаях паузы для выжимания аплодисментов и последующего выхода на бис „мумий тролли“… поменялись инструментами. Юрий Цалер сел за барабанную установку, электрогитара досталась Сдвигу, в руках Олега Пунгина очутился бас. „Наш барабанщик пан Пунга сегодня ещё не играл на бас-гитаре! Соло – 35 минут! Засекаем время!“ — юморит разгоряченный Илья. Но получасового соло на басу (к счастью или к сожалению?) не было. Были „Дельфины“, которых зал спел так, что Лагутенко мог себе позволить только дирижировать, подыгрывать на гитаре и чуть-чуть подпевать.

Когда в финале концерта такой же фокус с обменом инструментами проделывает группа “U2■, честное слово, у них это получается не столь эффектно. „У нас подсмотрели!“ — смеются в гримерке „тролли“. И уверяют, что свежий концертный DVD “U2■ никто из группы в глаза не видел. Похоже, не врут.

„Андрей, сколько раз ты слышал все эти песни?“ — усмехается Илья, когда я вхожу в гримёрку — „ну, сколько? А всё равно выглядишь счастливым!“ Расслабленные фигуры, откинувшиеся на „чегеваровских“ диванах, опустошенные лица, растерянные улыбки. Штамп из школьной стенгазеты „усталые, но довольные“ придётся вывернуть наизнанку – довольные, но усталые. Очень усталые. „Мне самому сегодня ни одно соло не понравилось“ — качает головой Цалер, хотя то, что он сыграл в „Хищнике“, „Золотых воротах“ и „На удачу“ заслуживало, на мой взгляд, всяческих похвал.

Нового альбома „Мумий Тролля“ нам придётся подождать до будущего года, а скоротать ожидание поможет DVD с научно-фантастическим фильмом 1935 г. „Космический рейс“, заново озвученным „троллями“. Очень может быть, что эти инструментальные темы в ближайшем будущем сложатся в ещё одну новую пластинку.

Я помню стенограмму одного радиоинтервью 98 г., в ходе которого Лагутенко буквально взорвался (а с ним это случается крайне редко), когда ди-джей начал упрекать „Мумий Тролль“ в „отсутствии гражданской позиции“. Сегодня, когда все уже смирились с тем, что „тролли“, как поэт Игорь Северянин, „иронические романтики“ или „романтические ироники“, группа выразила свою гражданскую позицию намного четче, чем большинство записных правдорубов русского рока. Видеоклип „Хищник“, собранный фотографом Кириллом Поповым из хроники военных действий и террористических актов, по-настоящему напугал наши гламурненько-позитивненько-корпоративненькие телеканалы. «Сегодня даже хроника стала глянцевой“ — усмехается Илья – «такие красивые фильмы снимают про войну в Ираке и Чечне! Но в случае с „Хищником“ мы сознательно придерживались старой школы, это “low-fi■, это настоящая хроника“.

«Песня, которая сегодня является гимном группы „Мумий Тролль“? – Лагутенко не задумывается ни на секунду – «если не ошибаюсь, этого исполнителя зовут Рома ВПР, это такой русский хип-хоп. А песня называется „Е…ть-колобродить!“

АНДРЕЙ ШЕВЕЛЁВ

Еще