«Черная амба» — Афиша

Черная амба

Новый альбом группы «Мумий Тролль»

Впервые новый альбом «Мумий Тролля» мне довелось услышать в довольно специфических обстоятельствах. Душной пятничной ночью вследствие сложной цепи событий я обнаружил себя на переднем сиденье невесть откуда взявшегося розового каб╜риолета в компании малознакомых людей. Кабриолет мчался по бульварам; из динамиков на полную мощь раздавались про╜стецкие отрывистые аккорды и голос И. И. Лагутенко. «Всем телепрограммам приходит однажды конец», — заявлял он. «Давай будем мерить все наши новые джинсы», — предлагал он. «Какие бермуды, такие треугольники», — утверждал он. Редкие встречные провожали нас взглядами, полными плохо скрывае╜мой классовой ненависти, — и я их понимаю: во всей этой затее было, конечно, оголтелое и неприкрытое бесстыдство. Штука в том, что пластинка «Амба» источает похожее бесстыдство практически каждым своим звуком.

Шестой альбом «Мумий Тролля» похож на все альбомы «Мумий Тролля» разом — и отличных вещей на нем не одна, а все десять. Группа играет без затей, но лихо и звонко; звук местами прозрачный, чистый, как платье той самой невесты, местами жирный, лоснящийся и лукавый; мажорный рок-н-ролл и патологические эстрадные номера присутствуют в рав╜ных пропорциях. Лагутенко жмурится, изнемогает, увивается и рявкает, выстраивает в ряд куртуазные шипящие в нежнейшей

и обманчивой «Когда ты была»; вообще, «Амба» лишний раз подтверждает, что талант его не столько поэтического, сколько фонетического толка: послушайте, как Лагутенко перерабаты╜вает землистое словечко «руда» в восклицательное «RU.DA» или как он на протяжении минуты на разные лады повторяет звук «к» в «Королеве рока», — рехнуться можно, что такое (эта самая «Королева» — вообще отдельная песня, бессовестный глэм с запилами в духе каких-нибудь Slade, самое, наверное, дикое, что есть на альбоме). «Мумий Тролль» всю дорогу упоительно перевирает свои и чужие приемчики: вот тебе лапочки и бабоч╜ки (привет плюшевому гламуру «Меамуров»), вот кубанский хор (привет вопиющим дошкольникам на «Слиянии и погло╜щении»), вот «И если честно» — то ли ехидная реплика к цоевской «Уходи», то ли сиквел собственной «Так надо», вот, на╜конец, пресловутые «Бермуды» — вещь калибра «Медведицы» и «Страху нет», энергетик немедленного действия. Пластинка словно бы мечется между оргазмом и мучительным желанием — и финал тут получается открытый, через несколько секунд по╜сле прощального романса «Гори. Это все» вдруг выпрыгивает идиотический лягушачий реггитон а-ля Crazy Frog. В общем, «Амба» — это «Мумий Тролль» в самом (и в собственном) соку, апология безоглядного сияющего гедонизма.

«Как будто, как будто, только я зачем тут-то» — вот ключевая строка Лагутенко нынешнего, да и, если вдуматься, всего. «Сли╜яние и поглощение» еще можно было принять за очередную мастерскую маскировку, «Амба» продолжает ту же линию и ве╜дет еще дальше, туда, где никаких сомнений уже не остается (забавно, что про оба альбома ходили смутные слухи, что, мол, «Мумий Тролль» взялся за политику — ну да, как же). Лагутенко явно много к чему прислушивается (документальное тому под╜тверждение см. в начале этого номера «Афиши»), но при этом у него выходит музыка, не имеющая ни к чему никакого от╜ношения, вне любых историй, понятий и систем координат. В этом, кажется, фокус всего «Мумий Тролля» — и парадокс того, чем группа стала здесь. Игруна, фигляра и кривляку воз╜вели на трон, который ему совсем не был нужен, — и там он логичным образом стал вести себя подобно мироновскому Министру-администратору в «Обыкновенном чуде» (к слову сказать, присутствующая на «Амбе» песенка «Свидетели» смо╜трелась бы в репертуаре Миронова более чем уместно): бала╜гурить, строить рожи и избегать всякой ответственности. Роль паяца всегда самая сложная — и этим, по-видимому, объясняет╜ся то, что при всем избытке подражателей у Лагутенко так и не появилось ни наследника, ни конкурента. «Мумий Тролль» же в который раз отыгрывает свою партию с нездешним блеском. Так уж вышло, что король и шут — одно лицо; какие бермуды — такие треугольники. «Мумий Тролль» «Амба» («Союз»)

Прислано: Тат

Еще