«Переходя черту» — Итоги

Переходя черту

Группа «Мумий Тролль» выпустила новый альбом

Илья Лагутенко — это мальчик Бананан поколения iPod. В прошлой жизни он играл одним пальцем на «Ямахе», носил в ухе фотографию любимой и был уверен: «Если каждый зажжет по спичке, свет будет на полнеба». Так сказано в каноническом фильме «Асса». Он и теперь зажигает. Не что-то, а вообще. Нынче сказуемое «зажигать» редко требует дополнения. «Зажигать» — почти как «курить». Можно курить сигареты, а можно просто курить, не важно, что именно.

Вот эта постмодернистская расслабленность поколения в новом альбоме группы «8» как на ладони. Причем лирический герой служит не типичным представителем, а скорее строгим ментором и шутом, обличающим нравы («Ты допиваешь свой афродизиак, читаешь свой зодиак, лилии — в „Кадиллак“). Цинически прищурясь, он играет супермена („Мамы, вы не прячьте дочерей“), но не лишен самоиронии („…Ах, оставьте его мне, этого музыканта“). Музыка - обычная для „МТ“ зрелого периода. Компьютерные заготовки накладываются на яркие шлягерные мелодии и упругую гитару Цалера. Органичный сплав. Когда кульминация — проход по „бочкам“ — смоделирована на компьютере, это выглядит верхом цинизма, но в образ „гламурошута“ Лагутенко вписывается идеально. Если же говорить о влияниях, то в „8“ четко прослушиваются и экстатичные Muse, и архаичные Radiohead времен OK Computer, и электронный затейник и обаяшка Moby. И, конечно, старинный лагутенковский предтеча Дэвид Бо╜уи. Сравните хотя бы хрестоматийный „Зигги Звездная пыль и пауки с Марса“ Боуи и лагутенковский инструментал „Запуск ракетоплана „Иосиф Сталин“ на Луну“. Эта вещь, написанная для озвучки смешного советского фильма „Космическое путешествие“ 193 года, пришлась тут очень кстати. В общем, это самый сильный альбом со времен „Меамуров“.

И, наконец, о сокровенном. О нумерологии, которую часто поминает критика. Да, Бананан Второй в этом альбоме концептуален до мозга костей и корней волос. Да, использует нумерологические схемы, как это делал Пелевин в романе „Диалектика переходного периода. Из ниоткуда в никуда“. Только Лагутенко дает фантазии поклонников больше свободы. Три знака „бесконечность“ (три восьмерки - 08.08.08) вообще не проясняют, а затуманивают суть дела. Можно полжизни тасовать цитаты из текстов и разгадывать шараду. Что от слушателя и требуется. Потому как желание обладать всеми альбомами „Мумий Тролля“, начиная с „Икры“, становится в этом случае непреодолимым. Но ведь лучше обожать принца рокапопса, нежели болеть за „Евровидение“, не так ли?

Тексты, как и на многих поздних альбомах, выстроены по принципу китайской „Книги Перемен“ - „И-Цзин“. Это модель мироустройства, позволяющая строить предсказания. События, следующие за музыкальным пасьянсом, идеально ложатся в канву. Вот, например, геополитика — главный тренд августа. Предупреждал вас Лагутенко, что случится страшное? Предупреждал. Получите и распишитесь. Гром грянул, мужик перекрестился. Начнешь проводить аналогии — можно далеко зайти. Но „ежели по серьезке“, как выражается рублевский интеллектуал Ксюша Собчак, то „все не так фатально“. Грузино-русско-американская кампания случайно — вы слышите, случайно! — совпала с выходом пластинки. Умолчим же о неприятном. Тем более, как пишет критика, «ощущение переломного момента дает убаюкивающая „Мамы дочерей“, содержащая фразу: „Это я перехожу черту“.

Очередной переходный период? Именно. Откуда и куда, нам предстоит узнать в ближайшем будущем. Жизнь, как водится, коротка. Искусство, как кажется, вечно.

Евгений Белжеларский

Еще